"Что касается бесоодержимости, то ее, в большинстве своем, истерическая природа доказана психиатрами давно... Все случаи истерической бесоодержимости схожи. Не случайно ранее вспыхивали целые эпидемии «бесоодержимости» и на Западе, и в России (в дореволюционной России подобные явления называли кликушеством). В основе распространения психических эпидемий лежат истерические механизмы подражания, внушения и самовнушения, поддерживающие постоянный суеверный страх перед ведьмами и колдунами, напускающими порчу, перед злыми духами, вселяющимися в человека и строящими разные козни" (цитата из книги).
Заведующий психиатрическим отделением города Сарова Андрей Анатольевич Афонин
Не так давно в серии "Жизнь замечательных людей" вышла книга Валентина Степашкина, посвященная жизнеописанию одного из величайших святых Русской православной церкви - преподобного Серафима Саровского.
Доводы историка, были высказаны еще в 2000 году на научной конференции в Нижнем Новгороде. Примерно тогда же я и стал активно посещать церковь, а затем и приехал в Дивеево.
Автор не просто проливает свет на биографию святого - он прямо утверждает, что большинство из описанных в житии чудес - просто выдумки, а один из основных биографов преподобного Серафима Николай Мотовилов - психически нездоровый человек, да и сами "беседы Мотовилова со старцем Серафимом" это литературная и богословская обработка фантазий и домыслов Мотовилова осуществленная религиозным писателем Сергеем Нилусом, выполненная в начале ХХ века ближе к канонизации святого.
Несмотря на это книга была с восторгом встречена ведущими богословами и священноначалием Русской Православной Церкви.
На самом деле это очень подробная книга обо всем что связано с Серафимом Саровским - автор не поскупился на подробности и целую главу уделяет родственникам святого коих просто перечисляет на протяжении нескольких страниц, целые абзацы посвящены доказательствам того. что бабушка Прохора (так в миру звали святого) была не Наумовна, а Максимовна.
Половина книги вообще посвящена биографиям биографов Серафима, канонизации святого и обретению его мощей (которые оказались тленными, что вызвало определенные диспуты внутри Церкви).
Другая половина книга посвящена истории города Курска (где родился Прохор), истории Саровской пустыни (где подвизался святой), подробная биография настоятелей и насельников пустыни а также отдельная огромная глава посвящена Николаю Мотовилову, в которой автор доказывает, что у Мотовилова уже с детства "текла крыша" и даже приводит историко-психиатрическую экспертизу поведения Николая от заведующего психиатрическим отделением города Сарова Андрея Анатольевича Афонина.
Но начнем обо всем по порядку.
В детстве я любил забираться на чердак большого деревянного бабушкиного дома, ведь там хранились книги, которые я перечитывал каждое лето. Возле книг, в старом ящике, хранилась икона. Образ был покрыт целым слоем черной пыли и кто изображен на иконе было не понять.
Так продолжалось вплоть до 2001 года, когда я приехал на 80-летие бабушки. Тогда я уже был верующим человеком и отыскав эту икону на чердаке тщательно оттер ее от черноты.
Я сразу узнал, что это образ преподобного Серафима Саровского, ведь в те годы этот святой был одним из самых популярных в церковной среде, а в Дивеево (место где располагались мощи Серафима) ежедневно устремлялись тысячи паломников, чтобы поклониться мощам и пройти вдоль канавки Божией Матери, ведь как известно Дивеево это один из уделов Божией Матери.
В те годы в России гражданам стали выдавать паспорта нового образца и ставить всех на учет в налоговой, присваивая ИНН.
Многие православные жили ожиданием близкого конца света и во всех этих новых номерах и паспортах увидели приближение печати Антихриста.
Распространялись слухи о том, что скоро к власти в мире придет Антихрист и он захватит все кроме Дивеево, которое взлетит на воздух. Некоторые люди продавали квартиры в Москве и покупали недвижимость в Дивеево, которая по ценам равнялась в те годы московской - все-таки земля защищена от Антихриста.
Примерно тогда - в ноябре 2003 я впервые посетил Дивеево с группой православной молодежи. Мы ехали ночь на поезде до Арзамаса, потом стояли в огромной очереди в кассу автовокзала и наконец добрались до Дивеево. Потом были бесконечные экскурсии, поездки в какие-то леса и деревни, купание в реке несмотря на ноябрь и наконец вечернее богослужение, на начало которого я не попал, потому-что там закрывают двери после начала и открывают только спустя какое-то время.
Когда я вошел в храм я увидел невероятную толпу народа, даже на исповедь народ стоял не стройной шеренгой, а окружал священника - между исповедующимся и другими людьми было очень короткое расстояние - как в таких условиях сохранять тайну исповеди я себе не представляю - и ладно бы ты согрешил вкусив йогурт в пост, а если блудом?
Сестры обители что-то пели и читали во время службы, но ничего не было слышно и понятно - в итоге я ушел.
Наутро меня разбудили в 6-30 утра - служба с акафистом начиналась в 7 утра, потом утреня и потом сама литургия - всего около 5 часов стояния на ногах.
Я, кстати, достоял почти до конца, но потом все равно ушел. Говорят, в конце службы там надевают на голову горшочек святого Серафима. Надеюсь не ночной.
Надо ли объяснять, что на обратном пути в поезде, я залез на верхнюю полку, закрыл глаза и проспал до самой Москвы.
В 2023 году, спустя 20 лет, я снова посетил Дивеево. Стояла страшная жара и я был в шортах. Не успел я подойти к обители как откуда-то выскочил какой-то охранник и в грубой форме стал преграждать мне дорогу, потому-что я был в шортах.
В итоге в монастырь я все же попал, но впечатления остались неприятными. Тем более руководство монастыря даже не удосужилось открыть парковку для паломников - все обочины и овраги близлежащих к монастырю улиц были забиты машинами.
Словом, оба мои посещения Дивеево не сложились. Тем не менее меня всегда интересовала фигура преподобного Серафима. Вот почему книга Валентина Степашкина вызвала у меня интерес.
Чудо с падением с колокольни
Опустим описание города Курска, в котором родился и вырос юный Прохор (будущий Серафим Саровский) и сразу перейдем к самому первому чуду, связанным со святым, а именно как он упал с колокольни и остался цел и невредим.
Автор выяснил, что колокольня действительно существовала, но на момент падения она еще не была построена.
Причем в первых житиях святого колокольня отсутствует, она появилась в более поздних редакциях.
Борьба с волшебником
В книге приведена интересная история о первом настоятеле Саровской обители отце Исаакии (в схиме иеросхимонах Иоанн).
Как-то раз братия монастыря вместе с настоятелем отправились по делам в Москву. Был и сими и некий монах Георгий, довольно странная личность, который страдал эпилепсией, несколько раз пытался наложить на себя руки и несколько раз зачем-то отрекался от Бога и писал в том расписки бесам, которые зачем-то прятал в одном из храмов обители.
Пока настоятель решал свои дела в Москве Георгий решил во всем покаяться и наведался к ростовскому епископу с покаянным письмом. Об этом событии каким-то образом узнал духовник Георгия, который к тому времени подвизался в одном из подмосковных монастырей.
Далее события развивались следующим образом:
Прочитав письмо, владыка, вероятно испугавшись, как бы человек, знающийся с нечистой силой, не навредил ему, разорвал прошение и прогнал прочь волшебника. На этом бы и закончилось все дело, но... Народная почта донесла до Иосии весть о том, что Саровский монах Георгий явился с покаянием к владыке в Синодальную контору. Что делать? И Иосия решил действовать на опережение — пишет письмо, в котором как духовный отец монаха Георгия доносит о том, что тот является волшебником.
К магам и волшебникам в те времена относились не очень и к делу подключилась Тайная Канцелярия.
В Саровской обители были проведены обыски в результате которых были обнаружены не только расписки бесам, но и множество запрещенных книг, принадлежавших руководству монастыря.
В итоге маховик репрессий поглотил не только самого волшебника, но и настоятеля саровской пустыни, часть братии, духовника волшебника и еще несколько сотен человек.
Поскольку священников и монахов по закону запрещалось допрашивать с пристрастием их всех задним числом лишили сана и пострига.
Некоторые из обвиняемых так и умерли в застенках Тайной Канцелярии, большинство же отправились покорять Сибирь вместе с волшебником.
Чудо с медведем
На некоторых иконах святой Серафим изображен кормящим с руки медведя. Этот эпизод из жизни старца стал известен со слов насельницы Дивеевской обители Матроны Плещеевой, которая якобы сама была свидетелем этому чуду.
Насколько правдив этот рассказ? Автору удалось раскопать в архиве признание самой Матроны:
Во-первых, Матрона была слишком юной, когда отец Серафим жил на Дальней пустынке. Во-вторых, в Отделе рукописей РГБ, в фонде митрополита Филарета, обнаружено дело под названием «Выписка из книги о жизни и подвигах Серафима Саровскаго 1849 г. (рассказ монахини, как она выдумала чудо Серафима Саровского)»: «В книге Сказание о жизни и подвигах Старца Серафима (по изданию 1849 года на странице 142 и по изданию 1856-го на странице 118) помещен рассказ старицы Дивеевской обители Матроны Плещеевой о том, якобы она, бывши у отца Серафима, видела, как он кормил медведя и как по благословению старца и она кормила того медведя, но сей рассказ вымышлен иеромонахом Иоасафом, как объявила сама Плещеева перед смертью.
Долго страдая от водяной болезни, она привела себе на память забытый ею грех и в сознании, что Господь не посылает ей смерть, ожидая ее раскаяния во лжи, призывает к себе начальницу Екатерину Васильевну Ладыженскую и монастырского духовника, священника Василия Садовского и при них объявляет, что она научена Иоасафом и согласилась принять на себя и, в случае посещения обители членами Царской Фамилии, рассказать, якобы видела она, как батюшка отец Серафим кормил медведя и как сама она кормила, чего вовсе не видала...
Сделав это признание, Матрона вскоре скончалась.
