Pontiac Firebird — это тот самый автомобиль, который заставлял американцев забывать про экономию бензина и думать только о скорости. С 1967 по 2002 год эта машина олицетворяла дух свободы и мощи на дорогах США. Этот автомобиль стал символом эпохи маслкаров, когда главным аргументом в споре был объем двигателя, а не расход топлива. За 35 лет производства Firebird прошел путь от дерзкого новичка до признанной легенды автомобильного мира. История этой модели — это история американского автопрома в его самые яркие и противоречивые годы.
Читать на сайте: Pontiac Firebird: что у него общего с легендарным Chevrolet Camaro? Обзор модели с 35-летней историей
История создания
История Firebird началась с разочарования. Pontiac изначально хотел создать свой собственный спорткар, базировавшийся на концепте Banshee — двухместном купе, способном потягаться с Corvette. Однако в руководстве General Motors сочли, что это создаст внутреннюю конкуренцию и поставили крест на идее. Взамен Pontiac получил общую с Chevrolet Camaro платформу F-body. Отношения изначально были натянутыми — Pontiac не хотел быть в тени.
Но инженеры и дизайнеры марки не стали просто копировать Camaro. Они переработали внешний вид: интегрированные бамперы, рубленые задние фонари, элементы от GTO. Первое поколение Pontiac Firebird напоминало классическую «бутылку Кока-колы» с мощными боковыми изгибами, предлагая и купе, и кабриолет. Уже в 1969 году появилась особая модификация Trans Am, названная в честь популярной гоночной серии.
Под капотом Firebird с самого начала жили довольно серьёзные агрегаты — V8 от разных подразделений GM, но в основном собственного производства. До 1977 года линейка моторов формировалась преимущественно внутри марки. И только позже стали использоваться исключительно «джиэмовские» двигатели.
Второе поколение стартовало в 1970 году с заметными изменениями в дизайне — кузов стал более плоским, вытянутым, заднее стекло уходило почти вровень с багажником. Firebird стал тяжелее, безопаснее и технологичнее, но не растерял агрессии. В этот период Trans Am окончательно закрепился как флагман модели. Наиболее яркий момент — установка 455-го двигателя объёмом 7.5 литра в версию SD-455, который, несмотря на паспортную мощность 290 л.с., в реальности развивал около 370 л.с.
Третье поколение, появившееся в 1982 году, стало легче, аэродинамичнее и технологичнее. Новый кузов, система компьютерного управления двигателем, появление инжектора TPI, улучшенная экономичность и внимание к экологии — всё это дало Firebird шанс остаться в игре. В 1991 году модель обновили: передок стал длиннее, фары теперь полностью скрывались в бампере. Появились редкие и мощные версии Firehawk, которые готовились почти вручную.
Четвёртое поколение, вышедшее в 1993 году, было последним. В нём Firebird максимально приблизился к футуристичному концепту Banshee IV. Дизайн стал ещё более обтекаемым, возвращены выдвижные фары. Несмотря на общее снижение интереса к купе-спорткарам, Firebird всё ещё держался на плаву, в основном благодаря модификации Trans Am. Но в 2002 году производство окончательно свернули. На этом история модели завершилась.
Технические особенности последнего поколения (1993–2002)
Firebird четвёртого поколения стал логичным развитием идей, заложенных в предыдущих версии. Отход от угловатых форм и акцент на аэродинамику — это было уже не просто спортивное купе, а почти концепт на колёсах. Машина строилась на обновлённой версии платформы F-body. Она получила улучшенную жёсткость кузова и подвеску, адаптированную под агрессивный стиль вождения.
Переднемоторная компоновка и задний привод — классическая схема, которая осталась неизменной. В основе — просторный 2-дверный кузов, выпускавшийся как в варианте купе, так и кабриолет. Колёсная формула 4×2, рулевое управление с усилителем, мощные тормоза и низкая посадка сделали Firebird достойным соперником на трассе и на улицах.
Базовой силовой установкой был двигатель V6 объёмом 3.8 литра, но по-настоящему интересным Понтиак Фаерберд становился с V8. Версия Trans Am оснащалась 5.7-литровым агрегатом LS1 — тем самым, который стоял на Corvette C5. Этот мотор выдавал 305 л.с., а с завода его можно было получить с 6-ступенчатой «механикой» от Borg-Warner T56 или с 4-диапазонным «автоматом».
Мощность на колеса передавалась линейно, запас крутящего момента — серьёзный. На трассе Firebird легко выходил из 6 секунд до «сотни». Машина чувствовала себя уверенно даже на высоких скоростях, а стабильность на поворотах обеспечивала модернизированная подвеска на двойных поперечных рычагах спереди и неразрезном мосту сзади.
Кузов получил заметно улучшенную аэродинамику по сравнению с третьим поколением, коэффициент лобового сопротивления снизился. Всё ради производительности: широкие воздухозаборники, скульптурный капот, выдвижные фары, заниженная линия крыши.
Салон стал чуть удобнее, но по-прежнему оставался простым и функциональным. Спортивные сиденья, кожаная отделка в богатых версиях, приборная панель с аналоговыми шкалами — всё строго по-деловому. В Trans Am также предлагались система контроля тяги, кондиционер, круиз-контроль и хорошая акустика от Monsoon.
Firebird был не только мощным, но и относительно доступным. Это давало ему серьёзное преимущество на фоне конкурентов. Машина оставалась выбором тех, кто хотел V8 под капотом, не разоряя себя. При этом технический потенциал был огромен: множество владельцев без проблем разгоняли его до 400+ л.с. при минимальных доработках.
Факты и особенности
Несмотря на общее снижение интереса к спорткарам в 90-х, Firebird оставался в строю до 2002 года, и немалую роль в этом сыграли специальные версии и внимание к тюнингу. Trans Am с пакетом WS6 стал легендой. Этот вариант получал не только перенастроенную подвеску и агрессивный обвес, но и увеличенную мощность двигателя до 325 л.с.
Кроме классической модификации Trans Am Firebird выпускался и в эксклюзивных лимитированных сериях. Одной из таких стал Firehawk, разработанный совместно с SLP Performance. Он отличался спортивным выхлопом, уникальными дисками, изменённой геометрией подвески и даже доработанным мотором. Firehawk был дороже, но и давал больше — 335 л.с.
Понтиак Фаерберд активно использовался в американских гоночных сериях — от Trans Am до IROC. Даже после окончания производства F-body использовалась в чемпионатах до середины 2000-х. Это говорит о прочности и потенциале конструкции.
Что касается сборки, Firebird производился в Калифорнии и Огайо. Это были заводы GM, на которых собирались также Camaro. Несмотря на общий спад качества американских машин в 90-х, Firebird мог похвастаться неплохим качеством и достаточно высоким уровнем надёжности.
Заключение
Pontiac Firebird — это целая эпоха, прожитая на дороге. За 35 лет на свет вышли сотни версий и десятки модификаций. Он был и классическим маслкаром с бешеным 7.5-литровым V8, и технологичным купе с компьютером под капотом. Firebird оставался верен своему стилю, но успевал меняться со временем. В эпоху, когда всё больше машин становились похожими, он до последнего держал марку. Его история завершилась в 2002 году.
Фото
Видео тест-драйв
Популярные статьи: