Найти в Дзене
Диалоги о Востоке

Школа, где ангелы и люди учатся вместе

Как найти смысл в жизни, когда твоя вера терпит поражение? С этого вопроса начинается одно из предисловий к книге «Сирийские мистики» (alpinabook.ru/catalog/bo...) от издательства «Альпина Паблишер» (alpinabook.ru/?smart_ana...). Казалось бы, как средневековые мудрецы могут помочь найти ответ на повседневные вопросы? Где раздражающий коллега, с которым нужно найти общий язык или умение принимать критику, и опыт мистиков? Но из гибрида современности и мудрости получился уникальный симбиоз, который дает возможность не только найти ответы, но и научиться чуть лучше понимать мир. Говорят, что все книги Ремарка можно разобрать на цитаты. «Сирийские мистики» от издательства «Альпина Паблишер» — не исключение. Во время прочтения не выпускаешь из рук маркер: все важные мысли хочется выделить, впитать. Чем же эта небольшая книга так восхищает? В ней нет ярких иллюстраций, зато есть словарь сирийских мистических терминов и множество полезных сносок, которые мастерски дополняют основной текст. Но
Оглавление

Как найти смысл в жизни, когда твоя вера терпит поражение? С этого вопроса начинается одно из предисловий к книге «Сирийские мистики» (alpinabook.ru/catalog/bo...) от издательства «Альпина Паблишер» (alpinabook.ru/?smart_ana...).

Казалось бы, как средневековые мудрецы могут помочь найти ответ на повседневные вопросы? Где раздражающий коллега, с которым нужно найти общий язык или умение принимать критику, и опыт мистиков? Но из гибрида современности и мудрости получился уникальный симбиоз, который дает возможность не только найти ответы, но и научиться чуть лучше понимать мир.

Говорят, что все книги Ремарка можно разобрать на цитаты. «Сирийские мистики» от издательства «Альпина Паблишер» — не исключение. Во время прочтения не выпускаешь из рук маркер: все важные мысли хочется выделить, впитать. Чем же эта небольшая книга так восхищает? В ней нет ярких иллюстраций, зато есть словарь сирийских мистических терминов и множество полезных сносок, которые мастерски дополняют основной текст. Но начнем по порядку.

Фото: личный архив автора рецензии
Фото: личный архив автора рецензии

Кто такие сирийские мистики?

Как рассказывает один из авторов, Максим Калинин, в VII–VIII веках произошло явление, которое оказало влияние на весь христианский мир — мистическое возрождение, масштабное движение людей, которые заявили не только о своем уходе из мира, но и о предвечной, постоянной, ничем не нарушаемой любви Бога ко всем людям. Это произошло в Церкви Востока (иногда ее называют Сиро-персидской церковью, а сейчас это Ассирийская церковь Востока), историческая территория которой — нынешние Ирак, Иран, юго-восточная Турция, а сфера ее влияния простиралась до Афганистана, Индии, Средней Азии и Китая.

Мистика не стоит путать с магом. Маг пытается оказать влияние на действительность. Мистик же не пытается изменить действительность своей волей, он открыт опыту, который уготован ему Богом. И это является, на мой взгляд, одной из важнейших вещей для понимания философии сирийских мистиков.

«Внутренний мир человека неизобразим, как и ангел: их невозможно показать такими, какие они есть».

Всем басимуфа

Когда читаешь предисловие от авторов, то невольно обращаешь внимание на следующие слова: «не только утверждали, что в основе мира лежит любовь, но и находили способы ее обрести в темные времена». Это не только напоминает образ Альбуса Дамблдора, но и заставляет остановиться и задуматься. «Как найти смысл в мире, где твоя вера терпит поражение?» — задается вопросом Максим Калинин в предисловии. И это одинаково важный вопрос как для сирийских мистиков, живших в эпоху, когда рушились империи, так и для нас, обычных современных людей.

Само издание «Альпина Паблишер» в описании книги на своем сайте пишет следующее: Можно ли обрести любовь в обществе, где глаза у всех наполнены усталостью, а ум — тревогой? Как ни странно, именно тогда появились люди, которые не только утверждали, что в основе мира лежит любовь, но находили способы ее обрести в эти трудные времена. Эти люди — сирийские мистики.

Потрясения, тьма, которую несут с собой мировые события, и житейские неурядицы — все это заставляет опускать руки и не верить в свет. Но сирийские мистики учат принятию, вере, стойкости. После прочтения книги возникает ощущение, что в душе разгорается божественное пламя. И ты понимаешь, что даже на современные проблемы можно и нужно взглянуть с многовековым опытом, чтобы собраться с силами и встретиться с ними лицом к лицу.

Поэтому в подзаголовке красуется слово «басимуфа». Как говорит словарь терминов сирийских мистиков, любезно представленный авторами в конце книги, это удовольствие, сопутствующее духовному опыту. Потому что каким бы тяжелым опыт не был, он учит нас постигать мир и замысел Бога.

«Мы надеемся показать, что ответы, полученные людьми, жившими в полной темноте, без всякой надежды на просвет, остаются значимыми и сейчас, а любовь, добытая сирийскими мистиками среди пустынь и скал, до сих пор способна приносить плоды».

Фото: личный архив автора рецензии
Фото: личный архив автора рецензии

Любовь к ближнему возможна только тогда, когда ты смотришь на человека глазами Бога

Эта книга для неравнодушных к тому, что происходит, для запутавшихся, выгоревших, не понимающих, как им быть и правильно ли они живут, для ищущих ответы на сложные и важные вопросы. Так пишет «Альпина Паблишер», отвечая на вопрос, кому же подойдут «Сирийские мистики».

Но, наверное, кажется удивительным, что на наши многие повседневные проблемы «отвечают» средневековые мудрецы. Однако проблемы не меняются. И во все времена люди задаются вопросами: как полюбить «ближнего», например, условного раздражающего коллегу, который… просто бесит? Как понять, что ты делаешь что-то действительно важное? Насколько нужно прислушиваться к мнению других? У сирийских мистиков на все есть свой ответ.

Первая глава книги как раз посвящена вопросу о любви к ближнему. И на такой важный вопрос авторы отвечают с помощью простых бытовых примеров. Это нисколько не умаляет философии мистиков, наоборот, делает ее ближе, доступнее и проще для понимания. Потому что, мне кажется, каждый был в ситуации, когда раздражает сосед сверху, надоедливый коллега, грубый преподаватель в университете.

Каждый задавался вопросом, а как реагировать на необоснованную критику? Книга затрагивает и другие волнующие вопросы, поэтому, как мне кажется, тут крайне уместна форма диалога. Авторы не только в дружеской беседе раскрывают тему, но и словно приглашают читателя поучаствовать в обсуждении. Благодаря диалогу читатель становится равноправной частью дискуссии, посвященной какой-то из проблем, причем диалог понятный, позволяющий легко представить ситуацию и применить к ней «совет» мистиков.

Но вернемся к любви. И как же быть в ситуации, когда «ближний» откровенно раздражает?

«Я, может быть, вас разочарую, но сирийские мистики отвечают, что вы можете не любить своего ближнего».

Как же это так? Исаак Сирин, один из известнейших мистиков, писал, что искренняя любовь — это добродеятель духа. Ее нельзя создать насильно. Нужно находиться в моменте, в созерцании того, что сейчас есть. По сути, мистики учат принятию, контакту с Богом. Конечно, книга — ни в коем случае не пособие по психотерапии, но от прочтения на душе становится легко. Ты учишься любить, учишься принимать, замечать момент. И чувствовать божественное присутствие во всех мелочах. Как говорил Максим Калинин в одном из интервью:

«Сирийские мистики говорят очень подробно об опыте естественного созерцания, в котором каждое творение открывается с новой стороны. И это не просто источник вдохновения и сил. У такого взгляда есть нравственный смысл. Человек, остро проживающий связанность всех существ слабого мира, не поднимет руки́ на эту связь, не решится ее нарушить. Всматриваясь в мир, сирийские мистики искали не тайный смысл вещей, сокрытый от непосвященных, а божественную любовь, сопутствующую каждому творению».

Радость созвучна обновлению

Фото: личный архив автора рецензии
Фото: личный архив автора рецензии

«Сирийская мистика примирила меня с мыслью о том, что я человек», — рассказал Максим Калинин в интервью «Горькому». И после прочтения книги я готова согласиться с этой фразой. Начинаешь смотреть на вещи глубже, чувственнее. Благодаря простым, жизненным примерам, поэтическим аллюзиям (даже на «Вечную весну» Егора Летова и «Наутилус Помпилиус») не просто погружаешься в текст, а начинаешь жить им, пропуская каждую фразу через себя. Приятный шрифт, качественная бумага и удобный формат книги (у меня бумажная книга с клапанами, очень удобно брать с собой куда угодно) только способствуют лучшему усвоению прочитанного. И это прекрасный опыт, заряжающий верой в лучшее.

Басимуфа — сирийский мистический термин, означающий удовольствие, сладость, сопутствующие любви и духовному опыту (из словаря сирийских мистических терминов, упомянутых в книге).

Источники

2. https://gorky.media/reviews/sirijskaya-mistika-primirila-menya-s-myslyu-o-tom-chto-ya-chelovek/?ysclid=m8o5ujk0j8261879989.

Автор: Елизавета Неупокоева