Найти в Дзене
О бизнес-системах

Система 5С. Формирование хозяйского подхода

Как говорил один учёный — «Порядок на столе — порядок в голове». — Что тогда в голове, если на столе пустота?! Нам с вами необходимо не просто навести порядок на рабочих местах или процессах, а сформировать хозяйский подход к своему труду. Задача невероятно сложная, но возможная. Первый вопрос, на который вам необходимо ответить: зачем наводить порядок на рабочем месте или в своих процессах? Да, этот вопрос заставит вас задуматься, когда мозг поймёт, что на это надо потратить энергию и каких-то явных плюсов от этого не будет. А если вы руководитель и поставите такую задачу сотрудникам, то аргументов у вас будет очень мало. Аргумент «чтоб порядок был» вообще не замотивируют коллектив и работа будет сделана для «галочки» (вероятность 99%). Перед вами пример визуализации для «галочки». Ведь не придраться ж к сотрудникам и руководству. С серьёзным лицом коллектив будет рассказывать о том, что задача выполнена и теперь не надо мешать им работать. Любые вами аргументы будут восприняты негати
Оглавление
Как говорил один учёный — «Порядок на столе — порядок в голове».
— Что тогда в голове, если на столе пустота?!

Нам с вами необходимо не просто навести порядок на рабочих местах или процессах, а сформировать хозяйский подход к своему труду. Задача невероятно сложная, но возможная.

Первый вопрос, на который вам необходимо ответить: зачем наводить порядок на рабочем месте или в своих процессах?

Да, этот вопрос заставит вас задуматься, когда мозг поймёт, что на это надо потратить энергию и каких-то явных плюсов от этого не будет. А если вы руководитель и поставите такую задачу сотрудникам, то аргументов у вас будет очень мало. Аргумент «чтоб порядок был» вообще не замотивируют коллектив и работа будет сделана для «галочки» (вероятность 99%).

-2

Перед вами пример визуализации для «галочки». Ведь не придраться ж к сотрудникам и руководству. С серьёзным лицом коллектив будет рассказывать о том, что задача выполнена и теперь не надо мешать им работать. Любые вами аргументы будут восприняты негативно. В этом случае вы глупец, что допустили такую ситуацию. Решение: добавить на бирку инвентарный номер — ценность повышается не только для сотрудников подразделения, но и для бухгалтерии (инвентаризация для бухгалтерии будет чуть быстрее).

Если вы не хотите погружаться в суть «системы 5С», то для измерения эффекта (ответ на вопрос — «зачем?») применяйте следующие параметры:

1. Повышение комфорта на рабочем месте.

Возьмите для себя субъективную оценку от 0 до 5 баллов. 0 — очень некомфортно на рабочем месте, 5 — рабочее место «курорт». Благодаря такой оценке и наводите порядок до тех пор, пока не будет оценка в диапазоне 4 – 5 баллов.

2. Повышение производительности труда на рабочем месте (производство).

В этой задаче вам необходимо будет сделать хронометраж технологической операции и проанализировать потери, связанные с рабочим местом, которые замедляют процесс Результатом наведения и поддержания порядка будет снижение трудоёмкости на операцию.

3. Повышения производительности труда процесса (офис).

Принцип действия тот же, что и в повышении производительности труда на рабочем месте так как офисные процессы совершаются на рабочих местах. Результатом наведения и поддержания порядка в процессе будет снижение трудоёмкости.

Надеюсь, в кратком изложении, я ответил на вопрос «зачем наводить порядок на рабочем месте?». Можно теперь углубляться в сутевую часть — поиск хозяйского подхода к своему труду.

-3

Но для начала надо погрузиться в исторический контекст.

Исторический контекст

Массовый переход от ручного труда (ремесло) к машинному начался во второй половине 19-ого века и называется этот период — промышленная революция.

В начале 20-ого века человечество столкнулось с проблемой — урбанизация привела к тому, что города заполонили не образованные граждане из деревень. Надо как-то образовать людей на заводах и фабриках, иначе, производительность труда будет стремиться к нулю.

О том, как на западе этим делом занялись, можно прочитать труды Генри Форда и Тейлора, а мы тезисами остановимся на России.

