Найти в Дзене
Dorama Queen

«Легенда о Цзан Хае» — лучшая историческая дорама за десять лет?

«Чтобы сделать великий фильм, необходимы три вещи — сценарий, сценарий и еще раз сценарий», — говорил Альфред Хичкок. «Легенда о Цзан Хае» как минимум одну из трех точно недобрала. Императорский астроном Куан До при строительстве некой башни обнаруживает мощный загадочный артефакт. Этот предмет и становится причиной его смерти. Стремясь выяснить местонахождение артефакта, прославленный военачальник хоу Пинцзинь убивает всю семью Куай До. Выживает лишь сын астронома, Чжину. Под руководством опытных наставников он превращается в целеустремленного (очень) и проницательного (не всегда) строителя и специалиста по фэншую Цзан Хая. Повзрослевший Цзан Хай приезжает в столицу и с помощью различных уловок втирается в доверие к хоу Пинцзиню. Все его действия подчинены главной цели — выявить виновников преступления и жестоко им отомстить. Хоу Пинцзинь — лишь первый в списке. Задолго до выхода «Легенды…» историю и главного героя начали сравнивать со «Списком Ланъя» и Мэй Чансу. С первой серии поня

«Чтобы сделать великий фильм, необходимы три вещи — сценарий, сценарий и еще раз сценарий», — говорил Альфред Хичкок. «Легенда о Цзан Хае» как минимум одну из трех точно недобрала.

«Легенда о Цзан Хае». Китай, 2025 год. В ролях: Сяо Чжань, Чжан Цзинъи, Хуан Цзюэ, Чжоу Ци.
«Легенда о Цзан Хае». Китай, 2025 год. В ролях: Сяо Чжань, Чжан Цзинъи, Хуан Цзюэ, Чжоу Ци.

Императорский астроном Куан До при строительстве некой башни обнаруживает мощный загадочный артефакт. Этот предмет и становится причиной его смерти. Стремясь выяснить местонахождение артефакта, прославленный военачальник хоу Пинцзинь убивает всю семью Куай До. Выживает лишь сын астронома, Чжину. Под руководством опытных наставников он превращается в целеустремленного (очень) и проницательного (не всегда) строителя и специалиста по фэншую Цзан Хая. Повзрослевший Цзан Хай приезжает в столицу и с помощью различных уловок втирается в доверие к хоу Пинцзиню. Все его действия подчинены главной цели — выявить виновников преступления и жестоко им отомстить. Хоу Пинцзинь — лишь первый в списке.

-2

Задолго до выхода «Легенды…» историю и главного героя начали сравнивать со «Списком Ланъя» и Мэй Чансу. С первой серии понятно, что между ними ничего общего, кроме, собственно, темы мести, поэтому я отложу в сторону это сравнение и больше вспоминать о нем не буду. Тем не менее один момент имеет значение.

-3

Хоть, в отличие от «Ланья…», «Цзан Хай» в большей степени замешан на приключениях и персонаж здесь совершенно другой, ключевую роль все равно играют стратегия и интриги. А в этом случае важно плотно пригнать друг к другу кирпичики логики. В «Цзан Хае» же из зазоров свищет на каждом шагу. То главный герой проявляет сверхъестественную проницательность, предугадывая действия противников на несколько шагов вперед, вплоть до того, какой дорогой чей слуга до дому побежит и каким боком враг в 21:00 повернется. И все чудесным образом срабатывает, хотя смешать карты может любая случайность. Да хоть бы понос этого врага вдруг прихватит. И полетят прекрасные планы Цзан Хая ко всем чертям. То он даже для себя не может продумать запасной вариант в предсказуемой ситуации и лажает как лох. Спасает его только чудесное совпадение — и таких совпадений в дораме как грибов в осеннем лесу. Это в истории, которая, чтобы выглядеть убедительной, должна совпадения по максимуму исключать. Не то что на них опираться.

Ну а эпизод с ядовитыми цветами на могиле человека, который н-цать лет назад съел семена этих цветов и поэтому теперь они тут растут — это просто мое любимое. Что вы употребляли, я тоже такое хочу. Те самые цветочки, наверное.

Зрителям это не помешало полюбить «Цзан Хая». Дорама транслировалась с большим успехом, побивая рекорды и возглавляя разнообразные рейтинги. 40,1% доля рынка по данным платформы YunHe, единственная китайская дорама в топ-100 IMDB, более 1,75 млрд просмотров — и еще длинный список по «индексам жары», количеству рекламы, лидерству на разных платформах и прочему. Некоторые даже заговорили о «лучшей исторической дораме за последние 10 лет». Тем временем «Ветер из Лунси» и «Самый длинный день в Чанъане»: «Мы для вас шутка какая-то?».

Режиссер говорил о том, что не хочет идти на поводу у широкой аудитории. Не помню точно, что конкретно он имел в виду. Ему виднее — не идет так не идет. Приключения в гробницах и полуголый СЧ это, я так понимаю, для узкого круга интеллектуалов. Но и ничего такого, что было бы рассчитано НЕ на широкую публику, я в этой дораме не обнаружила. Персонаж бел и пушист от начала до финала и не заступает в зону серой морали, хотя она здесь прямо напрашивается. То есть он совершает много поступков, которые можно расценить как неблаговидные или сомнительные. И которые вполне бы мог совершить отрицательный персонаж. Но особого влияния на развитие героя они как будто бы не оказывают. Как был хорошим, так и остался.

Ни с точки зрения художественных приемов, ни с точки зрения посланий для зрителя никаких неожиданных, новаторских или рискованных решений здесь нет. Чинно-благородный назидательный посыл, ноль интеллектуальных вызовов, романтика, экшен, приключения, немножко кровушки. Все это разжевано, доступно, понятно и решено в проверенном временем, безопасном ключе. Как по мне, как раз-таки для самой широкой аудитории.

Золотая жила в таких сюжетах — это изменения персонажа под влиянием пребывания в чуждой ему, враждебной среде, где ему приходится притворяться своим. Вынужденное сближение с умным и сильным противником может вызывать неоднозначные и сложные чувства — не одну только ненависть, но невольное уважение и привязанность, что порождает внутренний конфликт. Здесь эту жилу глубоко разрабатывать не стали, так, ковырнули слегка. Хотя по линии с хоу Пинцзинем видно, какой огромный потенциал у этих тем. Линия эта самая яркая, эмоциональная и интригующая в дораме, и без нее действо заметно поблекло.

Мне в этой дораме не хватило смелости, оригинальности, индивидуальности, остроты. Не хватило морально-этических дилемм и глубокого психологизма. Время, которое можно было потратить на разработку этих тем, отдали на романтику и приключения. Это не плохо, я ничего не имею против развлекательного контента, говорю исключительно о своих предпочтениях. Меня эта история и не восхитила, и не разочаровала — посмотрела и посмотрела, почему б на красивых приключениях не отдохнуть. Могла бы и не смотреть. Но тогда я пропустила бы блестящий перформанс Сяо Чжаня. А оно того стоило. Трактовка образа, микромимика, смена выражений лица, множество красноречивых деталей, передающих состояние и эволюцию персонажа, очаровательны и приковывают внимание. Плюс неземная красота, плюс шикарнейший антураж и 150 костюмов, один стильнее другого, — и пусть себе действие катится колобком куда оно там идет, сиди и получай удовольствие.

И хотя я не разделяю восторгов и лично меня история особенно не зацепила и не взволновала, тем не менее, без всякой иронии, я искренне рада, что дорама и зрители нашли друг друга. А на вопрос, заданный в заголовке, каждый зритель себе ответит сам.