Найти в Дзене
Жизнь миллионера

Человеческий капитал и необходимые личные активы

Эта статья — вольный перевод главы из книги Якоба Лунда Фискера «Экстремально ранний выход на пенсию: философское и практическое руководство к финансовой независимости». Предыдущая статья здесь. В одной из предыдущих глав были упомянуты первобытные люди. Интересно, что говоря о них, мы подразумеваем, что они "примитивные", хотя каждый примитивный человек может сам создать себе инструменты и убежище, сшить себе одежду, обеспечить себя теплом и водой и знает, какая пища съедобна, а какая нет. Многие ли из нас способны на это? Его технологии могут быть примитивными, но его общие знания о мире намного превосходят наши. "Примитив" может компетентно участвовать в каждом аспекте деятельности его культуры. Напротив, мы знаем лишь кое-что об очень ограниченном количестве вещей в нашей культуре, в соответствии с профессиональной подготовкой и функциями, и единственное, что нас объединяет, - это мнения о местных ресторанах, вымышленные жизни персонажей из пары телевизионных сериалов и понимание п

Эта статья — вольный перевод главы из книги Якоба Лунда Фискера «Экстремально ранний выход на пенсию: философское и практическое руководство к финансовой независимости». Предыдущая статья здесь.

В одной из предыдущих глав были упомянуты первобытные люди. Интересно, что говоря о них, мы подразумеваем, что они "примитивные", хотя каждый примитивный человек может сам создать себе инструменты и убежище, сшить себе одежду, обеспечить себя теплом и водой и знает, какая пища съедобна, а какая нет. Многие ли из нас способны на это? Его технологии могут быть примитивными, но его общие знания о мире намного превосходят наши. "Примитив" может компетентно участвовать в каждом аспекте деятельности его культуры. Напротив, мы знаем лишь кое-что об очень ограниченном количестве вещей в нашей культуре, в соответствии с профессиональной подготовкой и функциями, и единственное, что нас объединяет, - это мнения о местных ресторанах, вымышленные жизни персонажей из пары телевизионных сериалов и понимание прогноза погоды. В этом отношении наше общество похоже на высокоразвитую колонию насекомых, где специализированные члены работают на общее дело.

Учитывая отсутствие разнообразия навыков у отдельных людей, популярным показателем того, насколько хорошо мы справляемся, является одно значение: наши чистые активы, или зарплата для тех, у кого их нет. Откройте любую книгу по личным финансам, и одно из первых понятий, которые вы увидите, будет "чистые активы". Ваши чистые активы (или чистая стоимость активов) равны сумме всех финансовых активов, дома, инвестиций и другого имущества за вычетом суммы всех ваших финансовых обязательств, ипотечных кредитов и займов. Она может быть положительной или отрицательной, но это все равно одно простое значение.

Чистая стоимость полезна в качестве мерила, только если все играют в одну и ту же игру и имеют одинаковую форму потребления. Её полезно знать только в мире, где деньги зарабатываются одним навыком, а отсутствие всех других навыков компенсируется тратой денег.

Однако реальные люди, даже специалисты, всё же не абсолютно беспомощны вне своей области специализации. Например, кто-то умеет готовить (разогреть пиццу или заварить лапшу - это не готовка!). Это ценный навык, так как он позволяет не покупать готовую еду, питаться в кафе и ресторанах только тогда, когда хочется, а не всегда. Но как определить цену такого актива?

Человек с высокооплачиваемой работой может испытывать хронический стресс или вести малоподвижный образ жизни и, таким образом, подвергаться более высокому риску развития различных заболеваний, связанных с образом жизни. Как можно оценить обязанность работать на такой работе, учитывая возможные последствия, в деньгах?

На такие активы и обязательства установить точную цену нельзя, но можно нарисовать диаграмму, которая её проиллюстрирует.

На следующей диаграмме показан сценарий для человека в "ловушке". По оси Х показаны различные сферы жизни человека - работа, быт, питание и т.д. Также показана пунктирная линия, которая разграничивает области, где человек платит и где ему платят. У человека в ловушке почти нет полезных навыков. Единственный навык, который у него есть, обеспечивает весь его доход. Специалисту "в ловушке" платят только за одну область, но платят ему много, о чем свидетельствует пик на рисунке. Это тот же пик, что и на этой диаграмме. Все остальные области находятся ниже пунктирной линии, указывающей на то, что за них необходимо платить.

На этом рисунке показан уровень навыков человека " в ловушке". Пунктирной линией обозначен уровень, на котором человек не тратит и не получает денег. Другими словами, на этом уровне человек не теряет и не получает денег от своих действий. Обратите внимание, что для человека "в ловушке" большинство действий стоят денег. Все эти виды деятельности поддерживаются за счет дохода, основанного на одном навыке.
На этом рисунке показан уровень навыков человека " в ловушке". Пунктирной линией обозначен уровень, на котором человек не тратит и не получает денег. Другими словами, на этом уровне человек не теряет и не получает денег от своих действий. Обратите внимание, что для человека "в ловушке" большинство действий стоят денег. Все эти виды деятельности поддерживаются за счет дохода, основанного на одном навыке.

Сравните это с человеком, обладающим множеством личных навыков, как на следующей диаграмме. У него может не хватить времени развить один навык до того же уровня оплаты, как у специалиста, но он компенсирует это тем, что получает доход в нескольких областях. А в областях расхода ему требуется меньше денег, так как он может выполнить часть работы сам и делать покупки по более низким ценам. Такой человек меньше зависит от рыночной системы, чем специалист. Для него менее важна чистая стоимость активов. В некоторых, экстремально крайних случаях, деньги могут даже не иметь значения вообще.

Эта диаграмма показывает уровни квалификации человека эпохи Возрождения. Обратите внимание, что за большинство занятий он платит очень мало. Также обратите внимание, что он может получать деньги из нескольких видов деятельности.
Эта диаграмма показывает уровни квалификации человека эпохи Возрождения. Обратите внимание, что за большинство занятий он платит очень мало. Также обратите внимание, что он может получать деньги из нескольких видов деятельности.

Любопытно, что эксперты рекомендуют широко диверсифицировать инвестиции, и в то же время рекомендуют концентрировать профессиональные навыки. Человек эпохи Возрождения обладает большим разнообразием человеческого капитала, но продать его на рынке, ориентированном на специалистов, будет сложно, хотя и не невозможно. Однако суть не в продаже. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на том, как продавать, часто эффективнее сосредоточиться на том, как не покупать! А широкий спектр навыков может заменить доход, необходимый для покупок, если это становится необходимым.

По мнению экспертов в области экспертных знаний (да, такое существует!), требуется 1000 часов целенаправленной работы, чтобы считаться компетентным в какой-либо области, 3000 часов, чтобы стать мастером, и 10000 часов, чтобы стать экспертом. Учитывая, что средний человек тратит четыре часа в день, или почти 1500 часов в год на просмотр телевизора или компьютерные игры, за несколько лет стать экспертом в какой-либо области, одновременно достигая компетентности в других, вполне возможно, даже осваивая одну из них, не является непреодолимой задачей.

На каких навыках следует сосредоточиться? Люди эпохи Возрождения 17 века стремились повысить свою навыки в следующих областях:

  • Защита с помощью различных видов оружия.
  • Игра на различных музыкальных инструментах и рисование.
  • Философские и политические дискуссии.
  • Продвижение знаний и наук.
  • Писатель и поэт.

Для наших, современных, целей эти области, можно сгруппировать в семь - физиологическую, экономическую, интеллектуальную, эмоциональную, социальную, техническую и экологическую.

Поначалу освоение такого широкого спектра предметов может показаться непосильным, и, возможно, эта идея даже несовместима с вашими личными предпочтениями. Однако универсальность не требует идеального овладения предметом; она к нему только стремятся.

Имейте в виду, что во всем диапазоне усилия и результаты связаны нелинейно. В идеале усилия должны быть распределены поровну между всеми предметами, но из-за личных предпочтений и талантов человек может решить сосредоточиться больше на одних областях, чем на других.

Подписывайтесь на мой канал в Телеграме - ссылка находится здесь.