-4

В СССР движение за научную организацию труда (НОТ) оформляется в январе 1921 г., на созванной по инициативе Л. Троцкого, на тот момент Наркома путей сообщения, 1-й Всероссийской инициативной конференции по научной организации труда и производства. Конференция должна была выработать пути восстановления железнодорожного хозяйства, однако, она стала важной дискуссионной площадкой, участие в которой приняли как инженеры-путейцы, так и биологи (В. М. Бехтерев), социологи и экономисты (С. Г. Струмилин, М. Н. Смит-Фалькнер), идеологи и публицисты (О. А. Ерманский) и заинтересованные энтузиасты. Особую роль в развёртывании движения играл Наркомат Рабоче-крестьянской инспекции, одной из задач которого стала "рационализация" деятельности советских учреждений и государственных предприятий. При НК РКИ был создан СОВНОТ — Совет по научной организации труда.

1921-1922 гг А.К. Гастиев написал свои труды «Как надо работать». Удивительно, но данный труд является актуальным и по сей день. Ничего нового изобретать не надо — читай и применяй!

-5

На заводах, можно встретить исторические артефакты былой культуры производства.

-7

Во второй половине 20-ого века, японцам необходимо было подымать промышленность чтоб не умереть с голоду в прямом смысле после окончания Второй мировой войны. Есть версии, что руководство компании Тойота скопировала труды НОТ СССР и применила у себя методы, но систематизировав под свои нужды.

А Toyota опыт СССР активно использовала, они этого и не скрывают. А параллельно развивалась западная система Lean (от англ. lean production, lean manufacturing — «стройное производство»), которая взяла свое начало в TPS, но потом пошла более прагматичным, формализованным, шаблонированным путем. На Западе считают, что если технология «оптимальная» (всех устраивает на данном этапе), то ее трогать не надо. Японцы все же более гибкие, они говорят: «Трогать надо, причем все время». Потому что надо все время улучшать — В поисках идеального потока. История Производственной системы Росатома, Сергей Александрович Обозов (2024).

Первым упоминанием о концепции «5S» было в далёком 1986 г. в книге «Кайдзен: Ключ к успеху японских компаний» Масааки Имаи. В книге упомянули о методике, но не раскрыл суть. На качество перевода не будет обращать внимание.

-8

Дальше, системе 5S были посвящены целые книги с пошаговым применением, но без точного термина. Термин оставался загадкой.

-9

В 2006 году появился первый термин (больше я не нашёл источников), но на английском языке.

-10

5S (пять S) — процесс поддержания чистоты и порядка на рабочем месте и обеспечения безопасности сотрудников.

Книга была переведена на русский в 2017 году и до этого времени каждый трактовал данный термин в вольном изложении.

Российский термин появился в 2014 г. и звучал он следующим образом:

Организация рабочего пространства (5S) — пять взаимосвязанных принципов организации рабочего пространства, направленных на мотивацию и вовлечение персонала в процесс улучшения продукции, процессов, системы менеджмента организации, снижение потерь, повышение безопасности и удобства в работе.
Источников являлся и является «Основные положения и словарь. ГОСТ Р 56020-2014».

В конце 2017 г. была образована Автономная некоммерческая организация «Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда» (ФЦК) и их термин звучит следующим образом:

- система рациональной организации рабочего пространства.

-11

Получается, метод существует уже более 100 лет, а мы всё ещё порядок на своем рабочем месте навести не можем. Или можем?

В интернете можно найти много книг и статей про систему 5С. В источниках есть информация о мотивации коллектива, о стендах вовлечения в эту систему, о пиаре и так далее. Если вас эта тема заинтересовала, то лишними эти знания не будут. А если ещё на практике примените знания, используя здравый смысл, то перейдёте на другой уровень хозяйского подхода к своему труду.

Краткое изложение шагов в применении концепции «5С»

5С – система (метод) организации рабочего пространства или процесса.

Система 5С, направлена на формирование хозяйского подхода к своей трудовой деятельности и окружающей среде.

Данный термин мой и будем на него ориентироваться.

-12

Для справки: «5С» и «5S» — одно и тоже. Буква «С» русская или «S» английская обозначает, что пять шагов имеют слова, начинающиеся с этих букв.

-13

1С — сортировка

Сортировка означает, что вы освобождаете своё рабочее место от всего, что не понадобится при выполнении текущих производственных / офисных процессов.

