Найти в Дзене
Виктор Никитин

Джон Фогерти - Интервью на фоне альбома "Deja Vu"

Джон Фогерти выпустил свой очередной альбом Deja Vu в 2004 году и откликнулся на просьбу одного из изданий на интервью. В нем он рассказал о том, как он записывал этот альбом, какими были критерии отбора песен для него. Это было отличное интервью с Джоном Фогерти в 2004 году. Журналист и Джон Фогерти встретились в доме друга Джона в Энсино, пока в его собственном доме шёл ремонт. Был жаркий сентябрьский день 2004 года. Джон сразу сказал, что "возможно, я был похож на старого ворчуна, но я не думаю, что лейблу, с которым я тогда сотрудничал (Geffen Records), было дело до моего альбома. Тот факт, что на этот альбом не было даже ни одного запроса в рекламные инстанции, говорит о том, что они, вероятно, ничего и не подавали. Я не Эминем, а они вроде как продвигают его музыку. Этот весь рэп, Снуп Догг и всё такое, а меня, вероятно, воспринимали как классический рок, как слово из четырёх букв, начинающееся с буквы "F"». Эта фраза о результатах продаж альбома. Но мы забегаем вперёд. Вот отр

Джон Фогерти выпустил свой очередной альбом Deja Vu в 2004 году и откликнулся на просьбу одного из изданий на интервью. В нем он рассказал о том, как он записывал этот альбом, какими были критерии отбора песен для него.

Джон Фогерти на фото с дочерью Келси в Фенуэй-парке в 2006 году.
Джон Фогерти на фото с дочерью Келси в Фенуэй-парке в 2006 году.

Это было отличное интервью с Джоном Фогерти в 2004 году.

Журналист и Джон Фогерти встретились в доме друга Джона в Энсино, пока в его собственном доме шёл ремонт. Был жаркий сентябрьский день 2004 года.

Джон сразу сказал, что "возможно, я был похож на старого ворчуна, но я не думаю, что лейблу, с которым я тогда сотрудничал (Geffen Records), было дело до моего альбома. Тот факт, что на этот альбом не было даже ни одного запроса в рекламные инстанции, говорит о том, что они, вероятно, ничего и не подавали. Я не Эминем, а они вроде как продвигают его музыку. Этот весь рэп, Снуп Догг и всё такое, а меня, вероятно, воспринимали как классический рок, как слово из четырёх букв, начинающееся с буквы "F"».

Эта фраза о результатах продаж альбома. Но мы забегаем вперёд. Вот отредактированная расшифровка интервью Джона 2004 года, в котором он рассказывает об альбоме, своей технике написания песен, политике, блюзе, пробежках, взлётах и падениях Creedence, борьбе с гневом и разочарованием, семейном счастье…

Ваш голос на этой записи звучит очень чисто и ярко, но не так, как мы ожидали от Джона Фогерти.

Возможно, это и так, но я вкладываю себя в каждую песню. Я написал вот эту для своей дочери Келси, под названием «I Will Walk With You». Было бы совершенно бессмысленно петь эту песню так же, как «Born On The Bayou». Это было бы глупо. Это было бы просто нелепо.

