Я на регулярной основе провожу разборы реальных собеседований в записи, которые мне приносят клиенты.
Этот формат намного лучше, чем вариант в режиме - "вопрос- ответ", так как здесь вскрываются все ваши погрешности в бою.
Вот, что обычно происходит:
Игра в одни ворота
Клиент обычно не видит реакции другой стороны на свои слова или действия - потому что он в потоке собеседования находится - он отвечает на вопросы, он презентуется, он выступает. Лишь единицы могут одновременно и говорить и наблюдать. Если вы работаете в паре - можно заметить реакцию испуга у интервьюера, повышенного интереса к отдельным частям вашего рассказа и другие интересности.
Поплыл
Клиент поплыл - это когда отвечает слабо, не на тот вопрос, непонятно о чем. Для интервьюера это сигнал к тому, что либо кандидату некомфортен вопрос (сразу хочется узнать причину), либо он не ориентируется в теме (не хватает экспертизы).
Невербальные проявления
На сложные непроработанные вопросы - тяжелые вздохи, покашливание, резкая смена скорости речи. Например, все собеседование - отлично, но на этапе вопроса - сколько денег хотите или каковы причины увольнения - все, волнение захлестывает.
Нарциссизм, перетягивание одеяла на себя
Здесь обычно много "я", чрезмерное перехваливание собственной персоны, большое количество подготовленных и отполированных заслуг и достижений, часто - в превосходной форме. Сбоку обычно видно и слышно, как у нанимающей стороны - это вызывает раздражение. Клиент этого в потоке не видит и не замечает, так как он сосредоточен на себе
Перебивает, не дослушивает
Грубое нарушение, можно сказать - красная карточка. Нужно разбираться, почему кандидат так делает: торопится? "я уже понял вопрос"? "мне бы лучше сразу на собеседование с нанимающим попасть"?
Тыкает носом
Иногда рекрутер задает вопрос, а получает ответ из разряда: "так в резюме ж написано". Возможно поэтому здесь и требуются пояснения - может быть не понятна суть, недостаточен объем информации или формулировка носит неожиданный характер. Собеседование и нужно для того, чтобы разобраться в перипетиях вашего опыта и компетенций.
Другой случай: рекрутер повторно задает вопрос, прилетает ответ: "Еще раз...."
Между строк слышно раздражение и оно идет клиенту не на пользу.
Подчеркивает свое функциональное превосходство
Рекрутер - не специалист вашего профиля. Если не подчеркивать эту разницу, а помочь сориентироваться и погрузиться в вопрос - результат будет лучше и к офферу вы придете быстрее.
Подчеркивает свои недостатки
Излишняя честность чаще вредит кандидату, а не помогает. Особенно, когда она идет с маниакальным фокусом на несоответствие требованиям работодателя. Подробно, иногда красочно. Так и хочется спросить клиента - зачем вы это делаете?
Какие предложения сейчас рассматриваете?
Вопрос - про что ищете, а ответ - мне у вас нравится. Почему нет? потому что все понимают, что сейчас вы будете льстить и давать социально желаемые ответы. Ваш ответ подошел бы на вопрос - почему вы решили откликнуться или почему вы хотите к нам
Невыгодное уточнение
"У меня нет этих навыков" - излишне честно сообщает кандидат.
И только его карьерный консультант, сидящий за кадром и переживающий не меньше за исход собеседования, знает, что навыки на самом деле есть, но в небольшом объеме или давно или в похожей программе.
Другая ситуация: "я уже два года не работаю". С какой интонацией нужно говорить эту фразу, нужно ли говорить ее или какую-то другую, где остановиться, чем "припорошить после" - все корректировки происходят уже после разбора и обнаружения ошибки.
Рассинхрон слов и визуального ряда
Кандидат говорит - "сейчас я бодр и готов к новым вызовам", а по голосу и на лице вообще ни разу не бодр. Рекрутер видит, отмечает как зону риска, нанимающий менеджер (если у него не очень большой опыт интервьюирования) не сможет сформулировать, что не так, но после собеседования, объясняя причины отказа - будет вспоминать что что-то не то с кандидатом.
Многословие
Клиент от волнения много говорит, не может остановиться, не обращает внимания на длительность своего ответа, отсутствие взаимодействия с собеседником, его вовлеченность (чаще со знаком минус, так как монолог затянулся).
Отсутствие химической связки
Рекрутер просто спрашивает, вы - просто отвечаете. Здесь сразу видно, что оффера не будет. Причины - кандидату неинтересно предложение, либо - соискатель не уважает рекрутера (конкретного или вообще, как класс), либо рекрутер уже разобрался, что кандидат не подходит под искомый профиль и т.д.
Почему эта пресловутая химическая реакция между людьми важна? Потому что видели бы вы (или в данном случае - слышали ли бы) - как проходит пролетает собеседование, когда люди разговаривают на одной волне: вопрос-ответ с обеих сторон без затянутых и напряженных пауз, взаимный интерес, интонационные "улыбки", шутки и истории к месту, баланс по объему выдаваемой и получаемой информации, огромное количество "связующих" элементов. Наблюдать за таким процессом - одно удовольствие.
Неудачные примеры
Если на собеседование вы пришли в наряде "импровизация", получили внезапный вопрос и ответили на него быстро - высока вероятность того, что ответ преподнесет вас в невыгодном свете. Например, вы приведете пример, где все не очень хорошо для вас закончилось или недолго проработали.
Вопросы
Пришла пора задавать вопросы- кандидат не может остановиться - все задает и задает их. Слышно и видно, как принимающая сторона уже мечтает перейти к финальной фазе интервью.
Или противоположная история: соискатель отвечает, что вопросов нет - все понятно. Чаще всего здесь нанимающий разочарован: он так хотел вам рассказать о сложностях вакансии или испытать гордость за свою компанию. Плюс опыт показывает, что у тех, у кого нет вопросов здесь, потом приходит сильное разочарование после. И только потом, уже рефлексируя с кем-то со стороны, понимаешь, что все ошибки выбора можно было предотвратить на этапе интервью, просто задав несколько правильных вопросов.
Получилось много и разнообразно, но важно - все можно поправить, было бы желание 😊
А вот здесь собрала 3 рекомендации, как увеличить шансы на получение оффера через грамотную продажу себя на собеседовании