Николай Мотовилов
Был в дореволюционной России такой писатель - Сергей Нилус. Именно благодаря ему общественность узнала о существовании Николая Мотовилова и его главном труде "Беседы Николая Мотовилова с преподобным Серафимом Саровским".
На самом деле текст "бесед" сложился из записок Мотовилова, мастерски переработанным Нилусом.
Сравнивая текст «Записок» и «Беседы» — первый составлен непоследовательно, мысль скачет и порой уходит куда- то. «Беседа» представляет собой целостное повествование, видимо, правдоподобны предположения об авторстве Сергея Нилуса, который из черновых набросков сделал полноценный богословский трактат.
Сергей Нилус много путешествовал по святым обителям и написал множество произведений, которые были изданы аж в шести томах. Первые пять томов посвящены описанию различных обителей и подвижников, а вот последний том - шестой, он про антихриста и последние времена.
Ну как вы понимаете именно этот том и был самым популярным в те годы, когда я только начал ходить в Церковь. Эту книгу дал мне почитать мой одногруппник. Мало того, что эту книгу было страшно читать, так там еще и картинки были.
В общем после этой книги мне было страшно ночью в туалет ходить. Хорошо у меня в квартире в те годы жила злая собака, которую боялись все местные омены и антихристы.
В те годы многие священники любили спрашивать свою паству: ""в чем смысл христианской жизни" и не дождавшись ответа говорили: "в стяжании даров Духа Святого" ссылаясь на эти самые "Беседы" Мотовилова с Серафимом Саровским.
Если бы они знали, что цитируют записки психически больного человека, переработанные Сергеем Нилусом.
Сам себя не похвалишь - никто тебя не похвалит! Вот почему помещик Николай Мотовилов начинает свой рассказ с обстоятельств своего рождения.
Отец Мотовилова сделал предложение его матери, та отказала, после чего отец ушел жить в Саровскую пустынь и уже собирался принимать постриг, как вдруг ему явился сам Николай Чудотворец и приказал снова сделать предложение матери Мотовилова ведь у них родится дивный сын, которого они должны назвать Николаем.
Так и вышло, за исключением того, что никакой Мотовилов в списках Саровской пустыни в числе послушников никогда не значился.
Далее Николай Мотовилов описывает случай, когда он во врем учебы в университете зачем-то бросил воздушный поцелуй какой-то барышне после чего пошел топиться (видно же, что человек великой адекватности!), но после чудесного явления ему иконы Божией Матери передумал.
Поскольку у Мотовилова "текла крыша" благородные женщины отказывали ему на предложение руки и сердца и он в итоге вынужден был жениться на собственной крестьянке, предварительно пожив с другой своей крестьянкой.
Такие же неудачи ждали Мотовилова и в карьере - когда он хлопотал о хорошей должности для себя ему решительно отказали, в чем автор "бесед" и "записок" увидел происки масонов.
Бурная деятельность Мотовилова коснулась и императора - после кончины преподобного Серафима Мотовилов регулярно писал царю о том, что хочет с ним встречи чтобы лично передать пророчество старца Серафима. В итоге Николай I попросил сообщить обо всем в письме, на что Мотовилов ответил, что Серафим обещал воскреснуть в годы правления Николая I чтобы доказать царю истинность православной веры. Также Серафим якобы предсказал царю долгие годы жизни (Николай I умер через год после получения этого письма).
Это не остановило Мотовилова и он начал забрасывать письмами уже Александра II. Это так всех достало, что Мотовиловым заинтересовалась жандармерия и они стали наводить справки у местных власть предержащих, что у них там за помещик такой активный живет (а надо было ответить, что этот помещик возможно волшебник или масон и тогда Мотовилов больше не смог бы писать письма).
В своих записках Мотовилов часто сравнивает себя то с Александром Суворовым, то с Василием Великим. Причем эти слова он вкладывает в уста своих персонажей.
Из дальнейшего разбора «Записок» станет понятно, что после смерти свидетелей можно говорить и писать все, что заблагорассудится, и этому принципу Мотовилов следовал в течение всей своей жизни. При прочтении «Записок» можно сделать вывод — автор «памятник себе воздвиг нерукотворный». А такие личности, как преподобный Серафим Саровский, Антоний и Митрофан Воронежские, необходимы для подтверждения «величия» автора. К сожалению, свидетельства Мотовилова о старце Серафиме принимаются как истина, на самом деле не являясь таковыми.
Вообще биографы Серафима Саровского не поскупились на фантазии - то отец Серафим путешествовал по небесным обителям, то преображался Духом Святым, то ему являлась сама Божия Матерь. Причем чем позднее была редакция, тем больше было чудес.
А что написала в своих воспоминаниях о Серафиме Саровском одна из дивеевских сестер я вообще не буду цитировать, чтобы мой канал окончательно не улетел в категорию 18+
И да - по какой-то причине когда читаешь подобные исследования начинаешь сильнее утверждаться в вере, ведь все что вызывало у тебя лютую отторопь оказывается наносным.
Данная книга была прочитана в рамках марафона "Книга жизни" замечательной Книжной Юлы