Русский музей в Петербурге порадовал ценителей искусства грандиозной выставкой в честь юбилея Карла Брюллова, который отмечался в 2024 году. О том, чем событие отличалось от традиционных выставочных проектов музея и чем запомнилось, рассказываю в этом обзоре.
Без экскурсии не обойтись
На выставке «Великий Карл» я впервые изменила своим правилам. Дело в том, что обычно художественные выставки я осматриваю самостоятельно без экскурсии. В музей (особенно, если посещаю его впервые) всегда пойду обязательно с экскурсией. А вот на выставке мне экскурсовод не нужен – вполне достаточно информационных стендов, тем более что тема выставки заранее известна и предварительно есть возможность подготовиться.
Для юбилейной выставки, посвященной 225-летию со дня рождения Карла Брюллова я сделала исключение и приобрела билет на экскурсионный сеанс. Сразу было понятно, что без помощи профессионала осмотреть такую масштабную экспозицию не получится, ведь здесь представлено около 300 (!) произведений. Для сравнения – на проходящей одновременно выставке работ Виктора Васнецова выставлено около 100 работ.
Кроме того, большинство организуемых Русским музеем выставок проходит в Корпусе Бенуа. Для «Великого Карла» выделены залы Михайловского дворца, откуда на время были вынесены картины постоянной экспозиции. Развеска шедевров Брюллова выполнена в несколько ярусов и зритель рискует среди них просто «потеряться».
Не случайно, для выставки «Великий Карл» экскурсионные сеансы организованы практически каждые полчаса (что нехарактерно для других временных выставок Русского музея). Если вы хотите не просто бегло оглядеть работы великого живописца, а проникнуть в глубины его творчества, единственной возможностью станет помощь экскурсовода, который расставит все нужные акценты.
Наша экскурсия длилась около 2-х часов. За это время мы познакомились со всеми гранями творчества художника, а затем могли уже самостоятельно еще раз пройти по залам и задержаться там, где необходимо именно нам.
Заранее приношу извинения за качество фотографий. Развеска картин на выставке не слишком удачна с точки зрения освещения. Экскурсовод об этом предупредила в начале экскурсии и подводила нас к картинам под определенным ракурсом, наиболее благоприятном для осмотра.
О выставке
Карл Брюллов – крупнейший художник XIX века, входящий в число лучших мастеров классической живописи. Он снискал славу еще при жизни, работал в самых разных жанрах, успел сделать очень многое, а его художественное наследие стало достоянием мирового искусства на все времена.
На выставке представлены работы, хранящиеся непосредственно в Русском музее, а также в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, музее-заповеднике «Царское село», художественных музеях Вологды, Вятки, Иваново, Костромы, Пскова, Саратова, Тамбова, в собраниях у частных коллекционеров.
Экспозиция размещена в 6 залах.
1 зал - информационный
Первый зал полностью информационный. Здесь установлены стенды с биографией художника, описанием особенностей нынешней выставки через призму творчества живописца, также приведены сведения об организаторах и участниках проекта.
2 зал – основы творчества
Второй зал позволяет начать выделять то главное в творчестве мастера, что найдет отражение в знаковых его работах – особое сочетание цвета, света и тени, классическая компоновка композиции, внимание к деталям и персонажам.
В зале, в частности, представлена религиозная живопись и отдельные работы итальянского периода.
Здесь уместно вспомнить, что на творчество Брюллова сильнейшее влияние оказали 2 фактора – учеба в Императорской Академии художеств в Петербурге, где он познал законы классической живописи, и длительное пребывание в Италии, где художник черпал вдохновение в окружающей обстановке и искусстве великих итальянских мастеров прошлого.
3 зал – «Помпеи» и не только
Третий зал - это, пожалуй, кульминация всей выставки. Для прохода в зал оборудован наклонный подиум. По мере того, как зритель поднимается, перед его взором постепенно вырастает один из главных шедевров художника – грандиозное недавно отреставрированное полотно «Последний день Помпеи».