Для протестной песни «DEJA VU (ALL OVER AGAIN)» вы снова звучите сдержано

Конечно, это совсем не то же самое, что было раньше. Мотив этой песни на самом деле связан с разрушениями, которые война приносит семьям. В песне «Дежавю» на самом деле не говорится о том, правильная или неправильная конкретная война. В ней говорится о печальных последствиях войны. Я в действительности пишу о том, как будто был там…
Идея этой песни пришла ко мне, как если бы кто-то прошептал её мне на ухо. Я пошёл в свой маленький кабинет. У меня было немного времени — я был в студии, записывал треки и у меня был свободный день, и я пошёл писать то, что, как мне казалось, было песней в стиле «болотный рок», что-то вроде «Зелёной реки». Я вообще-то очень дисциплинированный человек и верю во всякие сны, предсказания. О чем я? Если я понимаю, что песня пришла ко мне из ниоткуда - садись и запиши ее. Я пытался оттолкнуть ее, отогнать от себя, потому что у меня была другая работа, а времени было в обрез. Но она снова и снова приходила ко мне. Мне все время кто-то шептал на ухо - садись и запиши! И это была первая строчка песни. Я встал, закрыл глаза и прислушался, и я услышал именно то, что слышите вы. Я услышал акустическую гитару и голос, поющий слова: «Ты слышал, как он говорил об этом по радио?» Голос был жалобным, почти смиренным. В ней есть немного злости, потому что я чувствую именно это, но больше всего раскаяния. Но я еще не знал, о чём будет эта песня.
С Брюсом Спрингстином
С Брюсом Спрингстином
Но у меня хватило здравого смысла не включать все эти магнитофоны и не тратить 15 минут на настройку, за которые обычно забываешь, что надо сыграть, я сразу побежал, схватил свою акустическую гитару и просто внимательно прислушаться — что здесь происходит? И я понятия не имел, о чём идёт речь, пока не добрался до «Deja Vu», а потом до «Deja Vu All Over Again». В тот момент это имело для меня наибольший смысл.
Меня спросили: «Ты понимаешь, что это цитата Питера "Йоги" Берра (американский бейсболист)? Неужели все это время тебя это беспокоило?» Да, но на долю секунды. Когда я спел «All over again», я на секунду подумал: «Так нельзя» — не то чтобы нельзя было цитировать кого-то другого, но я подумал, что это может быть воспринято недостаточно серьёзно. Но уже в следующую секунду я отбросил все это и сказал себе: «Всё в порядке. Продолжай». В тот момент я понял, о чём эта песня. Я писал текст, которого не понимал, и вдруг все срослось.

Было ли это намеренной попыткой не удариться в политику?

Ну, да, потому что я уверен, что это всё испортит. Да, я мог бы написать еще один Fortunate Son. Я могу быть политически ангажированным и злым одновременно. Это нормально. Я уже это делал. Я написал эту песню больше года назад и знал, что многие будут писать песни о текущей ситуации. На самом деле я намеренно решил этого не делать.

Разозлило бы вас, если бы эту песню Deja Vu кто-то использовал как песню протеста?

Нет. Я думаю, что идея песни всего лишь заставляет задуматься, —
она заключается в том, чтобы заставить людей думать! Если вам показывают ужасы войны и заставляют думать об ужасах войны, а не просто о целесообразности внешней политики, то вы наверняка должны подкрепить свои действия. Это относится к любой идее или концепции. Я постоянно говорю что-то вроде: «Хорошо, возьмите идею и пролейте на неё немного света. Заставьте обе стороны спорить об этом». Спорьте об этом хоть до хрипоты, но не воюйте. Если моя идея выдерживает проверку временем, то, скорее всего, она хороша, но если пытаются сохранить её в тайне, потому что она никогда не выдержит проверки временем, то, вероятно, это не очень хорошая идея.
Я знаю, что я сейчас слишком много болтаю, но я подумал, что в данном случае будет достаточно просто поговорить о войне и о том, что война делает с людьми. В этом мой протест. Если другие склонны использовать ее как антивоенную риторику, я думаю, это было бы хорошо, но я просто считаю, что людям нужно остановиться и подумать о том, насколько серьёзно умирать и жертвовать молодыми мужчинами и женщинами ради идеи. Я не думаю, что раньше об этом много говорили. Поэтому песня называется «Дежавю», потому что с моим поколением это уже делали раньше. Вот почему на этот раз всё так пугающе похоже.

Но поколение ваших родителей это уже проделывало раньше во время Второй мировой войны.