Принципы действия простые: отдели необходимое от бесполезного — обозначь редко используемое — оставь только нужное.

-14

На первом шаге вам необходимо разделить предметы на 4 категории:

  • Нужно постоянно;
  • Не нужно срочно (редко используемые);
  • Не нужные вообще;
  • Нужные, но их нет — надо получить.
-15

Данный этап очень важен так как вы сможете наглядно определить масштаб вашей не системности и хаоса, который был вами не замечен.

-16

Неопытные в этих делах сотрудники и руководители, начинают, разумеется, выкидывать всё, что они посчитали «ненужным». Такой подход экономит уйму времени, но это «тактика» ради сиюминутного «результата». Но так делать ни в коем случае нельзя. Мы за «стратегический подход».

Сколько было случаев, когда «ненужное» становилось «нужным» при выполнении планов производств или задач в офисе. И тут аргумент руководителя или сотрудника на 5 из 5 был следующим: — «а мы та тут причём?! Это всё ваш «5С» и «оптимизаторы»!».

Поэтому, думаем «головой» и чётко определяем, что такое «мусор», а что вы отправите, в так называемую» «зону карантина / зона красных ярлыков / временное место хранения».

-17

Алгоритм работы с местом временного хранения простой:

0. Надо определить место, которое не должно стать «складом»:

— стеллаж, ящик, выделенная зона на участке, полка в шкафу.

1. Размещение предметов с «красными ярлыками» (бирка с: дата, кто разместил, где нашёл).

Да, это важно! Иначе, будите разруливать скандалы, когда кто-то узнает свои предметы, которые он туда не размещал. И ищи потом инициативных. Делайте эту работу сообща.

2. Раз в неделю (пример) организовывайте процесс принятия решения по поводу судьбы неиспользуемых предметов. Отправьте список предметов с фотографией в структурные подразделения для поиска новых хозяев. Если неиспользуемые предметы так и не нашли своего нового хозяина, то утилизируйте их или законсервируйте, составив опись. Придёт время и может, что пригодится.

3. Если предмет крупногабаритный, то на нём достаточно оставить бирку с информацией для дальнейшего принятия решения.

Если вы справились с этим этапом без скандалов, седины у висков, то 50% работы сделано.

Да, 50% сделано так как вы начали не с «наведения порядка», а с анализа выполнения технологических операций на рабочих местах.

Не забудьте организовать обеспечение недостающими предметами рабочие места, а то будите «воздуханом» среди коллектива так как обещали подойти к первому шагу основательно и без обмана.

2C — соблюдение порядка

Соблюдение порядка означает расположение предметов таким образом, чтобы их было легко использовать, легко находить и возвращать на место. Соблюдение порядка неразрывно связано с сортировкой. Когда все предметы рассортированы, остаются только те, которые действительно нужны для текущей деятельности.

-18

Для ориентира можно использовать следующие правила:

  • 30 секунд — не более 30 секунд на поиск любого инструмента, документа или предмета любым сотрудником;
  • Защита от ошибок — У каждого предмета есть свой адрес. Предмет невозможно положить не туда или не так;
  • Удобство — Быстро и легко достать; можно свободно перемещать. Доступ в 1 касание.
-19

Вот примеры того, как соблюдать порядок. Важно не только навести порядок перед проверкой, но и поддерживать его постоянно. Когда вещи всегда лежат на своих местах, даже если у тебя мало времени, значит, у тебя есть система. Система, которая становится привычкой.

На фотографиях примеры из моего личного архива. В какой момент я бы не подходил на эти рабочие места, то там всегда был порядок, который поддерживался сотрудниками. Это и есть элемент хозяйского подхода, когда сотрудник дисциплинированно подходит к своему делу. Как говорится — кто хочет, тот ищет возможности, а не отговорки.

-20

На рабочих местах в офисе подход тот же самый, что и на производстве. Навести порядок в столе это не наука. Сложить канцелярию в органайзер это тоже не космические технологии в освоении. Сделать сортировку документов материальных и электронных это не открыть лекарство от всех болезней. Офисные сотрудники не чуть не выше сотрудников производства. Те привилегии, которые создают себе ИТР это прикрытие некомплектности и простая лень.

Результат для измерения эффекта я уже писал. Добавлю вам для практики ещё один способ оценить порядок — зафиксируйте время за которые вы сможете найти документ на вашем рабочем месте в офисе. Если нашли за 30сек и менее, то это успех и хорошая организация.

Так же можете у коллег запросить документ и узнаете скорость реакции в их процессах. Когда на предоставление документа уйдёт сутки, то смело идите к коллегам с знаниями про «5S». Реакция коллег будет ценной так как вы узнаете «кто вы» и «куда вам надо идти» в быстром темпе не оглядываясь.

3C — содержание в чистоте

Осуществлять уборку означает регулярно протирать оборудование и постоянно проверять, всё ли содержится в чистоте. Состояние рабочего места в определенной степени отражается на качестве выпускаемой продукции. Уборка должна производиться ежедневно в сочетании с процедурой проверки оборудования.

Никто кроме вас за вашим рабочим местом не будет осуществлять контроль. Запомните — вы тут один и нянек нет.

-21

По состоянию чистоты на рабочих местах можно легко оценить уровень культуры коллектива. Не зря мудрые люди говорят — хочешь изменить мир, то начни с заправленной кровати у себя дома.

Иногда придёшь в цех, а там кабак. Нет смысла требовать качество продукции и своевременного выполнения плана производства, когда сотрудникам лень соблюдать чистоту на рабочих местах. Их культура и психологическое состояние чем-то подавлено. Курилка тоже хороший показатель культуры коллектива и кухня в офисе зеркало душ человеческих. Скажем так, такое поведение сотрудников это способ сообщить руководству, что нет справедливости в компании. А если беспорядок и у руководителей, то компанию ничего хорошего не ждёт в ближайшее время.

Какие проблемы решает соблюдение чистоты?

  • Снижение производственного и процессного брака.
  • Снижает долгое время обнаружения неисправностей оборудования и отклонений в процессах.
  • Снижение уровня травматизма.
  • Повышение уровня культуры производства и офиса.
-22

На слайде представлены примеры объектов проверки при уборке. Важно не только бездумно пыль протереть, но и проверить состояние объекта.

Один уважаемый мной руководитель рассказывал свой опыт по нестандартным решениям по чистоте. На заводе покрасили оборудование в белый цвет чтоб видеть все неисправности оперативно. Разумеется, сотрудники пальцем у виска крутили при виде руководства, когда они приходили контролировать выполнение данной задачи (перекрасить станки в белый цвет). Гипотеза сработала — снизилось время простоя из-за ремонта на 14%. Как только на белом оборудование появлялись подтёки, то оперативно механики проводили осмотр и при необходимости делали ремонт, иначе оборудование могла встать на длительное время из-за увеличения износа механизмов.

4С — содержание в чистоте

-23

Необходимо не забывать про труднодоступные места на рабочем месте. Труднодоступные места для уборки необходимо сделать доступными и безопасными во время уборки.

-24

Чтобы не держать в голове периоды и объёмы по уборке, можно разработать график по уборке и указать ответственных.

Так же графики помогают распределить зоны ответственности среди коллектива и не искать виновных, если кто-то начнёт халтурить. Получается, формируется механизм взаимоконтроля.

Контроль не ослабляйте в первое время и всё будет норм. Дальше коллектив сам разберётся.

-25

И самое главное — не забудьте обеспечить уборочным инвентарём сотрудников. Вам покажется это смешным, что про такое надо говорить и проверять, но реальность бывает совсем другой. Неоднократно видел на практике, как руководитель ставил задачи по наведению порядка, но инвентарём не обеспечил так как он же за «результат», а обеспечение инвентарём это про «процесс».

4C — стандартизация

Первые три этапа – это виды различной деятельности, в то время как стандартизация – это метод, при помощи которого вы можете добиться стабильности результатов при выполнении процедур первых трех этапов – сортировки, соблюдение порядка и соблюдения чистоты.

-26

Для погружения в стандартизацию, рекомендую прочитать статью — Всеобщая стандартизация.

-27

На рабочем месте производственного участка рекомендуется создавать 3 вида стандарта — стандарт рабочего места (правила порядка и обеспечения), стандарт автономного обслуживания оборудования (правила обслуживания оборудования перед начало смены, во время смены и в конце смены), стандартная операционная процедура (правила выполнения технологических операций — возможен целый комплект документации при необходимости. Технологическая карта тоже является этим стандартом). Ещё можно добавить стандарт по охране труда.

-28

На рабочих местах офисного подразделения подход аналогичный. Не ведись на уловки офисных сотрудников, что у них «специфика» и «высококвалифицированный» труд в отличие от производства.

-29

Стандарты окружают нас по всюду и не стоит смешивать мнения, связанные с «бюрократией» в контексте данного шага.

5С — совершенствование

Финальным и бесконечным шагом «системы 5С» является — совершенствование.

Внедрение первых четырёх этапов можно добиться без особого труда, если коллектив проявят интерес (мотивация) к постоянному совершенствованию своей деятельности в рамках «системы 5С».

-30

Без пятого этапа – результаты предыдущих четырех не удастся сохранить надолго. Без осознанных действий и понимания причинно-следственных связей по проделанной работе и выгоды от неё, пройдёт 1 неделя и всё необходимо будет начинать заново. Стандарты будут только напоминанием о прошлом, если их не потеряют.

5С — итоги

-31

Как вы видите, ничего сложного в подходе нет. Главное осознать процесс и не суетиться в этом деле.

На освоение системы может уйти и годы. Лично я, до сих пор это всё и не осознал так как главное «правильно выстроенные процессы для получения нужного результата».

Хозяйский подход

-32

«Хозяйский подход» — это когда Человек, придя на работу, не только выполняет поставленные задачи, но и ещё что-то постоянно улучшает для себя и для компании:

  • Что-то сломалось – отремонтировал или сообщил о проблеме;
  • Где-то подсмотрел, как трудиться легче – стал применять у себя и обменялся опытом с коллегами;
  • У кого-то плохое настроение – подбодрил;
  • Объяснил стажёру в чём отличие «РАБоты» от «ТРУДа» и уже внёс свой вклад в корпоративную культуру.

Пусть небольшое улучшение, но каждый день, каждым сотрудником и без «начальника».

После такой трансформации корпоративной культуры, вы забудете для себя и коллег причину (люди) всех бед — «мы не инопланетяне, у нас менталитет другой».

-33

Реализация задач по системе 5С для «галочки», я вам уже приводил в пример. На слайде выше ещё немного фотографий из личного архива, когда в подразделении отсутствует здравый смысл.

-34

Тоже хороший пример подойти к своему делу быстро и не осознанно. С первого взгляда на картинке всё красиво и организовано, но когда начинаешь взаимодействовать с рабочим местом, то выясняется, что коллектив решил пошутить и в первую очередь на самим собой:

- Пассатижи в правой нижней части брать опасно так как есть риск поцарапать руку об свёрла;

- Визуализация над молотками ни чем ни отличается друг от друга, а где-то её и нет. Визуализация полезной информации о характеристике инструмента не несёт;

- Ножовку по металлу не удобно будет брать так как мешает ручка молотка и левой рукой брать будет некомфортно;

- Слева размещены рулетки, когда на визуализации наименование написано в единичном выражении.

-35

Фото с канцелярией это пример того, как сотрудник стал фанатиком системы или просто решил сделать так чтоб отстали от него надолго.

Этот пример имеет право на существование, когда рабочее место является многолюдным и есть высокая вероятность что канцелярию могу случайно утащить. А когда есть надпись, то вероятность возврата повышается. Ну с кем не бывает, что взял и утащил случайно чью-то ручку так как своей не было с собой.

-36
Неоднократно я уже говорил — отличие от офиса и производства нет. Что в офисе, что на производстве могут быть элементы беспорядка и отсутствия «хозяина». И самое удивительно, что со временем беспорядок становится нормой для коллектива.

Вот приходишь в такой коллектив за документом и слов не хватает чтоб эмоции описать.

-37

Зелёный уголок на одном из заводов в прекрасном состоянии. Видно, что есть рука хозяина в этом деле. Приятно ж проходить по коридору, когда чистота и растения высажены.

Помню на одном заводе директор запретил сотрудникам иметь растения в помещениях. Причина была не ясной.

Если будите на заводе или офисной компании и увидите в подразделениях цветы, то это первый признак, что коллектив хозяйственный.

-38

Был как-то на экскурсии в Sber Gilehome и, по рассказам руководителей, порядок там был не сразу зафиксирован в корпоративной культуре сотрудниками. Например, когда только появились мини-стеллажи с канцелярией, то их постоянно опустошали. Но после каждого опустошения, на следующее утро, канцелярия снова пополнялась. Со временем, сотрудники поняли, что брать в прок бессмысленно и теперь каждый берет себе столько сколько необходимо. Удивительно ж, что в такой комфортной среде с высококвалифицированными сотрудниками не с первого раза хозяйский подход формируется.

-39

Не кирпича, а ограничитель хода окна при открывании для проветривания. Тут вопросов нет. Какой бы не пришёл важный начальник, то ему по-русски написали причину хранения такого объекта.

-40

Хороший пример визуализации и хозяйского подхода. В конструкторских и технологических отдела много документации, которую могут взять коллеги из подразделений и не вернуть на место вовремя. А ты ищешь документацию потом по всему отделу и цехам, а она у мастера на столе лежит и пылится. На фото не видно, но есть и журнал «приёма-сдачи» технической документации. Вот вам и пример повышения скорости поиска документации с применения сортировки, соблюдения порядка и стандартизации со смесью совершенствования.

-41

Помните, что культура ест стратегию на завтрак. Понять это выражение можно будет тогда, когда ваши стратегические замыслы будет разбиваться об скалы корпоративной культуры.

Хозяйский подход к труду формируется годами и всё будет начинаться с вас, дорогой читатель, а потом уже и коллектив подтянется.

Тест по 5С

На картинке вам необходимо выбрать пример с хорошим применением системы 5С. Выберете одну и назовите причины своего выбора.

-42

Выбрали картинку с права? Да, большинство (2/3 по моей статистике) выбирают правую картинку так как лучше всего в образовательных материалах по 5С запоминается, что надо «разложить всё по полочкам».

-43

Ответ простой: человек запоминает то, что попроще. Это не искоренить при теоретическом обучении, поэтому повторим ещё раз.

Хороший пример системы 5С представлен на левой картинке, где изображён букет:

1С — ничего лишнего в цветке нет (стебель, корни и тд). Природа так устроена, что отсекает всё не нужное в эволюционном подходе.

2С — строение цветка одинаково по природе и не будет такого, что корни цветка вдруг начнут расти сверху. Букетная композиция сама собой представляет порядок в подходе составления букета.

3С — если перестанешь за растением ухаживать, то оно погибнет. Букет так же надо содержать в чистоте, иначе не продашь и не подаришь никому грязный.

4С — букет он и в «Африке букет». Удивительно, но сам букет в культуре каждого народа имеет одинаковый смысл.

5С — количество вариантов композиций букетом огромное количество, что доказывает непрерывный процесс совершенствования человеческого труда.

Далее на картинках представлена памятка по системе 5С и чек-листы проверки производства и офиса. Чек-листы являются ориентиром для начального этапа, а дальше с опытом будите только руководствоваться хозяйским подходом.

-44

Редактируемые файлы можно скачать на Бусти - https://boosty.to/bstalks/posts/6bb25353-c364-419d-978f-e37d19cf4394?share=post_link (доступна подписчикам).

5S начинается с туалета

Когда к нам пришел новый управляющий директор и начал напрягать персонал наводить порядок в производственных помещениях, я, честно говоря, подумал: «нашел на что энергию тратить, у нас тут с технологией есть большие проблемы, а он заставляет наводить порядок». Да, как давно это было и каким наивным я был. Когда мы говорим об эффективной производственной системе, мы говорим о системе, в которой решение проблем осуществляются быстро и эффективно. В такой системе если проблема появилась, а потом ее решили, то решение стараются встроить в текущую деятельность, чтобы потом она не повторялась. В каком месте вам будет комфортнее работать, там, где постоянно возникают пожары, или там, где каждый знает, что ему делать, исполняет это, и все направлено на то, чтобы пожары не появлялись. Я как раз и работал в системе, где постоянно случались пожары, и был вынужден направлять всю свою энергию на их тушение. А тут пришел новый директор и повел нас, куда бы вы подумали? Он повел нас в туалеты производственных помещений. Круто. Конечно, кроме туалетов мы смотрели и помещения, в которых отдыхают наши работники, и производственные площадки, и оценивали настроение у людей. Вот так день за днем, неделя за неделей у меня изменялось мышление. Я стал больше понимать, что акцент надо делать на рабочий персонал, воспитывать в нем достойных уважающих себя людей, возлагать на них ответственность за производство, делать их хозяевами свое жизни. Такой человек будет включаться в проекты улучшений, разрабатывать для себя лучшие условия труда, исполнять производственные инструкции. Такой человек будет заинтересован в эффективном развитии предприятия, и он не допустит возникновения пожаров. Так вот если вы хотите получить эффективный производственный персонал, начните обходить туалеты, разговаривать с людьми, показывать им что такое хорошо, а что такое плохо.

