Найти в Дзене
Отовсюду понемногу

семь сестёр

«Сталинские высотки» – семь высотных зданий, строившихся в Москве в 1947–1957 годах. Иногда «сталинскими высотками» также называют здания, построенные в похожем стиле примерно в тот же период в ряде других городов СССР и других стран. Во многих иностранных путеводителях эти здания называют «семь сестёр». Сталинские высотки являются вершиной послевоенного «советского ар-деко» в городской архитектуре, они должны были стать окружением так и не возведённого Дворца Советов. Выдержанные в духе «высоток» здания возведены в тот же период в Риге, Варшаве, Бухаресте и Киеве – урезанный вариант гостиницы «Москва» (ныне «Украина»): первоначальный проект пострадал из-за Постановления об архитектурных излишествах. Из-за постановления был изменён проект здания главного учебного корпуса Челябинского политехнического института – по проекту 1952 года корпус должен был быть высотным и венчаться шпилем, однако в 1957 году стройка была прекращена, возведено только 7 этажей; первоначально запланированный ви

«Сталинские высотки» – семь высотных зданий, строившихся в Москве в 1947–1957 годах. Иногда «сталинскими высотками» также называют здания, построенные в похожем стиле примерно в тот же период в ряде других городов СССР и других стран.

Во многих иностранных путеводителях эти здания называют «семь сестёр».

Сталинские высотки являются вершиной послевоенного «советского ар-деко» в городской архитектуре, они должны были стать окружением так и не возведённого Дворца Советов. Выдержанные в духе «высоток» здания возведены в тот же период в Риге, Варшаве, Бухаресте и Киеве – урезанный вариант гостиницы «Москва» (ныне «Украина»): первоначальный проект пострадал из-за Постановления об архитектурных излишествах. Из-за постановления был изменён проект здания главного учебного корпуса Челябинского политехнического института – по проекту 1952 года корпус должен был быть высотным и венчаться шпилем, однако в 1957 году стройка была прекращена, возведено только 7 этажей; первоначально запланированный вид здания (с небольшими ситуационными изменениями) был реализован только при реконструкции в 2004 году. Изначальный проект Дома Советов в Воронеже, выполненный автором главного здания МГУ Л. В. Рудневым, предполагал, что здание увенчает двухъярусная башня в стиле сталинских высоток. Проект был изменён уже в ходе строительства: после начала борьбы с «архитектурными излишествами» в 1955 году новый проект здания (без башни) выполнил воронежский архитектор А. В. Миронов.

В 1922 году на Первом Всесоюзном съезде Советов возникла идея сооружения в Москве Дворца Советов, которая не покидала Сталина до конца его жизни. Первый проект (Дворец Труда) к реализации принят не был. В 1931 году организовали Всесоюзный конкурс на лучший проект Дворца Советов, в котором приняли участие известные архитекторы и трудящиеся. Всего было представлено 160 работ, тем не менее, проекта, отвечающего всем требованиям, представлено не было, и в 1932—1933 годах проектирование продолжили. За основу в итоге был принят проект Б. Иофана, окончательную доработку которого он делал совместно с архитекторами В. Щуко и В. Гельфрейхом. Здание высотой 420 метров должно было стать самым высоким в мире на тот момент, иметь 100 этажей и венчаться гигантской скульптурой Ленина. Дворец решено было построить на месте прежнего Храма Христа Спасителя. В 1931 году Храм был взорван, и в 1939 году началось строительство. Во время Великой Отечественной войны стройку приостановили, а после её окончания возобновить такую гигантскую стройку уже не смогли. Станция московского метро «Дворец Советов» была переименована в «Кропоткинскую», а в котловане был устроен открытый бассейн «Москва».

После окончания Великой Отечественной войны руководство страны вернулось к идее строительства высотных зданий в Москве. По предложению И. В. Сталина, 13 января 1947 года Совет министров СССР принял постановление «О строительстве в Москве многоэтажных зданий», где были описаны планы по строительству восьми высотных зданий. Предполагалось, что количество зданий должно символизировать 800-летие Москвы, отмечаемое в 1947 году, и все они были заложены в день юбилея. Однако строительство последнего, центрального и самого высотного из восьми зданий, которое велось на месте снесённого китайгородского района Зарядье, было прекращено после смерти Сталина. На стилобате этого здания позже к 1967 году возвели гостиницу «Россия», которую в XXI веке снесли, а место отдали под парк Зарядье. Как утверждает Александр Васькин, первые восемь высоток представляли собой лишь начало грандиозного архитектурного проекта, цель которого состояла в том, чтобы застроить высотными зданиями всю Москву. Кроме того, в каждом крупном областном центре и в столицах союзных республик также должны были появиться свои высотки.

Авторам проектов московских высотных зданий удалось создать оригинальные архитектурные решения, получившие в специальной литературе название сталинский ампир или советский монументальный классицизм. К строительству зданий привлекались лучшие специалисты того времени, например В. А. Сапрыкин. Использовался труд заключённых и немецких пленных, при этом советская пропаганда утверждала, что это «комсомольцы-энтузиасты». Как отмечает Александр Васькин, без привлечения труда заключённых, высотки могли и не появиться.

Главное здание МГУ на Воробьёвых горах

-2
Завершение шпиля Главного здания МГУ,
Завершение шпиля Главного здания МГУ,

Центральное здание университетского комплекса Московского государственного университета на Воробьёвых горах. Самая высокая из семи построенных сталинских высоток. Высота – 183,2 метра (со шпилем –235 метров), этажность центрального корпуса – 32 (36) этажа. Высота основания над уровнем моря –194 м.

Построено в 1949–1953 годах по проекту архитекторов Бориса Иофана (был смещён с должности главного архитектора), Льва Руднева, Сергея Чернышёва, Павла Абросимова, Александра Хрякова и инженера Всеволода Насонова. Над скульптурным оформлением фасадов работала мастерская Веры Мухиной. До 1990-х годов здание было самым высоким в Европе.

Подготовительные работы, проектирование и строительство МГУ было возложено на «Управление строительства Дворца Советов», проект которого к тому времени был заморожен. Под строительство выделили участок площадью 100 гектаров у излучины Москвы-реки на Воробьёвском шоссе. Отдельно от университетских зданий планировалось разбить ботанический сад и лесопарк. Установленные сроки включали 4 месяца для эскизного проекта и 10 месяцев – для технического. К проектированию здания привлекли архитектора Бориса Иофана, который до этого выполнил ряд крупных правительственных заказов по постройке важных государственных зданий. На тот момент среди его работ были, например, проекты Московского театра эстрады, расположенного в «Доме на набережной», Павильона СССР на международной выставке в Париже (1937), Павильона СССР на международной выставке в Нью-Йорке (1939). Наиболее известным архитектурным достижением Бориса Иофана является нереализованный проект Дворца Советов (в соавторстве с Владимиром Щуко и Владимиром Гельфрейхом).

Иофану принадлежит общий архитектурный замысел проекта Главного здания МГУ. Он предложил пространственную композицию здания в виде пяти объёмов с высотной центральной частью здания и четырьмя симметрично расположенными, более низкими боковыми объёмами, увенчанными башенками – пинаклями. Для архитектурного стиля Иофана характерна трактовка монументального здания в качестве постамента для скульптур, потому изначально архитектор предполагал установить скульптуру Михаила Ломоносова на вершине высотной части здания. В итоге, вероятнее всего, по указанию Сталина, завершением здания был предусмотрен шпиль с пятиконечной звездой, как на прочих высотках.

3 июля 1948 года было принято постановление Совета министров СССР за подписью Сталина и Якова Чадаева «О проектировании и размещении нового здания Московского государственного университета». Этим постановлением архитектор Борис Иофан освобождался от проектирования нового высотного здания МГУ и вместо него назначалась профессиональная бригада под руководством Льва Руднева в составе архитекторов Сергея Чернышёва, Павла Абросимова, Александра Хрякова и инженера Всеволода Насонова.

Июльское постановление предусматривало перенос места и строительство главного здания МГУ в 700 метрах от Воробьёвского шоссе в сторону Юго-Западного района. Это решение было подкреплено постановлением от 14 октября 1948 года «Об укреплении строительства Московского государственного университета и 32-этажного административного здания в Зарядье».

В декабре 1948 года на строительном участке начались земляные работы. 20 января 1949 года Советом министров СССР был принят указ № 246 «Об утверждении эскизных и технических проектов многоэтажных зданий в г. Москве», согласно которому технический проект МГУ должен был быть представлен до 1 августа того же года. 8 апреля 1949 года архитекторы нового здания получили Сталинские премии за строительство.

К апрелю на строительной площадке были почти завершены работы по рытью грунта и созданию котлована под высотную часть здания. 12 апреля 1949 года состоялась торжественная церемония закладки первого камня в основание фундамента. Его сооружение было окончено к сентябрю. К концу 1949 года каркас главного здания МГУ достиг 10 этажей. Параллельно с возведением сталинской высотки велась организация железнодорожной ветки от станции Очаково для обеспечения университетского городка новыми транспортными путями.

Переосмыслив проект Иофана, архитектор Руднев хотел воздвигнуть на вершине высотного здания не скульптурную композицию, а отдельный памятник. По разным источникам, это могла быть статуя Иосифу Сталину, Владимиру Ленину или Михаилу Ломоносову высотой около 40 метров. Таким образом, по аналогии с проектом Дворца Советов, новое здание МГУ могло служить своеобразным пьедесталом для скульптуры. 11 февраля 1949 года Лев Руднев дал интервью, в котором выразил эту идею: «Центральная двадцатишестиэтажная башня, увенчанная на двухсотметровой высоте скульптурой гениального создателя Советского государства Владимира Ильича Ленина, символизирует стремление нашей науки к высотам знаний».

