Эта статья — вольный перевод главы из книги Якоба Лунда Фискера «Экстремально ранний выход на пенсию: философское и практическое руководство к финансовой независимости». Предыдущая статья здесь.
Физическая подготовка
Многие люди тратят больше времени на уход за домом и машиной, чем на свое здоровье. Слишком многие забывают, что в первую очередь они живут в своем теле, а во вторую - в доме. Чувствовать себя как дома в этом мире - значит прежде всего чувствовать себя как дома в теле. В конце концов, где еще вы собираетесь жить? Следовательно, забота о теле должна быть приоритетной по сравнению с заботой об остальном мире.
По какой-то причине многие люди полностью отказываются от физической активности после окончания учебы, что ухудшает физическую форму, приводит к потере мышечной и костной массы с тридцати лет до самой смерти из-за гиподинамии. Регулярно занимающийся 60-летний человек часто оказывается в лучшей физической форме, чем 30-летний, ведущий малоподвижный образ жизни.
Физиологические цели для человека , стремящегося стать человеком эпохи Возрождения, заключаются в том ,чтобы:
- поддерживать оптимальный уровень физического и психического здоровья.
- знать, как функционирует человеческий организм и адаптируется к таким нагрузкам, как стресс, переедание, недостаток физических упражнений и их противоположностям.
- знать, какие виды пищи и почему способствуют укреплению здоровья, а также какие виды пищи и почему разрушают здоровье.
- придерживаться здоровых привычек в еде и дисциплины, чтобы избегать вредных продуктов. Знать, как хранить продукты и как определять испортившуюся еду.
- быть способным участвовать в местных спортивных соревнованиях (не включая бег трусцой / ходьбу на марафонские дистанции продолжительностью более 4 часов). Те, кто сосредоточен на спорте, а не на одной из пяти других областей, в конечном итоге придут к возможности соревноваться на региональном уровне.
- быть способным выполнять физический труд, будучи истощенным, голодным или уставшим. Уметь выполнять работу в самых тяжелых условиях, такую как вынос человека без сознания из горящего дома или подъем с подтягиванием в случае падения в яму, или аналогичные задачи из реальной жизни. Знать хотя бы элементарную первую помощь.
Интеллект
Во время учебы людям часто говорят, что думать и как действовать. Постоянная бомбардировка фактами и мнениями заставляет многих принимать их за свои собственные. В результате большинство людей не мыслят самостоятельно, а полагаются на мнение авторитетов и экспертов.
Критическое мышление – это навык, которому можно научиться, но школы, к сожалению, не всегда справляются с его преподаванием. Если и обучают критическому мышлению, то обычно в контексте конкретной специализации. Человек может критически мыслить, когда речь идет о жизненном цикле плодовой мушки или индийской литературе конца XIX века, но не способен применять эти методы в других областях, потому что общим принципам рационального мышления его не обучают.
Без навыков критического мышления невозможно самостоятельно решать проблемы и анализировать свою жизнь и окружение. Полагаясь на внешние источники, вы ограничиваете свои возможности выбора. Собственный критический анализ и обобщение создают новые варианты, делая вас лидером, а не ведомым. Среднестатистический человек ведомый.
Помимо умения думать, важно знать, о чем думать. Мышление – это инструмент, а знание – ресурс. Только их комбинация позволяет принимать продуктивные решения. Чем шире объем знаний, тем выше способность мыслить нестандартно и находить творческие решения.
Человек эпохи Возрождения должен обладать знаниями из разных областей, чтобы решать возникающие проблемы. Для него широта знаний ценна сама по себе, а обучение не должно прекращаться после окончания школы.
Интеллектуальные цели для человека, стремящегося стать человеком эпохи Возрождения, заключаются в том, чтобы:
- уметь расставлять приоритеты в отношении актуальности информации и уметь быстро исследовать и находить релевантную информацию в различных областях. Учиться самостоятельно и проявлять к этому интерес.
- обладать достаточными базовыми знаниями, чтобы быть способным понять информацию, структурно интегрировать в уме с другими знаниями в определенных рамках, в границах модели или процедуры, а также использовать ее для постановки дальнейших вопросов.