Источник: Сломай стереотип! Производственная система Братского алюминиевого завода. Сергей Филиппов, Сергей Турусов.

Почему я ненавижу «систему 5С»

Первый шаг внедрения Бережливого производства начинается с инструмента 5S / 5С.

Сколько потерь в рабочих процессах и нервов сотрудников "система 5С" создаёт, не описать и не измерить. Кто опытный в этом деле уже познал обратную сторону инструмента, вспомнив про подвиги и ошибки, за которые стыдно …

Опишу кратко, по моему опыту, как это происходит:

1) Сортировку и мероприятия по «красным» ярлыкам проводить не будем, а просто выкинем то, что уже не используется или не известно зачем нужно на рабочем месте участка/отдела.

Разумеется, глаз «замылен» и не всё выкинули, но во время аудита со стороны экспертов или руководства будут найдены ещё предметы на выброс. Задача выполнена по первому шагу, сотрудников премии не лишили, предметов на рабочих местах минимальное количество.

Последствия очевидны: первый негативный опыт сотрудников на инструмент, когда от всего избавились и теперь ничего не найдешь, а "план" делать надо. На этом этапе, читатель, вы уже вспоминаете последствия к чему это привело в итоге … .

-47

2) Следующая задача состоит в том, чтоб всё разложить на свои места и визуализировать. Образуется первый этап визуального «шума» и 100% люди начинают визуализировать всё, что есть в зоне их «боевых» действий с иностранным инструментом 5S. Думаю, как размещают бирку на инструмент, разрисовка зон под предметы, описывать не буду, так как, читатель, уже вспоминает эти прекрасные моменты и улыбается … .

В правом нижнем углу для "ножниц по металлу" место, а не то, что вы подумали
В правом нижнем углу для "ножниц по металлу" место, а не то, что вы подумали
-49

3) Настало время уборки. Уборка действие трудоёмкое и многомесячная грязь на оборудовании так просто не устранить.

Выход: покрасить оборудование и оно станет как новенькое. В отделах убираться будем, У нас есть сотрудники по уборке и будем надеяться на них, ведь им за это платят.

В итоге, всё (даже индикаторы) покрашено и грязи не заметно, а сотрудники с производства в ужасе от бардака в отделе, куда они за справкой пришли, или на рабочем месте руководителя, который их заставляет убираться каждый рабочий день. Сотрудники, снова, не довольны инструментом забугорным … .

4) После пройденного сложного пути, необходимо всё стандартизировать. В дело пошла фотография (каждая сторона рабочего места, каждый ящик) рабочего место с красивой визуализацией и текстом, который никто из сотрудников так и не прочитает больше одного раза. Разместили ещё несколько памяток и финишный этап визуального «шума» завершён успехом.

Пройдёт презентация высшему руководству, иногда, аудитору и через пару месяцев уже можно тренироваться на внимательность в поиске отличий стандарта от реальности … .

5) В пятом шаге "системы 5С" мы добились успеха, потому что будет новый аудит/визит директоров, который запустит процесс заново (цикл PDCA по нашему), не взирая на прошлый опыт и труд сотрудников.

Если вы, читатель, дошли до этого текста, то, надеюсь, уже почувствовали ностальгию … .

Ресурсы автора

ТГ "О бизнес-системах в беседах по душам" (https://t.me/BSTalks) - основной ресурс с еженедельными публикациями.

ВК "О бизнес-системах в беседах по душам" (https://vk.com/bstalks) - вспомогательный ресурс с ежедневными публикациями.

Бусти "Bstalks" (https://boosty.to/bstalks) - контент без цензуры.

Бестселлер "Литреса" - Рыба не гниёт с головы, или почему Вам не надо становиться директором (книга).

Образовывайтесь. Возможно, и вам когда-нибудь дадут свободу.

Неэффективный менеджер
Неэффективный менеджер