Несмотря на планы архитекторов, идея установки скульптуры на вершине башни так и не была реализована. Строительство высотного здания МИД СССР на Смоленской площади показало, что достичь визуальной пропорциональности небоскрёба можно лишь с помощью шпилей. Поэтому главное здание университета также закончено 57-метровым шпилем с пятиконечной звездой на вершине, который колеблется из-за ветра, как и любая упругая конструкция. Частота основного тона колебаний составляет 0,76 Гц. Монтаж верхней части весом 120 тонн был сложной задачей. Её сборка осуществлялась с помощью самоподъёмного крана УБК-15. Некоторые конструкции шпиля не могли быть подняты краном из-за большого веса, потому их доставили наверх через временную шахту внутри здания, в которую были проведены железнодорожные пути.

6 марта 1951 года Сталин лично посетил стройку, проверив организацию дорог и озеленение близлежащих территорий. Контроль над возведением нового здания университета осуществлял Лаврентий Берия. Для оперативного проведения работ специально были переброшены военно-строительные части с объектов атомной промышленности. Для возведения высотки использовался труд нескольких тысяч заключённых. Так, три отдельных здания факультетов – физфак, химфак и биофак – строили заключённые трудового лагеря Строительство 90 и ИТЛ. На 22-м этаже главного здания был организован отдельный лагерный пункт на 700 человек для проведения отделочных работ.

Торжественное открытие основного корпуса с праздничным митингом состоялось 1 сентября 1953 года. Ленту у главного входа перерезал министр культуры Пантелеймон Пономаренко. В полдень в университете начались первые занятия.

-4

Территория главного здания разделена на сектора. В главном секторе «А» расположены геологический (3–8 этажи), механико-математический (12–16 этажи) и географический факультеты (17–22 этажи). В этой части здания размещены ректорат (9–10 этажи), администрация и научная библиотека; с 24 по 31 этажи заняты Музеем землеведения. Здесь также находятся актовый зал на 1500 человек, Дворец культуры с залом с 640 местами и «ротонда». Украшением актового зала является огромное мозаичное панно работы художника Павла Корина, торжественность и монументальность которого отражает архитектурный стиль здания. Основной темой панно является «победные знамёна», представляющая эмблемы и знамёна наук.

11 и 23 этажи определены под технические нужды.

Сектора «Б» и «В» расположены в 19-этажных корпусах главного здания. Со 2-го по 18-й этажи занимают комнаты студентов и аспирантов, общее число проживающих в них может достигать 2000 человек. Практически все этажи оборудованы кухонными помещениями с газовыми плитами. Кроме того, в здании находятся подвал, цокольный и технический этажи.

Боковые сектора отведены под жилую зону. В корпусах «И», «К», «Л», «М» расположены квартиры профессорско-преподавательского состава, в зонах «Б», «В» проживают студенты, а в зонах «Г», «Д», «Е», «Ж» находятся общежития блочного типа для аспирантов. Всего в них расположены 5754 комнаты общежития для студентов и аспирантов и 184 квартиры. Подобно другим высотным зданиям административно-жилого типа, Главный корпус МГУ был задуман как дом с замкнутой коммунально-бытовой инфраструктурой. Это значит, что здание должно было представлять собой самостоятельную систему со всеми необходимыми учреждениями: дворцом культуры, библиотекой, почтой, телеграфом, столовыми, магазинами, поликлиникой, спортивным центром.

Пространственная композиция университетского городка с главным и дополнительными корпусами в плане напоминает букву «Ж». Такое необычное расположение построек вызвано рядом причин. Если бы корпуса были соединены друг с другом и замкнуты, между ними возникли бы тёмные дворы, а внутренние помещения были бы слабо освещены дневным светом. С другой стороны, если бы малоэтажные корпуса были бы вытянуты в шеренги по обеим сторонам от центральной части, это бы значительно ухудшило архитектурную перспективу. Именно поэтому авторы окончательного проекта выбрали иное расположение, при котором сторона каждого сооружения ансамбля одновременно является самодостаточным фасадом.

Гостиница «Украина»

-5

Высотный дом, седьмая и последняя из построенных сталинских высоток в Москве на Кутузовском проспекте в 1953–1957 годах по проекту архитекторов Аркадия Мордвинова, Вячеслава Олтаржевского и главного конструктора Павла Красильникова.

Здание, выполненное в стиле сталинский ампир, состоит из трёх корпусов. Центральный из них состоит из 34 этажей, его высота составляет 206 метров (включая 73-метровый шпиль). В боковых корпусах дома находятся 250 квартир, которые, предположительно, появились по распоряжению Никиты Хрущёва.

