Найти в Дзене
Дело было на Руси

Евпатий Коловрат: русский витязь, которого опасались даже татары

Вы возвращаетесь из командировки и находите свой дом сожженным дотла. Что бы вы сделали? Именно с такой ситуацией столкнулся рязанский воевода Евпатий Коловрат в 1237 году. Только вместо дома у него была целая земля, а вместо поджигателей — орды Батыя. 1237 год. Евпатий находился в Чернигове по княжеским делам, когда Батый обрушился на Рязанскую землю. Дорога домой, должно быть, казалась ему бесконечной — торопился, предчувствуя беду. И когда наконец увидел то, что осталось от родного города... От некогда цветущей Рязани дымились лишь обугленные бревна. Любой разумный человек в такой ситуации либо впал бы в отчаяние, либо попытался спасти что можно. Коловрат выбрал третий путь — месть. Собрав горстку уцелевших дружинников, он отправился за татарскими отрядами. То, что творил Евпатий со своими людьми в тылу врага, не укладывалось в голове у степняков. Они привыкли к открытым сражениям, к тому, что противник либо бежит, либо принимает бой. А тут какой-то русский отряд появлялся из ниотку
Оглавление

Вы возвращаетесь из командировки и находите свой дом сожженным дотла. Что бы вы сделали? Именно с такой ситуацией столкнулся рязанский воевода Евпатий Коловрат в 1237 году. Только вместо дома у него была целая земля, а вместо поджигателей — орды Батыя.

Возвращение к пеплу

1237 год. Евпатий находился в Чернигове по княжеским делам, когда Батый обрушился на Рязанскую землю. Дорога домой, должно быть, казалась ему бесконечной — торопился, предчувствуя беду. И когда наконец увидел то, что осталось от родного города... От некогда цветущей Рязани дымились лишь обугленные бревна.

Любой разумный человек в такой ситуации либо впал бы в отчаяние, либо попытался спасти что можно. Коловрат выбрал третий путь — месть. Собрав горстку уцелевших дружинников, он отправился за татарскими отрядами.

Призрак, наводящий ужас

То, что творил Евпатий со своими людьми в тылу врага, не укладывалось в голове у степняков. Они привыкли к открытым сражениям, к тому, что противник либо бежит, либо принимает бой. А тут какой-то русский отряд появлялся из ниоткуда, крушил обозы, резал часовых и снова растворялся в лесах.

Среди татар поползли слухи, что это мертвые русские восстали и мстят за свою землю. Для людей XIII века подобное объяснение казалось вполне логичным — как еще понять, откуда у горстки воинов берутся силы противостоять целой армии?

-2

Думаю, Евпатий интуитивно нащупал то, что спустя века назовут партизанской тактикой. Он понимал — в открытом бою его малочисленный отряд обречен, но в лесах, которые он знал с детства, у него есть шанс.

Последний бой

Финал этой истории был предрешен с самого начала. Татары поняли — обычными методами Коловрата не взять. Тогда они применили тактику, которая не оставляла русскому воеводе ни единого шанса — полное окружение с использованием осадных орудий.

-3

Евпатий и его дружина были забросаны камнями из катапульт. Погиб он в январе 1238 года, хотя точное место его захоронения до сих пор вызывает споры. Одни источники называют окрестности Старой Рязани, другие — ярославские земли, третьи — район Зарайска.

Герой или легенда

Вот тут начинается самое интересное. Основной источник сведений о Евпатии — "Повесть о разорении Рязани Батыем", созданная значительно позже описываемых событий. А летописи того времени о Коловрате не упоминают вовсе. Это заставляет историков сомневаться — а был ли мальчик?

Но тогда как объяснить живучесть преданий в Шиловском районе Рязанской области? В деревне Фролово стоит памятник герою с конкретными датами — 1200-1238 годы. Местные краеведы собирают народные предания уже не первое десятилетие.

-4

Мне кажется, что фигура Евпатия — это нечто большее, чем просто исторический персонаж. Возможно, в его образе слились воспоминания о многих безымянных защитниках Руси, которые не покорились захватчикам. Еще в XIX веке будущие новобранцы искали в здешних местах древние стрелы — "стрелы Евпатия", считая их талисманами удачи.

Существовал ли Коловрат в реальности? Наука пока молчит. Но народная память хранит его имя уже восемь столетий. И это, пожалуй, важнее любых летописных свидетельств.

Друзья, спасибо за прочтение, надеюсь вам было интересно. Если мы не расскажем свою историю — за нас расскажут чужие. Подпишитесь, чтобы помнить, понимать и передавать дальше. А лайк — это знак, что вы с нами.

Читайте так же: