Сегодня я завершаю серию публикаций о дошкольниках, ярко проявивших себя в годы Великой Отечественной войны. 6-7 летние ребятишки, которым нужно было играть в куклы и машинки, в лихую годину становились сыновьями и дочерями полков и совершали отважные поступки, за которые награждались медалями и орденами. И эти боевые награды были абсолютно заслуженными, несмотря на детский возраст бойцов.
Верочке Ивановой было всего три года, когда её отец, Яков Иванович Иванов, ушёл воевать и погиб в бою. Получив похоронку и оплакав мужа, мать, Аксинья Васильевна, решила отправиться на фронт. Её распределили поваром в 272-й стрелковый полк 70-й стрелковой дивизии.
Дома вместе с бабушкой осталась её дочка, пятилетняя Верочка. Вскоре пожилая женщина тяжело заболела, легла в больницу и уже не могла ухаживать за внучкой, о чём сообщила в письме на фронт. Приехавшая в короткий отпуск Аксинья Васильевна решила взять малышку с собой: часть находилась в резерве.
«В полку к Вере скоро привыкли, все полюбили её. Вокруг неё часто собирались бойцы, приносили ей подарки, просили спеть «Катюшу», рассказать стихи. Многим она напоминала дом, семью. Особенно полюбил Веру сержант Никандров. Дома у него осталась дочка такого же возраста, он не видел её уже три года, очень стосковался и теперь с отцовской нежностью относился к Вере. Весёлую белокурую девчурку привыкли видеть в казармах и в штабе полка. Она помогала почтальону разносить письма, исполняла поручения дежурных по штабу. Но больше всего времени Вера проводила в санчасти. Она скоро научилась быть полезной и здесь: помогала сестре готовить бинты и вату, подносила инструменты; раненые то и дело просили её что-нибудь сделать для них, подать, принести. Девочка выполняла все поручения проворно, охотно и каждому улыбалась своей серьёзной и ласковой улыбкой. Старший врач шутил: «Мне помощник растёт». Так Веру и прозвали: «помощник старшего врача», и она гордилась своим новым званием...» (из очерка А. Константинова, опубликованного в журнале «Пионер» в 1947 году и посвящённого Вере Ивановой).
Нередко хрупкая и нежная девочка просиживала ночами у изголовья тяжелораненых бойцов, словно чувствовала своим отзывчивым и сострадательным сердечком, что для них сейчас тепло и участие так же важны, как лечение. Вера поила их, пела песни, утешала и всей душой желала им скорейшего выздоровления.
В 1944 году 272-й стрелковый полк оказался на территории Восточной Пруссии. И там Верочка окончательно осиротела: жизнь мамы во время ночного артиллерийского обстрела оборвал шальной осколок.
Командование решило оставить сироту в качестве дочери полка: если бы девочку отправили в тыл, там она сразу оказалась бы в детском доме. А так Веру зачислили на довольствие и приписали к медсанбату.
В апреле 1945 года полк вёл тяжёлые бои за Кёнигсберг. В один из дней в штаб, где в тот момент находилась Вера, угодил немецкий снаряд. Девочке повезло, что она не только уцелела при взрыве, но даже не получила никаких повреждений. Не иначе ангел-хранитель отвёл беду и уберёг её от гибели.
Вера нашла двух окровавленных военнослужащих. Обнаружив у офицера индивидуальный пакет, она перевязала раненого — работа в санчасти и наблюдение за тем, что и как делают медсёстры, оказались очень кстати.
Бинтов, чтобы перевязать второго бойца, уже не было, и тогда Вера разорвала на полоски собственную рубашку. Выбравшись из раскуроченного штаба, храбрая девочка отправилась к протекавшему неподалёку ручью, чтобы принести воды и напоить раненых. Затем она побежала за санитарами и рассказала, где лежат люди, которым требуется срочная помощь. Благодаря быстрым и грамотным действиям Веры жизни офицера и связиста были спасены...
За этот отважный поступок Вере Ивановой была объявлена благодарность, а помощник командира части майор Федор Николаевич Кудрявцев представил восьмилетнюю девочку к награде медалью «За боевые заслуги».
После войны Верочка вернулась в Торопец к бабушке Матрёне Васильевне Леоновой и тете Екатерине Васильевне Смирновой. К тому моменту на её гимнастёрке красовались ещё две боевые награды «За взятие Кенигсберга» и «За победу над Германией»...
О поступке отважной девочки написали фронтовые газеты. А уже после войны писательница Аэлита Гребенина опубликовала книгу для детей «Вера Иванова». Согласно изложению автора, спасённые Верой солдаты находились в поле.
1 сентября 1945 года Вера Иванова пошла в Торопецкую неполную среднюю школу. Учителя и ученики так и ахнули, увидев, что хрупкая первоклассница награждена тремя боевыми медалями. Впоследствии ребята очень гордились тем, что им повезло учиться вместе с такой героической девочкой.
Через год Верочка тяжело заболела полиомиелитом, долго лечилась. Каждую неделю пионеры её отряда Геннадий Смирнов, Ира Гижинова, Лена Васильева и Лера Семеринова приходили в госпиталь. С их помощью Вера занималась русским языком и арифметикой по программе второго класса. В пионеры отважную и стойкую девочку тоже принимали в больничной палате.
«За дверью одной из палат непривычный, плохо сдерживаемый шумок. Слышно, как там говорят, теснятся, рассаживаются. К кому-то пришли посетители. Судя по голосам, это ребята, и, должно быть, их много. Если бы вы в эту минуту приоткрыли белую дверь и заглянули в палату, то увидели бы странное зрелище: прижавшись вплотную, чтобы всем хватило места, обняв друг друга за плечи, вокруг крайней койки тесным кольцом уселись ребята; они совсем утонули в больших, не по росту госпитальных халатах, в белизне которых особенно яркими кажутся красные галстуки. Это сбор, самый настоящий пионерский сбор. Но почему здесь? Взглянув на койку, которую окружили пионеры, начинаешь догадываться, почему. На койке лежит девочка лет десяти. Лицо её раскраснелось, белокурые волосы тщательно, по-праздничному расчёсаны, на груди приколоты три боевые медали. «Ребята, — начинает вожатая. — Мы собрались здесь сегодня, чтобы принять в свой отряд Веру Иванову. Вы все знаете Веру, знаете её историю, и, конечно, мы с радостью примем её в нашу дружную пионерскую семью». Нарушая тишину госпиталя, ребята шумно аплодируют, каждый торопится сказать своё приветливое, дружелюбное слово, а белокурая девочка краснеет ещё больше, и лицо её светится широкой, счастливой улыбкой». (из очерка А. Константинова, опубликованного в журнале «Пионер» в 1947 году)
Восстановившись после болезни, она продолжила обучение в школе. После отличного окончания восьмилетки Вера Иванова решила связать свою жизнь с медициной и поступила в училище. И, как мечтала с детства, стала фельдшером.