«Украина» представляет в плане П-образное здание. Центральный корпус занимает сама гостиница, а в боковых корпусах с переменной этажностью от 9 до 11 расположено 255 квартир с 2–4-комнатными квартирами. Кроме того, в здании существовало две пятикомнатных квартиры. В башне центрального корпуса насчитывается 34 этажа. Гостиница отличалась исключительно дорогим убранством. Первоначально существовали номера различного уровня: от одноместного площадью 12 м? до трёхкомнатных люксов, в каждом из которых были гостиная и две спальни с отдельными ванными комнатами. В дополнение к роскошным интерьерам отличительной чертой «Украины» стал зимний сад с фонтаном, устроенный на втором этаже. В здании гостиницы действовали отделение почты, телеграф, сберегательная касса и несколько магазинов – книжный, цветочный и театральный. С момента открытия гостиницы на верхних этажах существовало закрытое кафе, вокруг которого была устроена открытая терраса с панорамным видом на город. В гостинице трудилось 800 человек.

Здание обладало передовыми инженерными системами. Помимо системы вентиляции, имелось централизованное кондиционирование. Воздух с улицы фильтровался и увлажнялся, его температура достигала 15 °C. Всё здание оснащалось централизованной системой пылеудаления, которая представляла собой систему щёток и шлангов, расположенных в каждом номере и каждой квартире. По трубопроводам, проложенным вдоль здания, пыль попадала в пылесосные станции, установленные в цокольных этажах. Собранная пыль отфильтровывалась и сбрасывалась в канализацию, а очищенный воздух из системы попадал на улицу. Гостиница была дополнительно оборудована ручными пылесосами. Для обеспечения отопления здания в подвальных помещениях находились бойлеры. Также в здании гостиницы была устроена телефонная станция на 10 000 номеров.

28 апреля 2010 года гостиница «Украина» после завершения масштабной реставрации начала работать под новым названием Radisson Royal Hotel Moscow.

Жилой дом на Котельнической набережной

-6

Жилой дом на Котельнической набережной (Котельническая набережная, 1/15) – одна из семи реализованных сталинских высоток в Москве. Здание расположено близ места слияния Яузы с Москвой-рекой таким образом, что два боковых корпуса стоят вдоль Котельнической и Подгорской набережных. Высотка строилась как «город в городе» в 1938–1940 и 1948–1952 годах. Авторы проекта –архитекторы Дмитрий Чечулин и Андрей Ростковский, а главный инженер – Л. М. Гохман.

Центральный высотный корпус насчитывает 32 этажа, его высота вместе со шпилем составляет 176 м, этажность боковых корпусов – от 8 до 10. Изначально в доме было 540 квартир.

В середине 1930-х годов архитекторы Дмитрий Чечулин и Андрей Ростковский предложили свой проект на конкурс, который получил одобрение правительства. Особенностью их варианта был центральный корпус, в котором насчитывалось 24 этажа.

Строительство первого корпуса в первоначальном виде, расположенного вдоль Котельнической набережной, началось в 1938 году и завершилось два года спустя. Но с началом Второй мировой войны советское правительство прекратило работу над дорогостоящим проектом. Вскоре после окончания Великой Отечественной руководство страны одобрило возобновление строительства. Согласно постановлению Совета Министров СССР «О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий», следовало достроить к существовавшему дому на Котельнической набережной высотный 16-этажный корпус. За проектирование и строительные работы отвечало Министерство внутренних дел и лично министр Сергей Круглов. Постановление подписал 13 января 1947 года Секретарь ЦК ВКП Иосиф Сталин. Официально высотка была заложена вместе с другими 7 сентября 1947 года – в день празднования 800-летия Москвы.

Проект высотного и второго бокового корпуса также разработали архитекторы Чечулин и Ростковский. Оба они получили в 1948 году Сталинские премии за выполненную работу. Ростковский получил премию второй степени за проектирование дома на набережной, а Чечулин удостоился награды первой степени за разработку высотного здания в Зарядье, которое так и не было построено.

В окончательном плане здание вместе с боковыми корпусами и прилегающей территорией расположилось на площади, где прежде существовали четыре переулка: Курносов, Свешников, Большой и Малый Подгорные[3]. Хотя расположенные здесь строения не представляли культурной ценности, высотное здание закрыло вид со стороны реки на историческую застройку Вшивой горки.

В ходе строительства всех сталинских высоток инженеры столкнулись с многочисленными проблемами. Во-первых, слабые московские грунты — супеси, пески, суглинки –не подходят для строительства высоких тяжёлых зданий. Чтобы решить эту задачу, пришлось создавать массивные дорогостоящие фундаменты. Во-вторых, у отечественных специалистов отсутствовал соответствующий опыт, поэтому учиться им приходилось непосредственно на строительной площадке. В-третьих, в стране отсутствовала необходимая техника.

