Мало кто из пассажиров задумывается о том, что происходит в кабине пилотов после объявления: «Мы вынуждены совершить аварийную посадку». Среди множества решений, которые принимают командир экипажа и его помощники в этот момент, одно из самых критичных - снижение массы самолёта за счёт сброса или выработки топлива. Именно это подразумевает порой долгое кружение вокруг аэропорта пока топливо не будет потрачено.
Но почему это так важно? Почему самолёт не должен садиться с полными баками? Ведь для нас эта ситуация сопоставляется с чем-то из серии - нельзя затормозить на машине, пока не кончится бензин в баке. Давайте разберёмся.
Самолёт - это не автомобиль, который едет по дороге. Как Каждый самолёт проектируется с расчётом на определённые нагрузки при взлёте, полёте и посадке. Для этого существуют два ключевых параметра:
- Максимальная взлётная масса - наибольший вес, с которым самолёт может безопасно оторваться от земли.
- Максимальная посадочная масса - предельный вес, при котором самолёт может безопасно приземлиться без риска повреждений.
Эти параметры различаются. Например, у типичного пассажирского лайнера Boeing 777 максимальная взлётная масса может достигать около 350 тонн, а максимальная посадочная - порядка 250–260 тонн. Это означает, что самолёт после взлёта зачастую слишком тяжёл для безопасной посадки. В нормальной ситуации разница компенсируется расходом топлива в течение полёта.
Главная проблема различия посадочной массы - поглощение энергии при ударе о землю. При посадке шасси испытывают высокие ударные нагрузки, связанные с вертикальной скоростью снижения (даже при самой мягкой посадке). Кинетическая энергия, которую необходимо погасить при посадке, пропорциональна массе самолета и квадрату вертикальной скорости. Более тяжёлый самолёт требует больше энергии для остановки, что означает более высокие нагрузки на шасси. Да и вся посадка - штука с физической точки зрения куда более динамичная, чем взлёт. Отсюда и необходимость снижения массы и их несоответствия.
Чем больше масса самолёта, тем выше нагрузка на конструкцию при касании земли. Более того, при грубой посадке с полными баками топливо может пролиться, воспламениться от искр или раскалённых деталей тормозов.
На первый взгляд может показаться, что опытный пилот сможет посадить самолёт осторожно даже с полными баками. Но в реальности посадка - это сложный и динамичный процесс. Турбулентность, снос ветром, ошибка в расчёте скорости - и вот уже вертикальная скорость касания земли превышает допустимые значения. Даже если касание будет «мягким», перегрузки на конструкцию всё равно превысят расчётные при избыточной массе.
Кроме того, аварийная ситуация часто не даёт времени на идеальный подход к посадке - важно приземлиться быстро, пока не вышли из строя системы или не ухудшились условия на полосе. Но это не означает, что приземлиться с полными баками невозможно. Опытные пилоты действительно справятся с этой задачей и иногда можно увидеть подобные обсуждения на тематических ресурсах. Вот только зачем увеличивать риск аварии, если можно легко это решить?
История авиации знает множество примеров, когда посадка с полными баками заканчивалась аварией, а именно поэтому в аварийных ситуациях экипаж старается сбросить топливо (если это возможно и время позволяет) или выработать его в воздухе, кружа вокруг аэропорта.
При этом интересно знать, что не все лайнеры оснащены системой аварийного сброса топлива. Например, самолёты меньшего класса (Boeing 737, Airbus A320) её не имеют - они легче и их максимальная посадочная масса не сильно отличается от взлётной. Крупные дальнемагистральные лайнеры, вроде Boeing 777 или Airbus A350, системой сброса топлива оборудованы. Она позволяет за несколько десятков минут уменьшить массу самолёта до безопасной. Поэтому, не всегда нужна ругать пилотов, если они начинают кружить над аэродромом и тратить топливо. Кран для сброса не всегда возможно открыть.
Не забывайте ставить лайки 👍 и подписываться на канал ✔️, если материал понравился! Так вы увидите больше интересных статей, а моему каналу это поможет развиваться.