Я с этим согласен. Я тоже увлекаюсь историей. Многие, многие войны в истории начинались с какого-то одного момента, например, «Аламо», «Перл-Харбор», «Мэн». А во Вьетнаме это был «Тонкинский залив», инцидент, который, возможно, никогда и не существовал. Он был придуман как предлог. Я не хочу вдаваться в подробности 11 сентября и всего остального, потому что, я думаю, в то утро в течение нескольких секунд все американцы были едины, как никогда в моей жизни. Но является ли то, что мы делаем сейчас, правильной реакцией на это чувство? Я в этом не уверен.
Утром 11 сентября, если бы мой президент сказал мне прыгнуть в ту дыру, потому что так будет лучше для Америки, я бы так и сделал. Именно так я себя чувствовал, хотя мы, конечно, находимся по разные стороны политического спектра, потому что я действительно чувствовал, что нам нужно сплотить нашу страну, объединиться, следовать за нашим лидером и не спорить по мелочам, а просто взять себя в руки и сделать то, что мы должны сделать. Но с течением времени я уже не так в этом уверен. Возможно, мы пошли по ложному пути, и зашли довольно далеко, потому что все мы чувствовали себя именно так утром 11 сентября.

Откуда взялось название Nobody's Here Anymore?

Ну, я как-то говорил, что я бегаю по утрам и я постоянно бегал по холмам над Лос-Анджелесом или Голливудом. Не могу сказать, сколько раз я выбегал на дорогу, а из-за угла выезжал внедорожник. Я всегда бегу против потока машин. На самом деле, первые 4–5 лет, которые я бегал в этом месте, — забавная связь — я долгое время бегал там до этого события, и всё было в порядке. И вдруг я услышал позади себя какой-то скрежет.
На самом деле в то утро, когда меня включили в Зал славы рок-н-ролла в 1993 году (на фото ниже), здесь, в Лос-Анджелесе, было очень дождливо и туманно. Я как обычно вышел на пробежку. Но побежал по той же стороне, что и транспорт, и, пока бежал, понял, что меня никто их ехавших сзади не видит. Поэтому я пересёк улицу и побежал против движения. Теперь я мог всех видеть. Я как бы был вооружён. Может, в машине они меня и не заметили, но я, по крайней мере, успел отскочить в сторону и продолжил бежать против потока машин. А машина съехала в кювет. Еще несколько секунд и мы бы с вами здесь не сидели.
-3

Но там в песне что-то поется про телефон...

Я забыл сказать, что я раньше бегал и по вечерам. Но моя жена в конце концов положила этому конец. Да, бегать по ночам под дождём по Малхолланд-драйв — это довольно неумно. Что я пытаюсь сказать? Да, со мной много раз случалось, что человек во внедорожнике разговаривает по телефону и едет прямо на меня, и, может быть, он держит руки на руле, мне не видно. Это своего рода раздражающая мелочь, но сам мобильный телефон для меня — это раздражающая мелочь. Я постепенно привыкаю к новому тысячелетию. Обычно я не хожу с включённым мобильным телефоном. Но я просто живу так, как живу. Другие люди делают это по-другому.
В песне есть и другие небольшие зарисовки о том, что я считаю таким же разрывом связей в нашей современной жизни. Я не могу сказать, сколько раз я попадал в ситуации, когда человек, к которому я пришёл, будь то продавец в универмаге или, может быть, парень, который будет чинить мою машину, в тот момент, когда вы приходите, даже если у вас назначена встреча, смотрит в экран компьютера. Может быть, он в интернете. Может быть, он на eBay! Я не знаю. Но все они не со мной. Они где-то в другом месте. Мне просто кажется, что это распространённая практика. Все воспринимают это как должное. Они не считают это невежливым. А я считаю.

В «Rhubarb Pie (Пирог с ревенем)» отсылка к Роберту Джонсону. Связано ли это с путешествием, которое вы совершили несколько лет назад, чтобы пройти по следам своих блюзовых героев?

Верно. А остальные ребята на самом деле гораздо известнее. Muddy Waters, Howlin’ Wolf. Люди, с которыми я на самом деле вырос. Джон Ли Хукер. Бо Диддли. Вилли Диксон. Джимми Рид. Невероятно огромный список людей, которые все родом из Миссисипи. Это было мое очень сильное желание. На самом деле я поехал туда, чтобы заполнить все пробелы в моей жизни. Я всю жизнь жил с этими парнями, но знал, что я всего лишь турист в этой жизни. Но я не был туристом, когда дело касалось музыки, я был фанатом. Но я ничего не знал о Джоне Ли Хукере. Я не знал, как выглядит место, откуда родом Мадди Уотерс. Это было для меня удивительным открытием. Я сделал много фотографий, прочитал много книг за это время, послушал много музыки. Я устроил себе настоящий блюзовый тур. С тех пор они вроде как шутят о том, что все японские туристы приезжают на могилу Роберта Джонсона (блюзовый певец). Когда я это делал, я был один на один с ними. На самом деле я понятия не имел, зачем я делаю то, что я делаю.
В тот момент я понял, что снова могу петь свои песни, потому что это мои песни, верно? Но, когда я рассказываю об этом людям, у меня случается один из тех моментов, когда твой разум просто взрывается, — я смотрю на них и думаю: «Вау! Вот для чего были все эти поездки. Я должен был это узнать, чтобы рассказать другим». Это было гораздо полезнее, чем узнать, сколько гитар было у Джимми Рида. Настоящая цель заключалась в том, чтобы я вернулся и забрал свои песни. Мне потребовалось ещё семь лет, чтобы понять, что именно это и произошло.
-4

Вы по-прежнему хорошо зарабатываете с концертов?

Да. Я очень везучий парень. Мы хорошо зарабатываем. Я получаю авторские, но ничего не получаю за издание моих песен. Я, конечно, обеспечиваю свою семью и живу очень хорошо. Если вы спрашиваете, могу ли я уйти на пенсию и больше никогда не работать, то да, я мог бы это сделать. Но, как я уже говорил, я занимаюсь музыкой, и когда я сочиняю музыку, мной движет только музыка, а не коммерческий аспект. Я в прошлом совершал много ошибок, некоторые из которых, возможно, были неизбежны из-за моей молодости, а некоторые — из-за того, что я был слишком щедр с теми, кто оказывался рядом в тот момент.

Разве не вы управляли CCR?

Да. Но это раньше так не называлось, но именно этим я и занимался. Было бы намного лучше, если бы у нас был по-настоящему знающий менеджер и хороший юрист ещё до того, как мы что-либо подписали.

Достаточно ли вы зарабатываете на авторских, чтобы не беспокоиться о будущих турах?

Мы живём по средствам. Я мог бы жить за счёт того, что приносят песни и предыдущие записи. Честно говоря, мной движет музыка. Я действительно не привязан к деньгам. А вот моя жена… у неё хорошая голова на плечах. Я могу просто ходить по ромашковому полю и всё время смотреть в небо… Она, по сути, управляет тем, кто в противном случае всегда был мечтателем… Когда я слишком увлекаюсь бизнесом и всем прочим, это просто убивает во мне творческую силу. Когда я был ребёнком, я мечтал, что вырасту и стану таким же, как Джин Отри, и буду владеть бейсбольными командами — буду звездой, но при этом буду владеть бейсбольными командами и ездить на машине с шестью пулемётами на борту, а ещё буду известен как бизнесмен. Но у меня ничего не вышло. Мне это не дано. Это совершенно выбивает меня из колеи, по крайней мере, с моей точки зрения.

Думаете ли вы, что когда-нибудь добьетесь мировых соглашений с Солом Заенцем (менеджер CCR)?

