Поти — это не просто город у Чёрного моря, а важнейший транспортный и экономический узел Грузии. Через его порт проходит основная часть внешней торговли страны, а также транзитные грузы, направляющиеся в Армению, Азербайджан и страны Центральной Азии.
Поти — морской город с богатой историей, основанный на месте древней греческой колонии Фазис (Phasis), первая упоминания которой относятся к VIII веку до н. э. В 7 веке до н. э. место носило тот же гидроним, что позже стало названием города.
География и особенности города
Поти расположен в устье реки Риони, на западе Грузии. Это сравнительно небольшой город с населением около 40 тысяч человек, однако его значение значительно превышает масштабы. В античные времена на этом месте находилась древнегреческая колония Фазис — один из торговых центров Колхиды. Сегодня Поти — современный портовый город, сочетающий промышленную инфраструктуру с курортным побережьем, хотя туристический потенциал города используется слабо.
Поблизости находится Национальный парк Колхети, озеро Палиастоми и один из немногих сохранившихся маяков XIX века. Центральная часть города имеет архитектуру конца XIX — начала XX века, в том числе здание бывшего православного собора, в советское время превращённого в театр.
Порт Поти: структура и функции
Порт Поти — крупнейший морской порт Грузии. Он обрабатывает широкий спектр грузов: контейнеры, навалочные грузы, автомобили, строительные материалы и нефтепродукты.
Инфраструктура включает 15 причалов, портальные краны, железнодорожную сеть и логистические терминалы. Порт напрямую связан с транспортными коридорами TRACECA и Срединным маршрутом (Middle Corridor), которые соединяют Европу и Азию в обход России.
С 2011 года контрольный пакет акций Поти принадлежит компании APM Terminals (дочерняя структура датской Maersk Group), которая вложила значительные средства в модернизацию. В 2024 году через порт прошло более 540 тысяч TEU контейнеров — это рекордные объёмы за всю историю. Однако при этом отмечается, что порт работает на пределе своих возможностей.
Проблемы и ограничения
Несмотря на стратегическое значение, у порта Поти есть ряд серьёзных ограничений:
· Неглубокая акватория — суда с большой осадкой не могут зайти в порт, что снижает конкурентоспособность по сравнению с глубоководными портами в других странах региона.
· Перегруженность — стремительный рост контейнерных перевозок создаёт риски для устойчивости логистики.
· Городская застройка ограничивает возможности расширения — порт находится практически внутри жилой зоны.
В попытке решить эти проблемы, правительство и APM Terminals начали первый этап строительства нового глубоководного терминала, который должен быть введён в эксплуатацию к 2026 году.
Поти — это основной канал выхода Грузии к мировым рынкам. Более того, он играет ключевую роль в обеспечении транзитной функции страны: многие грузы из Центральной Азии, Азербайджана и Армении проходят именно через него. Это делает Поти не только экономическим, но и политически важным объектом.
После начала военных действий в Украине и введения санкций против России значение Поти как альтернативного маршрута значительно возросло. Сейчас от его стабильной работы зависит не только экономика Грузии, но и логистика целого региона.
Поти — это пример того, как небольшой по размеру город может играть ключевую роль в национальной экономике. Развитие порта, устранение инфраструктурных ограничений и реализация проектов по углублению акватории — приоритетные задачи для Грузии в ближайшие годы. Без устойчивого и модернизированного Поти страна не сможет в полной мере реализовать свой транзитный потенциал.
Если вам нравится грузинская культура или вы собираетесь в Грузию, а также просто интересуетесь историей и традициями этой страны, поставьте, пожалуйста, лайк и подпишитесь на канал. А на моем телеграм-канале вас ждет еще больше интересного – прямо с улиц Тбилиси!