Найти в Дзене
Известия

Прибыли вовремя: бюджет получит 163 млрд неучтенных в прогнозе доходов

Оглавление

Бюджет получит 163 млрд рублей, не учтенных в изначальном прогнозе властей, выяснили «Известия». Основной источник — перечисление прибыли ЦБ, который по итогам 2024 года второй раз за восемь лет отчитался о положительном результате. Это немалая сумма — она сопоставима, например, с расходами на нацпроекты по развитию экономики и транспорта. Минфин также повысил ожидания по ряду других поступлений — от госпошлин, штрафов за нарушения ПДД, возвратов средств и экологического сбора. О том, позволит ли всё это сбалансировать бюджет, — в материале «Известий».

Доходы бюджета в 2025 году

В июньских поправках к бюджету Минфин учел доходы, которые ранее не закладывались в прогноз, — на 163 млрд рублей, следует из заключения Счетной палаты (СП) на новую редакцию финансового плана.

   Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

Основной вклад обеспечит Центробанк — почти 150 млрд рублей, отмечают аудиторы. Дело в том, что в 2024-м регулятор второй раз закончил год в плюс после нескольких лет убытков. Прибыль ЦБ достигла почти 200 млрд, что в 1,5 раза выше результата 2023-го. По закону Банк России обязан направлять в бюджет 75% с заработанного, то есть 150 млрд.

Ключевая прибыль Банка России — процентные доходы от рефинансирования средств коммерческих банков, объяснил кандидат экономических наук Андрей Бархота. Эти поступления зависят от величины ключевой ставки, которая в прошлом году была в диапазоне 16–21%, и потребности банковского сектора в ликвидности, добавил он. В ответ на запрос «Известий» о перечислениях в бюджет регулятор поделился ссылкой на опубликованный отчет за 2024 год об итогах своей работы.

Как объяснили «Известиям» в Минфине, прибыль ЦБ складывается и перечисляется по итогам года. В сентябре 2024-го итоги еще не были определены.

   Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

Помимо поступлений от ЦБ, дополнительные средства принесет и переход к прогрессивному налогу на доходы физлиц — 5 млрд, отмечает СП. С 2025 года введена пятиступенчатая шкала ставок от привычных 13 до 22%. Платят больше те, кто зарабатывает свыше 2,4 млн рублей в год. Все средства от увеличенного НДФЛ идут в федеральный бюджет. Дополнительные доходы от прогрессивной шкалы были заложены и ранее, но теперь власти незначительно переоценили прогноз вверх.

— По НДФЛ дополнительные доходы не были учтены, поскольку в бюджете еще не все коды были введены, прогноз учитывался агрегированно, — уточнили в Минфине.

Еще один источник неучтенных доходов — отдельные административные штрафы за нарушения правил дорожного движения (ПДД), следует из заключения аудиторов. В частности, 3,4 млрд принесут в бюджет санкции, налагаемые мировыми судьями и комиссиями по делам несовершеннолетних. Еще 1,9 млрд обеспечат наказания от региональных властей и учреждений. Счетная палата не уточняет, на какие статьи приходятся еще 3 млрд не заложенных ранее в план поступлений. В Минфине это объяснили тем, что законы были приняты в декабре, и поэтому не могли быть учтены в сентябре.

   Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Причина, по которой указанные доходы не были учтены изначально, кроется в осторожном подходе Минфина к планированию, полагает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.

Также Счетная палата указала, что по 34 видам доходов вообще отсутствуют расчеты. А это, по словам аудиторов, говорит о недостаточной прозрачности при составлении бюджета.

— С одной стороны, 163 млрд — всего около 0,4% от всех поступлений в федеральный бюджет (38,5 трлн). Это относительно небольшая доля. С другой стороны, она сопоставима, например, с дополнительными тратами на льготную ипотеку, а также на нацпроекты по экономике и развитию транспорта, — отметил Владимир Чернов.

Таким образом, в условиях заложенного в поправки к бюджету роста дефицита с 1,2 до 3,8 трлн такие суммы имеют вес — как неучтенный резерв, который может быть направлен на приоритетные задачи без пересмотра ключевых параметров, подчеркнул эксперт.

Поправки к бюджету 2025 года

Несмотря на заложенное в поправках снижение прогноза по нефтегазовым доходам на 2,6 трлн рублей, общие потери составят всего 1,8 трлн, следует из заключения СП. Причина — рост поступлений, не связанных с сырьем, почти на 830 млрд. Дополнительные средства обеспечат изменения по ряду статей, по которым прогноз увеличен.

Наибольший прирост ожидается по безвозмездным поступлениям — их оценка выросла почти втрое, до 125 млрд рублей, следует из поправок к бюджету. Это связано с возвратами неиспользованных средств, которые были предоставлены регионам, фондам или отдельным учреждениям из казны.

   Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

Также почти втрое увеличен прогноз по экологическому сбору — до 19 млрд. Это обусловлено как повышением ставок сбора, так и изменением нормативов утилизации, пояснила доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г.В. Плеханова Екатерина Голубцова. Кроме того, поступила задолженность по этому платежу за предыдущие периоды, погашение которой сложно прогнозируемо.

Минфин ожидает дополнительных доходов и от госпошлин — они принесут казне 255 млрд, в 1,4 раза больше, чем планировалось ранее. Рост связан с повышением ставок с июля 2025 года на совершение миграционных действий (например, на регистрацию места жительства, выдачу разрешений и виз) и регистрацию транспорта, отмечается в заключении СП.

Существенная прибавка ожидается и от штрафов — по ним прогноз увеличен на треть, до 258 млрд. Аудиторы объясняют рост ожидаемым повышением санкций за нарушение ПДД, снижением скидок за быструю оплату, а также уточнением поступлений по пеням. Как писали «Известия», в первом квартале россияне уже заплатили за такие нарушения на четверть больше, чем годом ранее.

— В целом же заложенный план по доходам, не связанным с нефтью и газом, может быть перевыполнен. Потенциал сохраняется за счет НДФЛ, НДС, прибыли ЦБ и других источников. Но Счетная палата критикует оптимизм Минфина по ряду позиций, например по НДС, где уровень собираемости завышен (98% против фактических 94%), — подчеркнул Владимир Чернов.

   Фото: РИА Новости/Максим Блинов
Фото: РИА Новости/Максим Блинов

Как отметил директор Центра региональной политики ИПЭИ РАНХиГС Владимир Климанов, рост ненефтегазовых поступлений может продолжиться, но их доля в доходной структуре остается нестабильной. При снижении прибыльности бизнеса план действительно может не быть исполнен.

-7

Впрочем, риски роста дефицита бюджета остаются, отметил Владимир Чернов. По его словам, прогноз построен на оптимистичных оценках ВВП и доходов, что вызывает вопросы у аудиторов. Кроме того, в 2025 году цена на российскую нефть прогнозируется ниже базового уровня ($56 против $60 за баррель), что тоже несет риски для поступления нефтегазовых доходов. Тем не менее пока уровень госдолга в РФ достаточно низок, а значит, у страны есть возможность погасить недостачу без значительного ущерба для финансовой стабильности.