Я надеюсь, что это произойдёт. Что касается моего душевного состояния, то я не беспокоюсь об этом. У меня такая замечательная жизнь, прекрасная жена и прекрасная семья, и у нас только что родился ребёнок — ну, ей сейчас почти три года. Я знаю, что это может показаться банальным. Но чем больше я размышлял о том, как мне повезло, не проявляя цинизма, тем больше я позволял себе по-настоящему чувствовать благодарность, потому что я действительно самый везучий парень в мире. Хотя, наверное, 25 лет назад какой-нибудь психотерапевт мог бы сказать мне: «Джон, просто отпусти это. Тебе будет лучше». Гораздо легче сказать это кому-то, чем заставить этого человека сделать это. Я живое тому подтверждение. Но именно это и произошло. Я просто перестал об этом думать, потому что у меня были дела поважнее.
Теперь, когда я нахожусь по другую сторону баррикад, я могу сказать, что, к сожалению, в итоге ваш враг завладевает вами. Тот самый человек, которого вы хотите победить, побеждает, пока вы таскаете за собой весь этот багаж.

Заенц вероятно о вас и не думает

Нет, зачем ему? Он богат! … Но в нашем мире есть нечто более ценное, чем деньги, — это время, и у меня, вероятно, его гораздо больше, чем у него (в январе 2014 года Заенц умер в возрасте 92 лет). Принимая во внимание то, сколько времени мне осталось жить, было бы очень глупо тратить его на злость, горечь и опустошённость, когда я поставил перед собой такие замечательные цели. Поэтому я выбираю быть счастливым. И я счастлив.
С супругой
С супругой
Но у меня есть лучшая терапия из всех — это любовь. У меня замечательная семья, и я сосредоточен на ней. Не то чтобы я не понимал — я прекрасно понимаю — других людей, переживающих трудности, особенно депрессию. Посмотрите на тех, кого вы видите в развлекательных шоу на телевидении. Вы видите какого-нибудь горячего, молодого, богатого актёра, у которого за плечами 5 лет успешной карьеры, и вот его находят в каком-нибудь мотеле, обдолбанного кокаином, в четвёртый раз! Вы думаете: «Ого! Зачем? Этот парень должен быть таким счастливым, он известен, его все любят, а он несчастен". Мне жаль этих людей, но не в снисходительном смысле. Я примерно понимаю, что он чувствует, он не смог мысленно определить, что важно, а что нет в этой жизни. Ему даже этот вопрос не приходит в голову. Слава застит ему глаза."

Во время Криденс вы были на вершине мира, но были при этом нищим?

Во времена Creedence я не чувствовал себя счастливым, потому что знал, что у нас ужасный контракт, который не позволял нам хорошо зарабатывать, а также из-за того, что другие ребята из Creedence начали бунтовать и хотели захватить контроль над группой, над огромным бизнесом, в котором нам посчастливилось быть партнёрами. Они дошли до того, что захотели захватить контроль над всем. Но они не понимали, что этому способствовали отличные песни, отличные аранжировки и отличные записи (смеётся). У нас был отличный продукт, и, если говорить об этом с точки зрения Уолл-стрит, они хотели выпустить дешёвую версию Криденс и продавать её со скидкой. Насколько я понимаю, это было катастрофой. Последний альбом тому доказательство. Думаю, я был прав.

Вы и своего брата Тома включаете в этот список (Том умер в 1990 году)?