- определять, к каким проблемам применима модель, брать решение одной проблемы, обобщать и применять к другой проблеме.
- уметь критически оценивать модели, улучшать их и комбинировать разные подходы для достижения целей. Развивать критическое мышление в повседневной жизни, чтобы принимать обоснованные решения. Быть открытым к новым идеям, но не доверять всему без разбора.
- синтезировать междисциплинарную информацию и последовательно соединять схожее, что не бросаются в глаза сразу, открывая новые модели и процедуры.
- оценивать различные методы, модели и процедуры, эффективно ранжируя их по полезности, и выбирать лучшие из них, признавая уместность других методов. Настойчиво и последовательно стремиться к актуальным и правильным знаниям. Овладеть основами.
Экономика
Экономические навыки необходимы для рациональной оценки и распределения ресурсов, как личных, так и заемных. Без экономических навыков невозможно определить цену ценности (ценность и цена - это не одно и то же!), что приводит к неэффективному и неоптимальному выбору. Например, что лучше: а) потратить время на изучение более эффективного метода, который сэкономит время в будущем; б) использовать старый, медленный, но проверенный метод или в) заработать денег и заплатить эксперту за устранение проблемы?
Осознание своих ценностей, желаний и потребностей и умение расставлять приоритеты в своих усилиях по достижению конкретных целей - наиболее эффективный и наименее затратный способ прожить хорошую жизнь. Правильная расстановка приоритетов требует планирования и видения общей картины для того, чтобы запланировать стратегию достижения своих целей. Здесь общая картина включает в себя не только мир таким, каков он есть на самом деле, но и мир, каким он может стать, если будет сделан конкретный выбор, включая результаты, которых не будет, если пойти по определенному пути. Экономический анализ выявляет такие проблемы.
Кроме того, важны финансовые навыки. В частности, они становятся все более важными для любого, кто растит активы. Странно, но специалисты с радостью тратят уйму времени на совершенствование своих навыков, чтобы добиться повышения зарплаты на пять процентов, и в то же время существует фаталистическая тенденция с легкостью принимать любые модные инвестиционные стратегии, когда дело доходит до получения пассивного дохода.
Когда какой-то вид инвестиций становится модным, он перестает приносить хорошую прибыль, хотя раньше ими пользовались немногие и получали хороший доход.
Перекладывать ответственность за свои сбережения на других не стоит, особенно если инвестиционный доход равен расходам или даже доходам от работы. Человек с такими инвестициями — не просто работник, но и управляющий собственными активами. За передачу управления капиталом профессионалам придется заплатить высокую цену, особенно без понимания основ управления капиталом. На самом деле, аутсорсинг — это финансовое решение, которое нельзя принимать на авось.
Экономические цели для человека, стремящегося стать человеком эпохи Возрождения, заключаются в том, чтобы:
- понять разницу между ценой и ценностью. Ценность объектам мы придаем сами, она субъективна; цена определяется рынком.
- научиться учитывать не только краткосрочные последствия выбора, но и долгосрочные. Например, альтернативные издержки и временную ценность денег. Учиться видеть скрытое.
- научиться учитывать последствия выбора не только для одной группы людей, но и для всех остальных.
- осознать, что все участники рыночных отношений имеют особые интересы, и используют ситуацию в соответствии со своими собственными интересами или политическими взглядами.
- понять разницу между активами и пассивами. Понимать кредитное плечо и денежные потоки. В частности, узнайте, что является инвестицией (актив, приносящий доход), а что не является инвестицией (предметы для личного пользования).
- понимать закон спроса и предложения, разницу между сбережениями и инвестициями, а также разницу между текущей и будущей стоимостью.
- понимать принципы работы рынка акций, облигаций и / или недвижимости, как в теории, так и на практике.
- уметь самостоятельно оформлять налоговые вычеты, составлять бюджет и вести баланс чековой книжки (прим. перев. в 2010 году в США всё еще использовались чековые книжки!).
Эмоции
Эмоциональная осознанность помогает согласовывать действия и цели с личными ценностями. Это важно для долгосрочного счастья, особенно в обществе, которое ценит профессионализм.
Например, пацифист не может быть счастлив, если он профессионал, работающий в оружейной промышленности, а защитник природы — в компании, продающей бутилированную воду.
Связь с личными ценностями важна и в краткосрочной перспективе. Она помогает делать выбор, не поддаваясь рекламе и манипуляциям. Наши ценности часто подвергаются воздействию. Выбор может быть сделан под влиянием эмоций или страха. В богатых обществах большое значение придают роскоши и безопасности и большинство идей можно продать, показав, что без них эти ценности окажутся под угрозой.
Важно конкретно знать свои ценности, чтобы выбирать соответствующий образ жизни и принимать решения, которые приносят пользу. Понимание ценностей помогает оценить, является ли решение хорошим, и выбрать между двумя вариантами. Без этого фактора принятие решения будет неполным, а значит результат неэффективным.
Внешняя эмоциональная осознанность также важна. Согласование действий с ценностями требует настойчивости, силы характера и умения справляться со стрессом. Все эти качества — результат свободы воли, веры в контроль над своей жизнью, а не в удачу или судьбу.
Цели в области эмоций для человека, стремящегося стать человеком эпохи Возрождения, заключаются в том, чтобы:
- уметь определять ценность для себя во всех вопросах - для принятия обоснованных решений.
- не тратить впустую время, деньги, усилия или ресурсы.
- не поддаваться эмоциональным манипуляциям и не выдавать желаемое за действительное, не заниматься магическим мышлением, не думать, что что-то - правда, потому что очень хочется, что оно было правдой, или, что еще хуже, полагая, что позитивное мышление само по себе может влиять на внешние события.
- обладать сильным характером, упорствовать, справляться с невзгодами, быть стрессоустойчивым, спокойным, преодолевать разочарования.
- развить страсть к чему-либо, ценить искусство и то, что значит быть человеком, а не просто "человеческим ресурсом".
- понимать и принимать, что люди и ситуации сложнее, чем кажутся.
- налаживать социальные связи и повышать ценность межличностных отношений.
- уметь терпеливо ожидать лучшего решения и быть готовым пойти на компромисс и принять то, что близко, но не совсем соответствует вашему идеалу.
Общество
Современные общества стали похожи на скопления отдельных людей. Сложные структуры, которые раньше объединяли людей, теперь переданы рынку. Вместо того чтобы обратиться к знакомым, которые могут помочь, мы просто открываем телефонную книгу, звоним кому-то и платим за решение проблемы. В отличие от других стран, у нас есть только финансовый капитал, но нет социального.
Отсутствие сложной социальной структуры привело к появлению районов, где у каждой семьи есть своя электрическая газонокосилка, которая используется всего 15 минут в неделю, чтобы подстричь газон размером с почтовую марку. То же можно сказать и о других видах деятельности, которые люди теперь выполняют в одиночку. Заменить общество, в котором каждый поочередно пользуется каким-то ресурсом, на общество, в котором у каждого свой такой ресурс, требует огромных расходов. Конечно, это выгодно для бизнеса, но человек, умеющий создавать сообщества, может сэкономить ресурсы и получить пользу от общения и взаимодействия с другими людьми.
Социальные цели для человека, стремящегося стать человеком эпохи Возрождения, заключаются в том, чтобы:
- познакомиться с людьми вне своей профессии, хобби / клуба, религии, политической партии, социально-экономического слоя, страны.
- создать кооператив или вступить в него. Это может быть что угодно: от совместных покупок до создания общей мастерской или даже обмен видеокассетами с другими людьми.
- научиться продавать, менять и дарить вещи.
- узнать, как создавать сообщества и наращивать свой социальный капитал.
- участвовать в политике на каком-то уровне.
Техника
Благодаря специализации люди используют множество технологий, но часто не понимают их принцип работы. Это приводит к тому, что мы не можем оценить качество продукта и становимся уязвимыми для маркетинга. В итоге мы покупаем не самые лучшие товары, а иногда и совсем неподходящие. Это вызывает разочарование и заставляет тратить больше денег на новые покупки. Кроме того, технологии заменяют навыки, которые раньше были важны. Например, теперь многие не знают, как сварить яйцо, потому что есть автоматические яйцеварки.
