Глава 39.
Замок готовился к Рождеству. Ветками ели были украшены коридоры и жилые помещения, развешаны гирлянды и фонарики. Слуги с утра и до вечера наводили порядок.
Благодаря покупке станков удалось наладить производство сукна. Пусть оно еще было не очень хорошего качества, но все равно это позволяло покрыть недостаток ткани. Швеи с утра и до вечера кроили и шили одежду и вот уже слуги замка стали напоминать не сброд, одетый во что попало, а вполне себе рабочий коллектив, если можно так сказать о пролетариях тех времен.
Предыдущая часть тут
Начало тут
И мужчины и женщины получили униформу. Мария с Ивонн и управляющим долго спорили о цветовой гамме, но сошлись во мнении, что одежда должна быть не маркой. Поэтому были выбраны темно зеленые и серые цвета. Ну и черный, куда без него.
Остро стояла проблема с обувью. Тонкая овечья кожа не подходила для изготовления обуви, потому что быстро изнашивалась. А от крупного рогатого скота шкур было очень мало, ввиду малого количества коров в замке. Поэтому было принято решение закупить кожу в городе и пошить наконец слугам обувь.
Мария только вздыхала от разных непредвиденных трат. Вроде вот только заработали денег и сразу приходилось их расходовать на всякие нужды.
В этом году решено было заняться кровлей старых башен и подновить крепостные стены. Зубцы на многих переходах совсем обвалились.
Требовалось закупить много листового железа и опять нанять каменщиков.
**- Все, что нажито непосильным трудом, опять уйдет в эту черную дыру, под названием дом,- думала Мария. Нет, она прекрасно понимала, что замок старый, требует ремонта и что о людях надо заботиться, но постоянные расходы угнетали ее.**
На одном из утренних совещаний с управляющим было решено сократить посевы пшеницы почти вполовину. Масло из кукурузы пользовалось таким спросом, что не успевало поставляться в магазин, как покупатели бежали с бидончиками и выстраивались в длинную очередь.
В магазине даже увеличили цену на него, но покупателей меньше не становилось.
Проведя ревизию запасов Мария с господином Модестом решили, что надо бы уменьшить ручеек, а то семян на посадку становится мало.
Картофеля решили посадить столько же, как и в прошлый год. Он не пользовался особым спросом и в основном расходовался внутри замка.
Но за картофель Мария не переживала. Розита действительно была мастером своего дела и в ее блюдах картошка была частым ингредиентом. А весь мелкий картофель шел на прокорм скота, которого стало много в замке.
Скоро должны были народиться малыши и живности существенно бы прибавилось.
У Марии была мечта купить красивую лошадь, но зная цены на таких скакунов она могла о них только мечтать. Поэтому она только и вздыхала, вспоминая того великолепного жеребца, но позволить себе такого же пока не могла.
Морозы стояли приличные в эти дни и управляющий отдал приказ слугам нарезать много льда на реке. Поэтому в дни, предшествующие Рождеству, телеги каждый день отправлялись к реке и обратно.
Лед доставлялся в самые нижние помещения, пересыпался соломой и так спокойно мог храниться целый год и больше.
В один из дней в дверь, ведущую в покои Марии, постучал мальчик, стоящий на часах и доложил, что мадемуазель Гвеневер просит разрешения поговорить с госпожой.
Мария удивилась, но разрешила впустить девушку.
**-Странно, что ей надо?- подумала хозяйка замка.**
Учительница вошла в комнату и поздоровавшись сказала:
-Мадам, сейчас все готовятся к празднику и я хотела бы предложить одно лакомство, которому меня научили в монастыре.
-Какое?- спросила Мария заинтересованно.
-Это замороженное молоко со сливками, сахаром и яйцами. Мы зимой в праздники всегда его делали. А тут я увидела, что вы в замок завозите лед и вспомнила.
-Молоко, яйца, сахар и сливки?- Мария задумалась, перебирая в памяти ингредиенты.- Так это же мороженое! Отличная идея мадемуазель Гвеневер! Я прикажу кухне подготовить все и дерзайте, творите. Я буду только рада этому лакомству.
Кстати, у вас есть просьбы, связанные с вашим проживанием в замке? Или может что нужно из письменных принадлежностей?
-Нет, мадам, у меня все есть,- ответила учительница с поклоном,- Господин Модест предоставил мне все необходимое в полном объеме.
-Замечательно,- ответила Мария,- Управляющий у нас очень внимательный мужчина. Тогда если больше ко мне ничего нет, то вы свободны.
Девушка поклонилась и вышла из комнаты.
И вот наступило Рождество.
Накануне Розита заперлась на кухне с Гвеневер и весь замок гадал, чем же они там занимаются.
Мария посмеивалась над их любопытством.
Уже под вечер ей принесли попробовать новый десерт.
-А это вкусно,- ответила Мария, отведав лакомство.- Сделайте побольше, чтобы угостить людей,- приказала она.
**-Немного отличается от того, к чему я привыкла,- размышляла она наслаждаясь мороженым.- Но вполне неплохо. И главное что то новое будет на столе. Людям должно понравится, а особенно ребятишкам. А монашки то знают толк лакомствах. Надо будет расспросить Гвеневер, что они там ели. Интересно узнавать что то новое.**
Как всегда утром на кухню можно было даже не заходить. Она в праздничные дни напоминала пчелиный улей, где все носились по одним им ведомым траекториям.
Часть блюд, в частности пироги и хлеб, были испечены накануне. Но мясо, дичь и рыбу повара готовили с самого раннего утра: запекая, туша, жаря.
Специально для Марии были приготовлены тушеные бараньи ребрышки с овощами в глиняном горшочке с пряностями.
Поздравив жителей замка с Рождеством и пожелав им мира и благополучия, Мария под радостные крики села за стол. Отовсюду слышались поздравления и ей было очень приятно получать их.
Внезапно в зал вошла Розита в сопровождении поваров, которые несли большое блюдо, на котором горой возвышалось доселе неизведанное что то бело-кремового цвета.
Поставив его на отдельный стол, поварята начали раздавать желающим попробовать. Первую порцию получила разумеется хозяйка замка, потом Ивонн и далее по рангу.
Мария загадочно улыбалась, уплетая мороженое за обе щеки. Видя с каким аппетитом наслаждается лакомством хозяйка, слуги тоже приступили к дегустации.
Восторженный возглас вырвался сразу из нескольких глоток. Ложки застучали на тарелкам, уменьшая порции с каждым стуком.
-Госпожа, как же это вкусно!- воскликнула Ивонн.
-За этот десерт нам надо поблагодарить мадемуазель Гвеневер,- громко, чтобы все слышали, ответила Мария.- Именно ей мы обязаны новым лакомством, которое появилось в нашем замке.
Девушка встала и поклонилась в знак признательности.
Мороженое закончилось очень быстро, как будто его и не было. Больше всего расстроилась конечно детвора, но Мария поспешила их успокоить, сказав, что теперь в замке по праздникам оно станет постоянным блюдом.
Слуги наслаждались едой, а Мария радостно болтала со своей служанкой, сидя за отдельным столом. Она планировала чуть попозже уйти, чтобы дать людям возможность без стеснения развлекаться.
Но не тут то было! Услышав первые звуки музыки, а в этот раз было решено музыкантов не звать, а обойтись своими инструментами, Ивонн, схватив Марию за руки, буквально вытолкнула ее в общий хоровод.
Как та не возмущалась и не кричала, что совсем не умеет танцевать, служанка ее не слушала. Показав несколько движений, Ивонн хохоча потащила Марию по залу.
Взявшись за руки мужчины и женщины отплясывали в хороводе и это веселье перекинулось и на молодую госпожу. Смеясь, она кружилась среди счастливых жителей замка, задорно отбивая ритм танца ногами.
Устав Маша плюхнулась на свое место, пытаясь восстановить дыхание и отдышаться.
-Ивонн, ну ты даешь,- обратилась она к служанке.- Я не любитель танцев, но это весело.
-Конечно весело, -ответила радостная горничная.-Жизнь дана чтобы радоваться, получать удовольствие от вкусных блюд и веселиться в танце.
-Девушка, а вы знаете толк в жизни,- хохотнула Мария и дружески толкнула ее в бок.
В этот вечер Мария несколько раз выходила танцевать, уже не стесняясь своего неумения. На него никто не обращал внимания, ведь по большей части все слуги танцевали не лучше нее.
-Ох, как же я устала сегодня,- сказала Маша Ивонн, ложась в кровать.- Но праздник мне очень понравился. По крайней мере крестьянский танец я освоила. Надо спросить у Гвеневер знает ли она танцы, которые танцуют на балах.
-Откуда? Она же из монастыря,- ответила Ивонн.
-Ну чем черт не шутит,- сказала Мария, засыпая.- Чем только они не занимались в этих монастырях.
И Мария уснула. Ивонн потушила свечи, добавила дров в камин и тоже ушла отдыхать.
Продолжение тут
---------------------------
Вы можете поддержать автора донатом,
лайком или комментариями или
2202 2080 6375 6440 Сбер
Спасибо!
----------------------------
Поздравляю всех с праздником Пресвятой Троицы!
Всем добра!