Закономерно, что создание небоскрёбов стимулировало развитие строительной промышленности. Поскольку высотные дома возводились из монолитного железобетона с использованием готовых плит, в Люберцах и Кучине были созданы соответствующие заводы. Конструкторы П. П. Велихов, И. Б. Гитман и Л. Н. Щипакин разработали башенные краны УБК, максимальная грузоподъёмность которых составляла 15 тонн. Машина поднимала сама себя с этажа на этаж по мере роста здания. Строители начали использовать новые стеновые материалы, например, «многодырчатые» кирпичи и пустотелые керамические камни, которые выпускало предприятие в селе Кудиново.

Скорость работ обеспечивалась в том числе использованием труда заключённых, что было не исключением (подобный пример был при строительстве высотки МГУ). Согласно данным, опубликованным организацией «Мемориал», в строительстве дома на Котельнической набережной в 1948–1954 годах принимали участие заключённые ГУЛАГа. Вплоть до 1953-го тюремный лагерь находился непосредственно на строительной площадке, а последний год заключённых возили из лагеря, расположенном в Заморинском переулке. Не исключено также, что арестанты работали на строительной площадке и в 1930-х.

В Музее истории ГУЛАГа хранится дверной наличник, на внутренней стороне которого надпись: «Астахов Иван Емельянович Год рождения 1896 осуждён по указу на 10 годов отделывал высотный дом Вот как мы жили в стране». По воспоминаниям жительницы дома С. Н. Перовской, когда она въехала в 1954 году, на окнах 5-го и 8-го этажей, где были большие карнизы, «стояли решётки, чтобы не могли выбраться заключённые». Факт работы заключённых породил немало легенд дома, например, что на стёклах верхних этажей здания сохранились выцарапанные надписи «строили зеки», это же говорят о технических этажах и в подвалах: «строили ЗЭКи» и «10 отряд», что заключённые позировали для барельефов и что был побег с верхних этажей на фанерных крыльях.

«Лагерное отделение № 4» по адресу Котельническая набережная, 1/15 был создан приказом от 22 июня 1948 года. В лагере содержались мужчины и женщины. Они жили в бараках и палатках. Согласно заявлению начальника лагеря, сделанному в начале 1949-го, запланированная вместимость – 2200 человек, а фактическое среднее значение – 1602 человека. Для обеспечения охраны лагерь и строительную стройку огораживал забор высотой до 3 метров, поверх которого было натянуто пять линий колючей проволоки. Перед забором существовала полутораметровая предупредительная зона, где было запрещено находиться любому человеку. Параллельно с 4-м отделением с того же года действовал лагерь заключённых на Лихоборском строительном заводе, где производились стройматериалы для высотного здания. До лета 1951-го на стройке работали и военнопленные, которых называли «спецконтингент».

Здание Министерства иностранных дел

-7

Высотка (Смоленская-Сенная пл., 32/34) построена в 1948–1953 годах (архитекторы профессор В. Г. Гельфрейх, М. А. Минкус).

Изначально участок, на котором стоит здание МИДа, предназначался для размещения Дома иностранного туризма. Его строительство начали в 1931 году по проекту сотрудника щусевской мастерской Георгия Яковлева. После возведения корпуса по Денежному переулку стройку заморозили. Здание переименовали в Дом пролетарского туризма и экскурсий, в 1934 году продолжили возводить по проекту архитекторов Ильи Голосова и Дмитрия Булгакова. В 1939-м семиэтажное строение было включено как крыло в проект административного здания Наркомата мясной и молочной промышленности, проект которого разработали архитекторы И. В. Шервуд и С. С. Ганешин, однако война помешала его реализации. Габариты и абрис плана сооружения из этого проекта легли в основу здания МИД, а построенные в довоенное время корпуса по Арбату и Денежному переулку вошли в архитектурный ансамбль данного здания.

Здание МИДа, как и остальные сталинские высотки, было заложено 7 сентября 1947 года. Фактически строительство началось в октябре 1948 года по проекту архитекторов Гельфрейха и Минкуса, и конструкторов Гомберга и Лимановского. Строительство было завершено в июле 1952 годам (по другим данным, в 1953 году).

Проектирование происходило в несколько этапов. На первом архитекторы получили задание разработать три варианта будущего здания, которые бы различались композиционными приёмами, архитектурными решениями, а также высотой –от 9 до 40 этажей. На следующем этапе работа происходила уже над двумя отобранными версиями: 16-этажного здания (с подчёркнутым фронтом фасада и тремя ярусами, убывающими по высоте) и 20-этажного (с чётко выраженной устремлённостью вверх, без разделения по вертикали). Их эскизные проекты были представлены правительству. Оба варианта получили хорошие оценки, однако для дальнейшей разработки был утверждён второй, получивший впоследствии Сталинскую премию по архитектуре. Сначала был собран каркас здания во всю длину, а само строительство происходило сверху вниз – начинали бетонирование с верхнего этажа и спускались по мере застывания к фундаменту.

