Найти в Дзене
Жизнь советского человека

В военной прокуратуре он увидел друга юности под конвоем, но не испугался поручиться за него. Что произошло потом?

В июне 1942 года военный прокурор Николай Михайлович Котляр получил назначение в 10 резервную армию, которая формировалась в Иваново. Командовал ею генерал-лейтенант Маркиан Михайлович Попов. С собой он сумел забрать шофёром рядового Ивана Влахова, с которым выходил из двух окружений, протопав от Смоленска до Москвы. Опыта у него было ещё не столь много, а тут его ставили во главе прокуратуры армии. И оставалась проблема – не укомплектован штат. Чтобы решить этот вопрос Николай Михайлович по телефону попросил принять его главного военного прокурора Владимира Ивановича Носова. Котляра вызвали в Москву. Носов интересовался разными вопросами формирования армии, а в конце приказал начальнику отдела кадров Рыжикову немедленно укомплектовать армейскую прокуратуру. Главный военный прокурор пообещал Котляру опытного заместителя, кадрового прокурора, у которого он сможет учиться практической работе. На следующий день Николай Михайлович получил в Главной военной прокуратуре список своих подчинён

В июне 1942 года военный прокурор Николай Михайлович Котляр получил назначение в 10 резервную армию, которая формировалась в Иваново. Командовал ею генерал-лейтенант Маркиан Михайлович Попов. С собой он сумел забрать шофёром рядового Ивана Влахова, с которым выходил из двух окружений, протопав от Смоленска до Москвы.

Носов Владимир Иванович - Главный военный прокурор в 1942 году
Носов Владимир Иванович - Главный военный прокурор в 1942 году

Опыта у него было ещё не столь много, а тут его ставили во главе прокуратуры армии. И оставалась проблема – не укомплектован штат. Чтобы решить этот вопрос Николай Михайлович по телефону попросил принять его главного военного прокурора Владимира Ивановича Носова. Котляра вызвали в Москву. Носов интересовался разными вопросами формирования армии, а в конце приказал начальнику отдела кадров Рыжикову немедленно укомплектовать армейскую прокуратуру.

Главный военный прокурор пообещал Котляру опытного заместителя, кадрового прокурора, у которого он сможет учиться практической работе. На следующий день Николай Михайлович получил в Главной военной прокуратуре список своих подчинённых и ободрённый шёл к выходу.

Впереди по коридору под конвоем вели мужчину, одетого в военную гимнастёрку без знаков различия и гражданские, сильно поношенные, брюки. Руки задержанного были за спиной. Шёл он с низко опущенной головой, сильно хромая. Его подвели к угловому кабинету. Один из конвоиров зашёл внутрь, второй приказал сесть задержанному на стул. Обросшее рыжей щетиной лицо кого-то напомнило Котляру. Неожиданно мужчина бросился к нему.

И тут Николай Михайлович узнал своего бывшего сокурсника. Они вместе учились в институте, аспирантуре, а потом военная судьба развела в разные стороны. Котляр только знал, что Марк Мороз успел стать кандидатом наук.

Меньшиковский дворец на Университетской набережной. В этом здании находился Юридический институт, когда там учились Котляр и Мороз
Меньшиковский дворец на Университетской набережной. В этом здании находился Юридический институт, когда там учились Котляр и Мороз

Обрадованный арестант кричал конвоиру, что это человек (показывая на Николая) знает его много лет. Красноармеец аккуратно усадил мужчину обратно на стул. Из кабинета на шум выскочил второй конвоир и какой-то военный юрист. Это оказался один из следователей по особо важным делам. Он поинтересовался – кто перед ним и попросил показать удостоверение. Потом спросил, откуда он знает арестованного?

Ничуть не пугаясь статуса Марка, Николай совершенно правдиво рассказал о том, что учился с этим человеком в Ленинграде в одном институте, потом в аспирантуре. Поскольку они долгое время дружили, Котляр бывал и у него дома, отлично знал родителей.

Следователь почитал данные на задержанного и сказал, что тот один вышел из глубокого и долгого окружения. Ещё и задержали его в расположении «катюш», и поздно ночью. Из документов сохранил только первую страничку партбилета, запрятанную в хлеб. Номер и фамилия читаемы. Но немцы уже не один раз пробовали так засылать в наши тылы разведчиков.

Котляр (в центре) с сослуживцами в конце войны
Котляр (в центре) с сослуживцами в конце войны

Котляр был потрясён, что его друга могли обвинить в предательстве. Он решительно сказал – поручится чем угодно, что Мороз до глубины души советский человек. И всё же следователь спросил, не могли ли его принудить? Николая не верил в то, что Марк мог предать Родину, и так и сказал.

Следователь слегка упрекнул Котляра, не слишком ли громкие слова он произносит? Николай не отступал, хотя в запальчивости сбавил. У него действительно не было никаких доказательств, что Мороз невиновен. Но невозможно совершенно не верить людям. А зная Марка несколько лет, он уверен – тот на измену не способен.

Следователь рассказал о ситуации. Мороз сидел под стражей уже больше месяца. Удалось найти людей, с которыми он изначально попал в окружение. Его показания подтверждаются. Но как же случилось, что он выбрался один? Сомневались также, Мороз ли это? Или с его документами немцы послали кого-то другого? С фронта вызвали двух человек, которые его знали. Но поскольку Котляр его знает много лет, теперь уже в этом нет необходимости.

Монумент «Военным прокурорам и следователям Великой Отечественной войны». Установлен на территории Главной военной прокуратуры РФ / Николай Михайлович Котляр
Монумент «Военным прокурорам и следователям Великой Отечественной войны». Установлен на территории Главной военной прокуратуры РФ / Николай Михайлович Котляр

Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните

Следователь допросил теперь Николая Михайловича под протокол и официально составил протокол опознания. После этого армейский прокурор вернулся к месту службы. Прошло несколько дней и с ним связались из отдела кадров Главной военной прокуратуры. Из Москвы поинтересовались, как он смотрит на то, что вакансию его старшего секретаря займёт товарищ Мороз? Котляр ответил, что лучшей кандидатуры не представляет. Он был рад, что спас репутацию старого друга. Кто знает – возможно и его жизнь.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.