«Это модное красное шелковое платье было смелым выбором: его надела Моника Морис на бракосочетание с Артуром Джексоном 18 июня 1938 года» — сообщает Музей Виктории и Альберта (Лондон). Моника, добавим — инженер, гонщица, кавалер орденов и будущий управляющий директор Wolf Lamps по прозвищу «Леди Лампа».
Хелен Моника Морис родилась в июне 1908 года в Великобритании. Увлекалась языками и дизайном, в связи с чем поступила в парижскую Сорбонну. Но это был конец 1920-х, напомню: пик промышленной революции, время огня, металла и новых идей. Прошло пару лет — вот уже Моника увлекается гонками на автомобилях плюс учится на инженера в Гамбурге.
Это, видимо, был тогда такой прогрессивный типаж, образ эпохи: женщина за рулем во всех смыслах. В 2008-м британцы сняли римейк фильма Альфреда Хичкока 1928 года «Легкое поведение», там такая же героиня: свободная, красивая, технически ориентированная.
Очень, кстати, рекомендую фильм 2008 года: костюмы, жесты, мощные бензиновые авто и Колин Фёрт в роли разбитого жизнью ветерана Первой мировой.
Что было дальше с Моникой (и, возможно, с героиней «Легкого поведения»)? 30 лет карьеры в Wolf Lamps, в том числе — продолжительная и успешная деятельность на посту управляющего директора компании.
«Как будто этого было недостаточно, в 1938 году она стала первой — и до 1978 года единственной — женщиной-членом Ассоциации инженеров-электриков горнодобывающей промышленности, членом Института инженеров-электриков. Морис работала над стандартами освещения в шахтах и повышением безопасности труда шахтеров, за что была награждена орденом Британской империи», — дополняет Национальный музей горнорудного дела (Лондон).
Журналисты окрестили ее «Леди Лампой» в своих заметках, и это слава, большой итог жизни, на самом деле. Хотел бы и я, чтобы меня называли в честь продукта, который я делал.
«Занимаясь всем этим, Моника вышла замуж и родила троих детей, и именно это ее ярко-красное свадебное платье иллюстрирует ее пожизненную любовь к моде», — подхватывает Музей Виктории и Альберта.
«Морис была независимой женщиной, ломавшей стереотипы: она известна страстью и к гоночным автомобилям, и к яркой одежде. Для свадьбы Моника выбрала женственное дневное платье своего любимого насыщенного рубиново-красного цвета, — продолжает музей. — Прозрачное платье было надето с соответствующей комбинацией из искусственного шелка и контрастным темно-синим поясом из грубой ткани петершам».
«На ней был цветочный венок с вуалью до плеч. Хотя ее головной убор не сохранился и виден только на черно-белых семейных фотографиях, ее вуаль, похоже, была либо красной, либо синей, чтобы соответствовать платью».
Еще королева Виктория, казалось бы, намертво закрепила свадебный стандарт для британских девушек: все белое и много-много флердоранжа. И вдруг такое?
«Для невесты, привыкшей мыслить в терминах традиционной западной белой свадьбы, красный — один из самых смелых альтернативных цветов. Однако во многих не-западных культурах красный цвет является традиционным для свадебных нарядов. Его часто носят индуистские и мусульманские невесты, а для китайских и вьетнамских невест этот цвет символизирует удачу», — как будто оправдывает бунт нашей героини музей, созданный королевой.
18 июня 1938 года Хелен Моника Морис (1908-1995) и доктор Артур Ньютон Джексон (1904-1985) обвенчались в часовне Богоматери на мосту Ротерам в Парк-Грейндж, Шеффилд, коротко сообщает биография героини. Шумного приема не было — молодые пофотографировались и отобедали с родственниками.
Наверное, подавали пудинг и тарталетки.