Жилой дом на Кудринской площади

-8

Дом на Кудринской площади (назывался «Высотка на площади Восстания», так как Кудринская пл. с 1925 по 1992 год именовалась площадью Восстания).

Проект здания выполнен архитекторами магистральной мастерской № 9 института «Моспроект» Михаилом Посохиным и Ашотом Мндоянцем, конструктором М. Н. Волхонским. В исторической литературе часто используют определение «высотка на Восстания», топоним связан с бывшим названием Кудринской площади. Небоскрёб отличался уникальными для советского жилого домостроения решениями: наличием подземной парковки, отделения для детских колясок на первом этаже и современной кухонной техникой.

Здание состоит из центрального (24 этажа, высота с башней и шпилем – 156 м) и боковых корпусов (по 18 жилых этажей), составляющих структурно единый массив, опирающийся на общий цокольный этаж. Всего в здании свыше 450 квартир.

Технические этажи боковых корпусов были впоследствии модернизированы и превращены в жилые (на них можно попасть по лестнице, поднявшись из подъезда, либо по открытым переходам из центральной башни).

Основная часть здания включает в себя три больших подъезда (по одному на каждый из корпусов) и большое количество малых, отличающихся планировкой. Малые подъезды оснащены одним лифтом, обладают небольшим количеством этажей (не более 12), имеют по 1–4 квартиры на этаж.

Большие подъезды (1-й, 4-й и 14-й), обслуживаются тремя лифтами каждый. Центральный лифт 1-го подъезда (центральный корпус) способен подниматься до 23 и 24 этажей. Также все три лифта 1-го подъезда не останавливаются на втором этаже. На каждом этаже расположено от 4 до 8 квартир, вестибюли богато отделаны (зеркала, роскошные люстры) и могут запираться, изолируя этаж от лестниц и площадки перед лифтами (фактически каждый этаж делится лифтовой зоной на два вестибюля).

Расположенный в башне лифт, предназначенный для обслуживания 24-30-го этажей, длительное время находившийся в запустении, в настоящее время восстановлен владельцем жилого помещения на 25-м этаже. Помещения башни на верхних этажах в настоящее время используются в качестве служебных или сдаются в аренду коммерческим структурам, в основном для размещения аппаратуры связи.

На первом и цокольном этажах здания изначально находились магазины и кинотеатр «Пламя» (в настоящее время не работает), в подвальном помещении – подземные гаражи. Часть цоколя была переоборудована под казино, прекратившее работу в 2004 году. В настоящее время на его месте размещается боулинг-клуб.

Подвалы здания стыкуются с системой подземных сооружений, в частности с бомбоубежищем, выходящим далеко за пределы надземной части здания.

Высотное здание на площади Восстания – выразительный пример архитектуры сталинского ампира. Здание получило богатое декоративное оформление: от скульптур на ризалитах до шатрового шпиля, венчающего центральный корпус. Однако в данном случае отсутствовало единое стилистическое направление. Парапеты выполнены в древнеримском стиле. Вестибюли, украшенные мраморными колоннами, витражами, и светильниками в форме канделябров, – реминисценция готических интерьеров. Остроконечные башенки вокруг шпиля напоминают купола православного храма. На крыше стилобата установлены суровые скульптурные портреты советских рабочих и солдат. Они выполнены по проекту Николая Никогосяна и Михаила Бабурина.

Одной из стилистических особенностей высотного здания на площади Восстания стали витражи, установленные по предложению Михаила Посохина. Цветные панели расположены в холлах над лифтами и в окнах гастронома. При создании рисунка использовались мотивы из русской народной культуры. Витражи в холлах символизируют декоративную роспись, а при оформлении гастронома использованы персонажи из сказок, в частности, Золотой петушок. Пол в жилых комнатах и коридорах квартир и в предлифтовых холлах на всех этажах выложен дубовым паркетом, в ванных комнатах – метлахской плиткой, а на кухнях – линолеумом, в магазинах и в вестибюлях выполнен из мрамора и полированного гранита.

Жилой дом на Кудринской площади_Скульптура на стилобате, 2015 год
Жилой дом на Кудринской площади_Скульптура на стилобате, 2015 год

Административно-жилое здание возле «Красных Ворот»

-10

Административно-жилое здание на Лермонтовской площади – одна из семи реализованных сталинских высоток. Построена в Москве в 1947–1953 годах по проекту архитекторов Алексея Душкина и Бориса Мезенцева и конструктора Виктора Абрамова. Центральный корпус предназначался для размещения правительственных учреждений, а в боковых были устроены 276 квартир: от двух- до пятикомнатных, причём в пятикомнатных рядом с кухнями существовали небольшие комнатки «для домработницы». Особенностью высотки стало размещение в ней наземного вестибюля станции метро.

