Во время Великой Отечественной в газету «Омская правда» пришло необычное письмо: «Я — Ада Занегина. Мне шесть лет. Пишу по-печатному. Гитлер выгнал меня из города Сычёвка Смоленской области. Я хочу домой. Маленькая я, а знаю, что надо разбить Гитлера, и тогда поедем домой. Мама отдала деньги на танк. Я собрала на куклу 122 рубля и 25 копеек. А теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите в своей газете всем детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовём его «Малютка». Когда наш танк разобьёт Гитлера, мы поедем домой. Ада».
Письмо в редакцию
Редакция приняла решение опубликовать призыв Ады в рубрике «Почта наших читателей», ещё не подозревая, к чему это приведёт. Искренний порыв девочки, чей отец был танкистом и воевал на фронте, тронул сердца её сверстников и взрослых, и в «Омскую правду» потянулись письма от таких же ребятишек, как Ада. А в газету стали поступать деньги, которые отправляли со всей Омской области.
Это было что-то невероятное. Сибирские ребятишки со всей Омской области откликнулись на призыв Ады Занегиной. В областном отделении Госбанка был открыт специальный счёт № 350035 для детских пожертвований. Тысячи (только вдумайтесь!) мальчишек и девчонок просили своих родителей перечислить деньги «на танк».
Одно из писем пришло из госпиталя от 20-летнего бойца. Он писал, что история Ады так вдохновила его, что буквально дала желание жить. Благодаря маленькой девочке он смог перенести тяжёлое ранение позвоночника, преодолеть паралич и пойти на поправку.
Инициатива Ады стала уникальной — ничего подобного в стране ещё не было. И Омский отдел народного образования направил в Москву телеграмму лично Иосифу Сталину: «Дети-дошкольники, желая помочь героической Красной Армии окончательно разгромить и уничтожить врага, деньги, собранные ими на игрушки и куклы, отдают на строительство танка и просят назвать его «Малютка».
И от Верховного Главнокомандующего пришла ответная телеграмма: «Прошу передать дошкольникам Омска, собравшим 160 886 рублей на строительство танка «Малютка», мой горячий привет и благодарность Красной Армии».
Желание Ады Занегиной и её сибирских сверстников исполнилось. На заводе действительно построили танк, который назвали «Малютка». Забавное фронтовое совпадение: точно такое же прозвище было у старшего сержанта Екатерины Петлюк, ставшей механиком-водителем «детского» танка. Она сама росточком не вышла — всего 151 сантиметр, но храбрости ей было не занимать, девушка была боевая. Её товарищи шутили: «Наша Малютка на «Малютке» воюет!»
«Детский» Т-60 принимал участие в Курской битве, где также воевал и погиб отец Ады Занегиной, танкист. Но «Малютке» недолго пришлось быть на передовой: шли тяжелейшие бои. По некоторым данным, в строю танк, построенный на собранные дошкольниками деньги, пробыл до середины ноября 1943 года, после чего получил серьёзные повреждения и был отправлен на переплавку. Екатерина Петлюк уцелела и продолжила воевать на фронтах Великой Отечественной, была ранена.
Встреча
В 1975 году Володя Яшин из клуба «Искатель» Дворца пионеров Омска нашёл в старой подшивке «Омской правды» письмо Ады Занегиной. Оно настолько поразило мальчика, что вместе со своими друзьями он решил узнать, чем закончилась история «Малютки».
Ребята навели справки, и 19 мая 1975 года в Омске встретились Адель Занегина, врач-окулист из подмосковного города Электросталь, и Екатерина Петлюк, заведующая бюро ЗАГС Ленинского района Одессы. Девочка, инициировавшая сбор средств на строительство танка, и механик-водитель Т-60. Школьники подарили Адели Александровне куклу — взамен той самой, на которую она малышкой собирала деньги.
Женщины вместе побывали в Смоленске, на родине Ады. После знакомства с ними ученики городской школы № 2, вдохновившись необычной историей, стали собирать металлолом, решив на вырученные деньги построить трактор. Инициативу ребят и их клич «Наш фронт — на хлебном поле!», поддержали пионеры всей области.
Из собранного школьниками металла комсомольцы Минского тракторного завода по специальному заказу изготовили 29 тракторов «Беларусь», которые были переданы лучшим механизаторам Смоленщины. Позже к этой акции присоединились пионерские организации Омской, Харьковской и других областей Союза. Всего за семь лет школьники собрали средства на 140 тракторов, получивших имя «Малютка».
Одиннадцать лет назад, беседуя с корреспондентом «АиФ», Адель Александровна рассказала, что из своего детства она хорошо запомнила пристройку на станции Марьяновка с печкой-буржуйкой, где они жили в эвакуации, единственный стоявший там табурет, а ещё вкус первой в жизни шоколадки, которой её маму-врача угостил солдат из госпиталя. То, как собирали и отправляли на фронт посылки с тёплыми варежками и носками для бойцов...
И ещё она так никогда не могла забыть потерянную любимую игрушку — поросёнка, который вместе с чемоданчиком, в котором находился, пропал во время бомбёжки на Смоленщине. Аде тогда было пять лет. Она очень хотела получить куклу и долго собирала на неё деньги, но в результате отдала их на танк.