Мы потеряли множество полезных навыков, превратившись из ремесленников в потребителей технологий. Это не только мешает нам решать простые проблемы, но и делает нас зависимыми от экспертов. Мы вынуждены платить за их услуги, чтобы справиться с задачами, которые раньше могли бы решить самостоятельно.
Считается, что независимость приходит с большим доходом. Но если развить навыки, то можно обойтись без богатства - решать проблемы самостоятельно и не зависеть от специалистов.
Технические цели для человека, стремящегося стать человеком эпохи Возрождения, заключаются в том, чтобы:
- владеть навыками различных профессий, чтобы иметь возможность критически оценивать услуги профессионалов.
- разобраться в принципах работы всех используемых технологий, чтобы понять их ограничения и преимущества.
- узнать, как выбирать оптимальные инструменты, как их обслуживать и как ремонтировать в случае поломки.
- изучить обычное ремесло, чтобы иметь возможность обменивать свои навыки на другие вещи.
Экология
Все живые системы обладают экологическими знаниями естественным образом. Люди, будучи частью экосистемы, тоже имели эти знания. Но развитие технологий создало иллюзию, лишив нас этих природных способностей. Поэтому большинство людей перестали мыслить в экологических категориях. Это привело к появлению новой системы, ориентированной на рост, производство и количественные показатели, а не на стабильность, защиту и качество — характерные черты зрелых систем.
К сожалению, бурное развитие человеческой цивилизации разрушает существующие зрелые экосистемы. Без них мы не можем существовать, как человек не может жить без кислорода или тело без головы. Поэтому ошибочно считать, что окружающая среда — это всё, кроме нас, и что мы отдельны от неё. На самом деле, мы неразрывно связаны с природой.
Понимание экологии — это не только вопрос выживания человечества. Оно включает в себя принципы организации сложных систем, полезные для жизни в современном мире.
Экологические цели для человека, стремящегося стать человеком эпохи Возрождения, заключаются в том, чтобы:
- знать и уметь определять пять видов трав, пять видов птиц, пять видов деревьев и т.д, произрастающих и живущих в вашем регионе.
- знать, какие продукты в какой сезон, сколько топлива, воды и удобрений требуется для их выращивания (вне сезона, вне ареала обитания) и насколько они чувствительны к закону минимума Либиха.
- выращивать и поддерживать сад без пестицидов, гибридных семян, химических удобрений и т.д. Сад, как и любая другая система, достигнет максимальной целостности, когда он находится в равновесии и когда рост стабилен и устойчив без постоянного внешнего вмешательства.
- поощрять функциональное разнообразие для сохранения адаптационных возможностей, позволяющих происходить эволюции при изменении окружающей среды. Прежде чем вмешиваться, следует рассмотреть адаптивный и эволюционный потенциал. Действия всегда вызывают реакцию, и поэтому действие не всегда является хорошей идеей.
- всегда рассматривать систему и как отдельные её части, и как целое. Частей не существует без целого, а целое не существует без частей. Все связано со всем, но напрямую - очень редко. Отсюда следует, что изменение одной части меняет целое.
- распознавать множественные итоговые показатели, потоки и балансы с точки зрения первичных, вторичных и третичных потребителей, в рамках баланса экосистем и круговорота энергии.
- использовать принцип максимальной мощности, который гласит, что системы стремятся максимизировать полезную работу, то есть не тратить энергию впустую.
- понять концепцию характерных масштабов с точки зрения изменений и влияния ограничений на конкуренцию и сотрудничество. Понять разницу между положительными и отрицательными обратными связями (необходимы оба типа) и то, как эффект обратной связи приводит к циклам, неконтролируемому росту или перерегулированию.
- изучить структуру и принципы работы различных систем, чтобы создать набор моделей для понимания других систем.
Подписывайтесь на мой канал в Телеграме - ссылка находится здесь.