Главный архитектор Москвы Дмитрий Чечулин в своих мемуарах написал, что первый проект здания у Красных Ворот Алексей Душкин выполнил самостоятельно. Однако предложенный проект был отправлен на доработку. В помощь Душкину назначили соавтора – молодого мастера Бориса Мезенцева, для которого работа над высоткой стала первой, выполненной в столице. Их совместная работа получила одобрение, и в 1949 году оба архитектора получили Сталинские премии второй степени.

Существовало, по меньшей мере, три обстоятельства, осложнявших строительство в Москве высотных зданий. Во-первых, из-за слабых московских грунтов (супесей, суглинков, песков) для небоскрёбов требовались надёжные и дорогостоящие фундаменты. Во-вторых, отечественные специалисты, кроме нескольких архитекторов, не имели соответствующего опыта. В-третьих, в СССР отсутствовала необходимая техническая база. Осознавая важность задачи, специалисты всех уровней достаточно быстро нашли решения и приобрели знания. Профессоры Николай Герсеванов, Николай Цытович и Дмитрий Польшин сформулировали теорию «коробчатого фундамента», который в большинстве случаев позволял возводить здание без гигантских железобетонных массивов и осадочных швов.

До 1940-х советские строители возводили малоэтажные здания преимущественно из кирпича. Это позволяло сокращать производственные затраты. Например, почти все работы были под силу человеку, поэтому можно было сэкономить на разработке и производстве дорогого оборудования. Даже в Москве в 1946-м в распоряжении строительных коллективов имелось только 26 подъёмных кранов, 55 экскаваторов и 40 самосвалов. Принимая во внимание существующие ресурсы, председатель московского исполкома Георгий Попов в 1946 году предложил ограничиться в будущем возведением двух- и пятиэтажных зданий.

Для реализации масштабного проекта требовались новые материалы и мощное оборудование. Высотки предполагалось построить из монолитного железобетона с использованием готовых плит, для чего в Люберцах и Кучине были заложены специальные заводы. Конструкторы П. П. Велихов, И. Б. Гитман и Л. Н. Щипакин разработали новые башенные краны УБК, максимальная грузоподъёмность которых составляла 15 тонн. Ключевой особенностью механизма являлась способность поднимать самого себя с этажа на этаж по мере роста здания. Использование металлического каркаса здания предполагало также разработку новых стеновых материалов: «многодырчатых» кирпичей и пустотелых керамических камней. Для производства этих материалов было создано предприятие в селе Кудиново.

138-метровое здание (вместе со шпилем) состоит из центрального 24-этажного административного корпуса и двух боковых жилых крыльев с переменной этажностью от 11 до 15. Внешние стены небоскрёба облицованы натуральным известняком, а первые этажи – красным гранитом. Интерьеры здания скромнее, чем в других сталинских высотках. Например, в отделке парадного вестибюля использовалась нержавеющая сталь, а дорогие материалы или живописные панно отсутствуют. Большинство квартир, расположенных в жилых крыльях имеют двери, выходящие к чёрным ходам.

В центральном корпусе со стороны двора был устроен зал собраний и выставочный зал. В настоящее время на этом месте расположен ресторан «Лермонтов». По периметру подвала был создан тоннель с въездом со стороны Красноворотского проезда. Он был предназначен для грузового автотранспорта, обслуживающего службы здания. Существует проход из подвала здания в поворотный вестибюль метро. Первоначально здание строилось для нужд Министерства путей сообщения. Однако к 1951 году, когда работы завершились, существовало новое союзное ведомство –Минтрансстрой, которое и получило офисы в центральном корпусе высотки.

Гостиница «Ленинградская»

-11

(официальное название – Hilton Moscow Leningradskaya) –высотный дом, построенный в Москве на Комсомольской площади в 1949–1954 годах. Гостиница была открыта для посетителей 1 ноября 1953 года. Самая низкая из семи сталинских высоток –её шпиль достигает отметки 139 м. Проект здания разработали архитекторы Леонид Поляков и Александр Борецкий. Изначально в гостинице существовало 349 номеров: от однокроватных площадью 12 м² до трёхкомнатных люксов. С 2008 года гостиница действует под именем Hilton Moscow Leningradskaya.

Руководство страны торопилось с реализацией амбициозного проекта, поэтому торжественная закладка первого камня зданий прошла в разгар празднования 800-летия Москвы: 7 сентября 1947 года в 13:00 это сделали одновременно на всех восьми строительных площадках. Примечательно, что в то время ещё не существовало проектов будущих зданий. Подобную спешку некоторые исследователи связывают с личной заинтересованностью Иосифа Сталина, который масштабным строительством пытался продемонстрировать величие Страны Советов.