Картина создавалась с 1830 по 1833 гг. На ней запечатлен момент в жизни жителей города Помпеи, столкнувшихся с извержением вулкана Везувий в 79 году. Вряд ли эта работа Брюллова нуждается в представлении, но картина настолько многогранна и разнопланова, что ее можно рассматривать и изучать бесконечно долго. В этот раз экскурсовод обратила внимание на 2 момента: это красное зарево на заднем плане, как свидетельство эпохи романтизма, и удивительное благородство в образах изображенных на картине людей в минуту опасности. Здесь, действительно, есть над чем поразмыслить как в художественном, так и в житейском плане.
Интересно, что в археологических раскопках в Помпеях принимал участие брат Карла Брюллова – Александр. Художник бывал у него на площадке, а полученные знания и впечатления наши отражения в картине.
В этом зале также представлены многочисленные работы Брюллова, многие из которых широко известны и легко узнаваемы.
Здесь и портреты, и жанровые сцены, показательно характеризующие творчество Брюллова-живописца.
Обратите, например, внимание, на отображение фактуры тканей в женских костюмах.
Складки бархата и светящаяся ткань показаны совершенно различными художественными приемами.
А еще обратите внимание на рамы.
Это не багет, а самые настоящие рамы, которые сами по себе могут рассматриваться в качестве произведений искусства.
Наиболее интересные из них изготовлены в мастерской отца художника. Рама для «Последнего дня Помпеи» тоже оттуда.
4 зал – история, религия, портреты
Четвертый зал открывается одной из неудачных работ «Великого Карла». Да, у великих тоже бывают неудачи. Масштабное полотно на тему осады Пскова в 1581 году считается незаконченным, но явно проигрывает по композиции «Помпеям» и это видно даже неподготовленному посетителю.
Контраст очевиден, но тем и интересна эта выставка – здесь перед нами весь художник.
В первой части четвертого зала представлено также большое собрание портретов.
Есть удивительные эскизы.
Здесь же размещена одна из «жемчужин» творчества Брюллова – картина «Вирсавия», поражающая пластичностью, световыми и цветовыми эффектами.
Вторая часть четвертого зала целиком посвящена религиозной тематике.
Здесь заалтарный образ,
мастерски выполненные масштабные картоны,
и фрагмент росписи для Исаакиевского собора в Петербурге.
5 зал – рисунки и акварели
Небольшой узкий пятый зал отдан рисункам и акварелям. Здесь есть возможность в полной мере оценить дарование и мастерство Брюллова-рисовальщика.
6 зал – итоги творчества
И, наконец, последний, шестой зал как бы подводит итог всему творческом пути художника.
Здесь представлены одни из лучших воплощений жанровой и портретной живописи.
Но завершающий аккорд скрыт в малом затемненном полузале, где демонстрируется "Христос во гробе".
Картина со сложной судьбой впервые представлена широкой аудитории и несмотря на неоднозначные отзывы искусствоведов и критиков признается одним из самых выразительных живописных произведений в наследии Карла Брюллова.
__________________________________________
Выставка удивительно многообразна и затрагивает все аспекты, свойственные главным произведениям художника. Мы увидели Брюллова - портретиста, мастера религиозной, жанровой, исторической, монументальной живописи, Брюллова- рисовальщика и колориста. Но, несмотря на размах и обилие экспонируемых произведений, выставка как-то по-особенному уютна, вся пронизана теплым светом и экспрессивна одновременно. После нее остается долгое эстетическое послевкусие, с которым не хочется расставаться.
После завершения выставки все произведения вернуться на свои места в российские музеи, где будут продолжать восхищать нас.
Желаю вам новых открытий и ярких впечатлений!
Данный обзор не является рекламой, носит информационный характер и основана на личном выборе автора.
Фото автора статьи.
Если вам понравилось, поддержите канал лайком, комментарием, подпиской. Это позволит статье попасть в ленту рекомендаций и ее смогут увидеть большее количество заинтересованных читателей.