Найти в Дзене

Все грани академической живописи в Михайловском замке

Оглавление

В Михайловском замке в Петербурге завершается выставка русской академической живописи рубежа XVIII-XIX веков.

Михйловский замок в Санкт-Петербурге
Михйловский замок в Санкт-Петербурге

Экспозиция полностью состоит из картин, входящих в собрание Русского музея, которые временно переместились сюда со своих постоянных мест в Михайловском дворце, пока там проходила выставка работ Карла Брюллова.

О юбилейной выставке К. Брюллова я писала здесь:

Коллекция академической живописи именно этого периода представляет особый интерес. Конец XVIII в. и начало XIX в. - это время, когда основанная в 1757 году в Петербурге Академия художеств собрала в своих стенах преподавателей и учеников, работы которых навсегда стали визитной карточкой русской художественной школы. Существовавшие здесь системы обучения следовали классическим канонам, до сих пор остающимся эталоном для последователей академической живописи.

Афиша выставки
Афиша выставки

На выставке собраны картины практически всех жанров – историческая, портретная, религиозная, пейзажная живопись. Есть даже скульптура!

Г. Дурнов. Портрет скульптора, медальера, живописца, вице-президента Академии художеств графа Федора Петровича Толстого (1783-1873). Бронза. 1852 г.
Г. Дурнов. Портрет скульптора, медальера, живописца, вице-президента Академии художеств графа Федора Петровича Толстого (1783-1873). Бронза. 1852 г.

Ведь в Академии учили (и учат до сих пор) не только живописи, но и скульптуре, и архитектуре. Среди авторов живописных полотен – А. Иванов, С. Щедрин, О. Кипренский, Ф. Матвеев, В. Боровиковский и другие мастера.

Что произвело наибольшее впечатление

О самых ярких впечатлениях рассказываю кратко в этом обзоре

Историческая академическая живопись

Среди исторической живописи хотела бы выделить творчество Г. Угрюмова, что неудивительно так как художник является крупнейшим представителем данного жанра.

Г. Угрюмов. Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами 1793 (4?) г.
Г. Угрюмов. Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами 1793 (4?) г.

Интересны исторические сюжеты Андрея Иванова (отец Александра Иванова, о котором речь пойдет дальше).

А. Иванов. Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году. Около 1810 г.
А. Иванов. Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году. Около 1810 г.

Сравните 2 разных исторических эпизода.

А. Иванов. Единоборство князя Мстислава Владимировича Удалого с косожским князем Редедей.1812 г.
А. Иванов. Единоборство князя Мстислава Владимировича Удалого с косожским князем Редедей.1812 г.

Портретная академическая живопись

Широко представлен на выставке портрет.

В. Боровиковский. Портрет О.К. Филипповой. 1790 г.
В. Боровиковский. Портрет О.К. Филипповой. 1790 г.

Яркие представители портретной живописи – Боровиковский, Кипренский, Бруни.

Ф. Бруни. Портрет З.А. Волконской в костюме Танкреда. Не ранее 1820 г.
Ф. Бруни. Портрет З.А. Волконской в костюме Танкреда. Не ранее 1820 г.

Этот портрет работы О. Кипренского знаком многим.

О. Кипренский. Портрет гусарского офицера Е.В. Давыдова, 1809 г.
О. Кипренский. Портрет гусарского офицера Е.В. Давыдова, 1809 г.

А это уже совсем другая его работа также в традициях академизма.

О. Кипренский. Портрет скульптора Б. Торвальдсена. 1833 г.
О. Кипренский. Портрет скульптора Б. Торвальдсена. 1833 г.

А здесь портрет и пейзаж играют практически равнозначные роли.

О. Кипренский. Портрет К.И. Альбрехта. 1827 г.
О. Кипренский. Портрет К.И. Альбрехта. 1827 г.

Религиозная академическая живопись

Много внимания на выставке уделено картинам на библейские сюжеты, что естественно для академической живописи.

Р. Волков. Крещение Господне. 1808 г.
Р. Волков. Крещение Господне. 1808 г.

Здесь и обещанный Александр Иванов со своим великим произведением, ставшим хрестоматийным.

А. Иванов. Явление Христа народу. 1836-не позднее 1855 гг.
А. Иванов. Явление Христа народу. 1836-не позднее 1855 гг.

А эта эпическая работа Иванова вынесена в афишу всей выставки и может служить своего рода эпиграфом ко всей академической экспозиции.

А. Иванов. Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения. 1835 г.
А. Иванов. Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения. 1835 г.

А вот посмотрите какая интересная живопись по мотивам басни И.А. Крылова. Сюжет, конечно, не библейский, но мораль вполне себе христианская.

А. Марков. Фортуна и нищий. 1836 г.
А. Марков. Фортуна и нищий. 1836 г.

Пейзажная академическая живопись

И, конечно, мой любимый пейзаж. Ему посвящена примерно треть всей выставочной экспозиции.

С. Щедрин. Вид с Петровского острова в Петербурге. 1816 г.
С. Щедрин. Вид с Петровского острова в Петербурге. 1816 г.

И опять Александр Иванов - теперь уже как мастер пейзажа.

А. Иванов. Дерево в тени над водой в окрестностях Кастель-Гандольфо. Не ранее 1846 г.
А. Иванов. Дерево в тени над водой в окрестностях Кастель-Гандольфо. Не ранее 1846 г.

Чудо как хороша серия водопадов - северных и южных.

Вот она - суровая Финляндия.

Ф. Матвеев. Водопад Иматра в Финляндии. Водопад на реке Вуоксе. 1819 г.
Ф. Матвеев. Водопад Иматра в Финляндии. Водопад на реке Вуоксе. 1819 г.

А это уже теплая Италия того же автора.

Ф. Матвеев. Водопад в Тиволи. Вид от виллы Мецената. 1819 г.
Ф. Матвеев. Водопад в Тиволи. Вид от виллы Мецената. 1819 г.

И еще несравненный итальянский водопад.

Я. Филимонов. Водопад и храм Весты в Тиволи (копия с одноименной картины Х.В.Э. Дитриха). Последняя четверть XVIII в.
Я. Филимонов. Водопад и храм Весты в Тиволи (копия с одноименной картины Х.В.Э. Дитриха). Последняя четверть XVIII в.

И как часть пейзажного собрания, отдельный раздел, где я не могла не задержаться: моя любимая Италия в роскошных пейзажах С. Щедрина.

С. Щедрин. Полдень. Вид в окрестностях озера Неми. 1777(8?) г.
С. Щедрин. Полдень. Вид в окрестностях озера Неми. 1777(8?) г.

Вместе с художником перенесемся в Рим на берега Тибра.

С. Щедрин. Новый Рим. Замок святого Ангела. 1823 (?) г.
С. Щедрин. Новый Рим. Замок святого Ангела. 1823 (?) г.

Взглянем на Неаполь с набережной Санта Лючия.

С. Щедрин. Вид Неаполя. Набережная Санта Лючия.1829 г.
С. Щедрин. Вид Неаполя. Набережная Санта Лючия.1829 г.

В очередной раз восхитимся красотой Амальфитанского побережья.

С. Щедрин. Вид Амальфи близ Неаполя. Конец 1820-х гг.
С. Щедрин. Вид Амальфи близ Неаполя. Конец 1820-х гг.

И все это великолепие доступно нам сегодня благодаря великим мастерам русской академической живописи.

___________________________________________________

Конечно, все представленные работы мы в любое время можем увидеть в основных залах Русского музея. Но какое же удовольствие было рассмотреть их все вместе, без толпы экскурсантов в тихих помещениях Михайловского замка!

Выставка расположилась в 9 залах разного размера (больших и совсем крошечных), в каждом – всего несколько работ. Несмотря на выходной день, посетителей практически не было – максимум 2-3 человека находились в зале одновременно. К любой картине можно подойти и пробыть наедине с ней столько, сколько захочется. Вот так - именно наедине с картиной! Ведь в большом музее это практически нереально.

Информационная составляющая выставки весьма лаконична. При входе размещен информационный стенд с краткой информацией, рядом с каждой картиной по традиции закреплена табличка с названием, фамилией автора, годом создания произведения.

Многие картины хорошо известны, фамилии авторов тоже. Никакая дополнительная информация здесь не нужна. Это выставка, по которой хочется просто неспешно побродить и получить удовольствие от живописи. И даже посетителю далекому от большого искусства разные грани академической живописи станут здесь понятны и доступны для восприятия.

К сожалению, развеска картин не всегда удачна с точки зрения освещения, но это не страшно. Академическая живопись прекрасна при любом освещении и всегда безошибочно узнаваема!

Желаю вам новых открытий и ярких впечатлений!

Данный обзор не является рекламой, носит информационный характер и основан на личном мнении автора.

Фото автора статьи.

Если вам понравилось, поддержите канал лайком, комментарием, подпиской. Это позволит статье попасть в ленту рекомендаций и ее смогут увидеть большее количество заинтересованных читателей.