1955 год. Гостиница «Ленинградская»
1955 год. Гостиница «Ленинградская»

Её интерьер выполнен в духе московского барокко. Древнерусские мотивы, умело обыгранные в решетках, лепнине, мозаиках, люстрах, напоминающих церковные паникадила. Люстра-гирлянда, занимающая 4 этажа, даже попала в книгу рекордов Гиннесса. Через год после окончания строительства вышло постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», после которого архитекторы Поляков и Борецкий были лишены званий лауреатов Сталинской премии, а Полякова, помимо прочего, сняли с должности руководителя Архитектурной мастерской института «Моспроект».

По состоянию на конец 2023 года является частью международной сети отелей Hilton.

Легенды

Под зданием МГУ есть тайный город

Легенда о секретном городе под главным корпусом вуза и его территорией строится отчасти на том, что долгое время возле здания был пустырь. Это выглядело необъяснимым в густо заселенном, достаточно популярном районе.

Согласно слухам, тайный город был построен еще при Сталине. Он якобы представляет из себя гигантский бункер для лидеров страны и их семей, в котором можно находиться около 30 лет, не выходя на поверхность. Об этом в 1992 году со ссылкой на некоего бывшего сотрудника КГБ рассказал американский журнал Time. Попасть в тайный город, по слухам, можно через некий механизм в фонтане, через закрытый павильон возле биологического факультета или даже с помощью обычного лифта в здании, если набрать специальную комбинацию.

В 2015 году масла в огонь подлил и ректор вуза Виктор Садовничий. Отвечая на вопросы журналистов, он сказал, что с МГУ соседствуют территории, «где есть целые подземные города».

На самом деле под высоткой действительно возведены масштабные сооружения, которые являются частью того самого фундамента, удерживающего здание. Раменский пустырь за высоткой после войны был выбран как альтернативная, вторая площадка для Дворца Советов. Там даже начали сооружать подземные коммуникации.

Позже, когда от проекта Дворца Советов отказались, в пустых подземных помещениях создали городской штаб обороны. Многие документы по нему уже рассекречены. Однако вместо квартир, кинотеатров и других удобств для первых лиц страны, о которых писал журнал Time, там расположены рабочие кабинеты и узлы связи.

Высотки – это пирамиды

Много вопросов у обывателей и профессионалов вызывает расположение зданий относительно генплана города. Если МИД или главное здание МГУ стоят на выгодных позициях, сочетаясь с окружающим городским пейзажем, то, например, высотка МПС на Красных Воротах стоит рядом с гостиницей «Ленинградская», но не образует с ней единого ансамбля. Высотку на Котельнической набережной и вовсе начали возводить на месте, где уже шла стройка жилого здания.

Это породило множество городских легенд. В том числе мистическую теорию, сторонники которой сравнивают здания с египетскими или пирамидами майя. По мнению мистиков, все высотки стоят на месте кровопролитных исторических событий, впитывая в себя эту энергию. Авторы теории утверждают, что если взять карту Москвы, обозначить на ней места строительства всех существующих сегодня и задуманных, но нереализованных высоток, и провести от каждой из них линию к центру, они сойдутся в одной точке – там, где должен был стоять Дворец Советов. Именно там, в одном из залов, Сталин, увлекавшийся мистикой, якобы хотел построить личный мавзолей.

Конечно, эта теория не выдерживает критики. К тому же соединить все здания на карте так, чтобы лучи от них сходились в центре, невозможно. Тезис же о строительстве на месте кровавых расправ тоже нельзя считать верным. Москва – большой старый город, где произошло много исторических событий. Если учитывать этот факт, можно сказать, что вся центральная часть стоит «на костях». Такие места, как Ходынское поле, возможно, могут похвастаться и куда более кровавой историей.

Любимица парапсихологов

Высотку на площади Красных ворот очень любят парапсихологи и вообще поклонники всего сверхъестественного. Они рассказывают истории о тамошних привидениях, и самая известная из них – история о хохочущем призраке. Это был мелкий чиновник, служивший в расположенном здесь в советское время Министерстве транспортного строительства. Он пытался добиться расположения жены одного высокопоставленного номенклатурного работника и как-то рассказал любимой анекдот. Политический. Дама посмеялась и пересказала его мужу, но тот почему-то не порадовался, а насильно отправил незадачливого ухажёра в психушку, где у того поехала крыша и так и не вернулась на место до самой смерти. А после призрак решил поселиться в родном министерстве.

Парапсихологи утверждают, что число призраков людей, пусть уже и скончавшихся, во всех высотках будет только расти. Им просто некуда деваться – недостроенное здание Дома Советов в рамках этого энергетического комплекса так и не замкнуло цепь.