В Михайловском замке в Петербурге завершается выставка русской академической живописи рубежа XVIII-XIX веков.
Экспозиция полностью состоит из картин, входящих в собрание Русского музея, которые временно переместились сюда со своих постоянных мест в Михайловском дворце, пока там проходила выставка работ Карла Брюллова.
О юбилейной выставке К. Брюллова я писала здесь:
Коллекция академической живописи именно этого периода представляет особый интерес. Конец XVIII в. и начало XIX в. - это время, когда основанная в 1757 году в Петербурге Академия художеств собрала в своих стенах преподавателей и учеников, работы которых навсегда стали визитной карточкой русской художественной школы. Существовавшие здесь системы обучения следовали классическим канонам, до сих пор остающимся эталоном для последователей академической живописи.
На выставке собраны картины практически всех жанров – историческая, портретная, религиозная, пейзажная живопись. Есть даже скульптура!
Ведь в Академии учили (и учат до сих пор) не только живописи, но и скульптуре, и архитектуре. Среди авторов живописных полотен – А. Иванов, С. Щедрин, О. Кипренский, Ф. Матвеев, В. Боровиковский и другие мастера.
Что произвело наибольшее впечатление
О самых ярких впечатлениях рассказываю кратко в этом обзоре
Историческая академическая живопись
Среди исторической живописи хотела бы выделить творчество Г. Угрюмова, что неудивительно так как художник является крупнейшим представителем данного жанра.
Интересны исторические сюжеты Андрея Иванова (отец Александра Иванова, о котором речь пойдет дальше).
Сравните 2 разных исторических эпизода.
Портретная академическая живопись
Широко представлен на выставке портрет.
Яркие представители портретной живописи – Боровиковский, Кипренский, Бруни.
Этот портрет работы О. Кипренского знаком многим.
А это уже совсем другая его работа также в традициях академизма.
А здесь портрет и пейзаж играют практически равнозначные роли.
Религиозная академическая живопись
Много внимания на выставке уделено картинам на библейские сюжеты, что естественно для академической живописи.
Здесь и обещанный Александр Иванов со своим великим произведением, ставшим хрестоматийным.
А эта эпическая работа Иванова вынесена в афишу всей выставки и может служить своего рода эпиграфом ко всей академической экспозиции.
А вот посмотрите какая интересная живопись по мотивам басни И.А. Крылова. Сюжет, конечно, не библейский, но мораль вполне себе христианская.
Пейзажная академическая живопись
И, конечно, мой любимый пейзаж. Ему посвящена примерно треть всей выставочной экспозиции.
И опять Александр Иванов - теперь уже как мастер пейзажа.
Чудо как хороша серия водопадов - северных и южных.
Вот она - суровая Финляндия.
А это уже теплая Италия того же автора.
И еще несравненный итальянский водопад.
И как часть пейзажного собрания, отдельный раздел, где я не могла не задержаться: моя любимая Италия в роскошных пейзажах С. Щедрина.
Вместе с художником перенесемся в Рим на берега Тибра.
Взглянем на Неаполь с набережной Санта Лючия.
В очередной раз восхитимся красотой Амальфитанского побережья.
И все это великолепие доступно нам сегодня благодаря великим мастерам русской академической живописи.
___________________________________________________
Конечно, все представленные работы мы в любое время можем увидеть в основных залах Русского музея. Но какое же удовольствие было рассмотреть их все вместе, без толпы экскурсантов в тихих помещениях Михайловского замка!
Выставка расположилась в 9 залах разного размера (больших и совсем крошечных), в каждом – всего несколько работ. Несмотря на выходной день, посетителей практически не было – максимум 2-3 человека находились в зале одновременно. К любой картине можно подойти и пробыть наедине с ней столько, сколько захочется. Вот так - именно наедине с картиной! Ведь в большом музее это практически нереально.
Информационная составляющая выставки весьма лаконична. При входе размещен информационный стенд с краткой информацией, рядом с каждой картиной по традиции закреплена табличка с названием, фамилией автора, годом создания произведения.
Многие картины хорошо известны, фамилии авторов тоже. Никакая дополнительная информация здесь не нужна. Это выставка, по которой хочется просто неспешно побродить и получить удовольствие от живописи. И даже посетителю далекому от большого искусства разные грани академической живописи станут здесь понятны и доступны для восприятия.
К сожалению, развеска картин не всегда удачна с точки зрения освещения, но это не страшно. Академическая живопись прекрасна при любом освещении и всегда безошибочно узнаваема!
Желаю вам новых открытий и ярких впечатлений!
Данный обзор не является рекламой, носит информационный характер и основан на личном мнении автора.
Фото автора статьи.
Если вам понравилось, поддержите канал лайком, комментарием, подпиской. Это позволит статье попасть в ленту рекомендаций и ее смогут увидеть большее количество заинтересованных читателей.