Да, все эти трое. Все хотели петь, играть и писать песни, и я знал, что это будет катастрофа. Но в какой-то момент я сдался и подумал: «Какой в этом смысл сопротивляться? Если все будут протыкать каноэ, оно обязательно пойдёт ко дну. И оно действительно пошло ко дну.
Если бы они были постарше.... Но всем нам было чуть больше 20. Мы все вместе выросли. Многие еще только оглядываются по сторонам, ищут свой путь, а мы уже всемирно известны и входим в десятку лучших. И всем стало казаться - «Эй, все так просто. Я тоже могу это сделать». Слава тебя легко гипнотизирует. Я тоже был не на много старше. Если бы у меня не было столько песен, я бы просто замолчал.
-6
Всё, что я делал, - это моя собственная вина. Я всегда чувствовал, задолго до того, как стал знаменитым, что мои собственные способности и моя собственная работа - вот что приведёт меня к успеху, а не какие-то другие способы, например, кто-то, кто может мне помочь, телефонные звонки, я брат, я сын… Чёрт, если бы это было так.... Так что тот факт, что я замедлился после ухода, а некоторые другие люди ускорились, — это мой путь, потому что я сделал так. Вуди Гатри был немного старше меня, но Пит Сигер был для меня великой иконой, и до сих пор является ею. Как и Боб Дилан. Так что я думаю, что все эти кантри и песни для рабочих, конечно, придумал не я.
Но моя карьера точно не пошла в гору из-за того, что я так долго отсутствовал, не выпускал новую музыку, не гастролировал и не был на виду. Честно говоря, я умер, за исключением того, что я не лежу где-нибудь в гробу. Моя карьера во многом странная. В чём-то я похож на Джима Моррисона, за исключением того, что я всё ещё здесь.
Многие люди, если они не думали, что я умер, вероятно, считали, что я в психиатрической лечебнице, определённо где-то в недееспособном состоянии и никогда не вернусь, но это отчасти из-за того, что это опять был мой выбор."

И как же это исправить?

Я не знаю, что будет в плане гастролей. Я правда не знаю. Но я каждое утро отвожу своих детей в школу. Я как бы школьный папа. Я очень заметный. Ко мне часто подходят мои соседи, родители школьников. Я думаю, что это очень хорошая основа для создания музыки и карьеры.
Я много пишу, но не все мне нравится. На самом деле, большая часть того, что я пишу, ужасна. Но хорошо, что я чувствую в большинстве случаев эту разницу. В те периоды, когда мне было по-настоящему тяжело, я не только не понимал разницы, но и был слишком уставшим, чтобы прилагать какие-то сверх усилия. Я был просто потерян. Собрать песню воедино было таким сложным делом, что я подумал: «Может, это не так уж и хорошо, но это всё, что я могу сделать прямо сейчас!»

Вы разочарованы тем, что время идет. Вы по-прежнему чувствуете, что вам многое нужно доказать за оставшееся время?

Да. Я совсем не чувствую себя удовлетворённым, как то, что «я оставил свой след и теперь могу почивать на лаврах». На самом деле я чувствую обратное, потому что я вспомнил своё обещание, которое дал себе в детстве. Я пообещал себе, что стану одним из величайших, одним из по-настоящему хороших гитаристов, как Чет Аткинс. Именно о нём я думал в то время и думаю до сих пор. Но я смог понять: «Джон, ты должно быть хорош, но есть парни и получше». Это был шок — признаться в этом самому себе. И тут же нашлось успокоение: «Да это так, но я же знаменит!»
Я злился из-за того, что «чёрт возьми, ты потратил кучу времени. Ты мог бы много заработать». Но нельзя терять время. Я занялся делом и работаю над тем, чтобы стать лучшим, каким только могу себе представить. Это очень высокий уровень, и на это ушло много-много времени, и я вот-вот окажусь в одной комнате с некоторыми людьми, которыми я действительно восхищаюсь. И на это ушло более 10 лет.
Я знал, что хочу выжить, но как это сделать — загадка. Вот почему так много кабинетов психотерапевтов и так много самоубийств. Я не психотерапевт, я не эксперт. Но по какой-то причине я выжил, отделив себя от всего. Я не горжусь этим, и всё, что я могу сказать, это: «Принять, что есть, то есть, и сейчас у меня прекрасная жизнь, и я думаю о том, чтобы двигаться вперёд». Да, я бы многое изменил, если бы мог.
Извините, я сегодня был излишне болтлив...спасибо

=============

И на этом пока все. Разрешите откланяться. Как всегда спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке