Пора обратно в реальный мир. Но недадолго, ведь меня ещё «Империю Кёсём» (да где там, блин, ударение) активно заставляют смотреть А «Великолепный век» всё. Полгода, так его разэтак, полгода султанско-гаремских страстей!!! Жизнь моя, что делаю я с тобой? Я как будто бессмертная, столько времени уделять тому, что не работа и учёба. Зачем? Почему?
Сначала был первый сезон. Он был интересный. Я ещё никого не знала, со всеми знакомилась. Молоденький 26-летний (!!!) султан, предположительно 17-летняя Хюррем, полный дворец народа, всех изучить, всех познать. Личности глубоки и многогранны, но это неточно. Главное, что у каждого персонажа своя функция и своё влияние на общую канву.
Наступает второй сезон. Интерес не гаснет. Динамика идёт, дети подрастают, вводят новых персонажей, проигрываются новые истории.
Потом сезон третий. Он менее интересен. Серии уже не кончаются на пике катарсиса. Многие арки нагло повторяются с другими лицами. Сёстры султана. Принцессы. Мне бы подумать, что сериал сдулся. Но нет.
Итак, наступил четвёртый сезон. И первое, чем он вымораживает — это слегка изменившейся за лето Хюррем. Она ещё в конце предыдущего несколько серий где-то гуляла, а потом явилась в другом виде. И вот до конца Вселенной она будет в этом другом виде, относитесь к этому как хотите.
На самом деле актриса (имени не выговорю, сами прогуглируйте) отказалась сниматься и свалила из сериала, а тяжёлые времена требуют тяжёлых решений. Поэтому нам представили повзрослевшую и возмужавшую Хюррем, чтобы она соответствовала нынешнему возрасту. Привыкать пришлось долго, но стоит отдать должное — эта актриса тоже отыграла хорошо. Но мне бы хотелось, чтобы остальные тоже свалили куда-нибудь на лето. Султан-то ладно, нацепили седую бороду, стало можно поверить в его преклонный возраст. По сравнению с этим даже 40-летнего дядю из 1-го сезона вполне можно представить 26-летним. Остальных тоже состарили как могли. Но с Махидевран я не могла не поухохатываться. Ведь 40 лет прошло, а она до сих пор продолжает светить молоденьким личиком, разве что грустненьким чуть-чуть.
Всхохотнула на очередной повторившейся арке. Сестра султана Хатидже нам мешала — убрали. Сестра султана Шахкубан нам мешала — убрали. Была ещё Бейхан, но она не очень мешала. А этот сезон освещается новой сеструлей, Фатьмой. Она тоже мешает Хюррем, и у неё свои фишки. Вся из себя такая позитивная, улыбашная.
На этом месте у меня чуточку взорвался мозг. Хюррем переживает климакс, а Фатьма рядом прыгает и разглагольствует, мол, я ещё молода, я ещё ка-ак влюблюся. Мадам, а сколько вам годов, простите? Если ты молода, то ты младше Хюррем. А если ты младше Хюррем, то где же ты три сезона гуляла? Тебя в ранние школьные годы замуж выдали или как? Почему тебя не было во дворце, как Хатидже? Почему три сезона никто о тебе ничего не знал?
Помимо улыбашки Фатьмы, сериал начал навешивать на нас повзрослевших шехзаде. Сын Махидевран Мустафа и целая армия Хюррем: Мехмед, Михримах, Селим, Баязед, Джихангир. Когда у некоторых из этих всех начала появляться личная жизнь, я поняла, что не запомню столько народа, я начала пересматривать весь сериал с самого начала. Вот почему я так долго смотрела этот сезон.
И с этими новыми воспоминаниями я вынуждена кучу предыдущих слов взять обратно. Сериал на самом деле говорил, что Сулейман — это Мухиби, просто это было настолько между букв, что я не запомнила. Селима на встрече султана показали, просто на совсем заднем плане. И серия не кончилась сном, сон потом приснился. Зря быканула, признаю.
Но вот я посмотрела всё-всё-всё. Что я могу сказать по этому поводу. Это тяжёлый сезон. Очень грустный и тяжкий, даже цветовая гамма изменилась. Я хоть и не заплакала, но на некоторых моментах мне чуточку сплохело. Грустно, болезненно.
Знаете, что самое тяжёлое в этом сериале, помимо смертей любимок? Время. Неумолимое время. Динамика. Все молодые стареют, некоторые умирают. Не можешь не задуматься, что и сам когда-нибудь предстанешь перед Аллахом. Но это подали так философски, что у меня даже танатофобия пролечилась чуть-чуть.
Философии в сериале, кстати, полно. Мудрой и восточной. С красивыми словами. Она порой смешна и несуразна, порой затянута, но проникнуться можно. Я даже стих хочу написать на одну из речей султана. Красиво ведь.
Но я бухчу. Бухчу на затянутость, когда они болтают кучу пустопорожних разговоров ради хронометража. Когда ни к селу ни к городу впендюривают флэшбеки (между тем не было ни одного флэшбека с Хюррем в прежнем обличье). Когда куча красивых и философских авторских речей.
Ещё одно бухтение у меня на всеобщее суеверие. Я охотно верю, что времена были тёмные и дремучие, все поголовно ходили к гадалкам и астрологам. Но сериал подаётся как исторический, так какого хрена пророчества и вещие сны сбываются, а наложенная порча действует? Я люблю всякую эзотерику, когда она соответствует жанру. А тут жиза и реализм, магии быть не должно.
Внутренние монологи у героев красивые и пафосные, заслушаться можно. На одну из речей Сулеймана я даже стих хочу написать. Я познала чуждый менталитет, он красив. Дайте женщинам равные права, чтобы я прониклась окончательно.
И на этом всё. Прощай, гарем. Безумно жалко расставаться. Такая всегда опустошённость, когда кончаешь что-то глобальное. Это было для меня полезно. Я стала знать больше. Ведь я в силу любопытства ещё и с реальной историей сверилась. Зачем мне вся эта информация — другой вопрос, но пусть будет.
А дальше я спойлерирую, дальше не читайте.
Когда закончилась последняя серия — я была обескуражена. Я ведь при просмотре совершенно не следила за нумерацией серий. Кончилась одна — началась другая. А когда после смерти Сулеймана титры доиграли до конца и не переключили меня на следующую серию — я была в афиге. Это разве всё? Там же ещё снимать и снимать! Столько всего неразрешённого осталось. На троне падло, у сына падло жена на стороне хороших, я бы посмотрела на их противоборство. Но потом мне подумалось, что всё закончилось логично. Круг замкнулся. Теперь Нурбану — это Валиде-султан, а девчуля того сынульки — это Хюррем. А что между ними будет дальше — это мы уже видели. История развивается по спирали.
На трон пришёл Селим, Селим нехороший человек редиска. Это грустно и несправедливо, но, если вдуматься, он ведь больше всех похож на свою величественную мать. Хюррем ведь точно так же ходила по головам и не останавливалась ни перед какими семейными узами, чтоб добиться своего. Он даже внешне на неё похож больше прочих детей, единственный рыжий. И всё равно жаль, что так вышло. Я за Баязеда болела, когда Мустафу оффнули. Мустафа, кстати, самый верный и преданный наследник был, обидно за такую смерть.
И это всё, что я хотела сказать.