УКРАШЕНИЕ ХРАМА ЗЕЛЕНЬЮ в Троицу
Исторические корни обычая
Обычай восходит к иудейской Пятидесятнице — празднику дарования Закона на горе Синай. По преданию, гора была покрыта цветущей зеленью, и синагоги украшались растениями в память об этом.
Сошествие Святого Духа на апостолов (основа праздника) произошло в Сионской горнице, которую, согласно обычаю того времени, также украшали зеленью и цветами.
Первые письменные упоминания об обычае относятся к началу XVII века. Притом отмечено: "в божественных писаниях того не обретох, откуда начало прият".
Символика "Троицкой зелени": больше, чем украшение
* Дубрава Мамвре: Зелень напоминает о дубе, под которым Триединый Бог в виде Ангелов явился Аврааму (сюжет иконы Святой Троицы).
* Обновление творения и души: Молодая зелень символизирует обновление всего творения и человеческой души через животворящую благодать Святого Духа, сошедшего в Пятидесятницу. Как ветвь жива, лишь пока соединена с деревом, так и человек духовно жив, лишь пока соединен с Христом — "Лозой истинной" (Ин. 15:5).
* Приношение Богу: Зелень и цветы — это "начатки" весеннего обновления природы, приносимые Богу в знак благодарности за Его творение и попечение о человеке .
Традиционные и современные растения: от березы до чабреца
* Береза — "русский символ": Стала главным атрибутом на Руси благодаря ранней листве и особой любви в народной культуре. Ее ветви освящали и ставили дома у икон как оберег и напоминание о празднике .
* Региональное разнообразие:
Украина: Пучки ароматных трав (любисток, аир, чабрец, шалфей, мята).
- Юг России: Ветки рябины, липы, клена.
- Север (Якутия, Сибирь): Ветви ели или пихты.
Трава: Свежескошенной травой устилают пол храма, создавая "зеленый ковер" благоухания.
Цветы: Пионы, ландыши, полевые цветы, белые лилии (символ чистоты) часто дополняют березовые ветви, украшая иконы и аналои.
Как это делается в 2020-е годы: Традиция в современном мире
1. Подготовка (Семик / Зеленая Суббота): За несколько дней до праздника (часто в субботу) верующие заготавливают зелень: срезают березовые ветви, косят траву, собирают букеты трав или цветов. В храмах организуются субботники по уборке и подготовке украшений.
2. Украшение храма (Троицкое Воскресенье):
* Пол: Устилается густым слоем свежескошенной травы (символизирует "синайскую зелень" и обновление). Верующие стараются унести немного этой травы домой как благословение (кладут к иконам, добавляют в корм скоту, заваривают как целебный настой).
* Иконостас, аналои, царские врата: Украшаются ветвями березы (или других региональных растений), перевитыми цветами. Особенно нарядно украшается центральная икона праздника — Святой Троицы .
* Свечи и подсвечники: Нередко обвиваются молодыми побегами.
3. Участие прихожан: Многие приходят на службу со своими букетами зелени и цветов для освящения. Освященные ветви и травы бережно хранят дома за иконами в течение года как напоминание о празднике и символ Божьего благословения.
4. Цвет литургии: Священнослужители облачаются в зеленые ризы, символизирующие животворящую силу Святого Духа и обновление Церкви.
5. После праздника: Зелень из храма не выбрасывается. Ее аккуратно собирают и сжигают, либо раздают верующим, либо компостируют на прихрамовой территории в знак благоговения перед освященными предметами.
На фото: 1. Успенский собор нынче обошелся без березок. 2. Покровская церковь традицию блюдет.