Найти в Дзене
Записки Германа

Дорога к Никите Ефремову. 34

Олег Ефремов продолжается, или Моя вторая поездка в Валентиновку Как же это наивно: мечтать поставить спектакль о Ефремове. Если бы дело упиралось только в диплом о нём, зачем бы все стремления? МХАТ, Валентиновка, родня, коллеги и друзья Олега Николаевича – и ради диплома? Мечтать так сдержанно – не для меня. Диплом подарит Ефремова только научному миру, этой узкой полоске человечества. А как же мир остальной? Ефремов ведь был последним чистым, честным и наивным человеком после Станиславского, который нёс нам театр таким же чистым и честным. Талантливых актёров во все времена было так много, они вспыхивали и гасли, оставив шлейф славы, снова вспыхивали и снова гасли, порой целыми династиями. А Щепкин, Станиславский и Ефремов, по цепочке друг за другом, до сих пор больше остальных обжигают какую-то самую труднодоступную, тёмную и ранимую часть сердца. А всё так просто объясняется: они были самыми наивными деятелями театра, которым для себя лично от этого театра ничего не надо было! Он

Олег Ефремов продолжается, или Моя вторая поездка в Валентиновку

Как же это наивно: мечтать поставить спектакль о Ефремове. Если бы дело упиралось только в диплом о нём, зачем бы все стремления? МХАТ, Валентиновка, родня, коллеги и друзья Олега Николаевича – и ради диплома? Мечтать так сдержанно – не для меня.

Диплом подарит Ефремова только научному миру, этой узкой полоске человечества. А как же мир остальной? Ефремов ведь был последним чистым, честным и наивным человеком после Станиславского, который нёс нам театр таким же чистым и честным. Талантливых актёров во все времена было так много, они вспыхивали и гасли, оставив шлейф славы, снова вспыхивали и снова гасли, порой целыми династиями.

А Щепкин, Станиславский и Ефремов, по цепочке друг за другом, до сих пор больше остальных обжигают какую-то самую труднодоступную, тёмную и ранимую часть сердца. А всё так просто объясняется: они были самыми наивными деятелями театра, которым для себя лично от этого театра ничего не надо было! Они его строили, меняли, насыщали… Зачем они загоняли себя? Любой реалист скажет: кому нужен энтузиазм, не подкреплённый материально? Но чем был бы мир сейчас без их наивного огня?

Посмотрите на лицо Ефремова на многих-многих фотографиях: на вас смотрит ребёнок. «Искусство искусством, а кушать хочется», – он так никогда бы не сказал. Может, поэтому мне важно показать его именно таким. Важно пробудить в людях такую же наивность, которая единственная может снова и снова вести наше сердце только к лучшему. И не страшно, что меня опередят со спектаклем. Это как сочинение на заданную тему: все пишут с высоты своего полёта.

Я снова стояла перед Ефремовым и Станиславским на Новодевичьем со всеми этими мыслями 16 марта, прохаживаясь взад-вперёд по маленькому пространству между их могилами. И кто же преемник? Кто следующий в этой цепочке от Щепкина? Да, есть один товарищ, очень строптивый, упрямый в своей мнимой лени и вялотекущей жизни (Н.Е.). Из всей кино- и театральной кучи современности – он один. И что я могу сделать? Да ничего. Ждать. Может, проснётся к пенсии…

Поразительно, но на Новодевичьем, в тихом Вишнёвом саду – так называют сектор, где в соседях Ефремов и Станиславский, – я всегда чувствую неподобающую этому месту радость. Тебя мучают вопросы, ты смотришь то на одного, то на другого в поисках ответов, – и тут радость волной.

Закрываешь глаза – и ощущаешь только морозный воздух, дятел стучит, кто-то по снегу хрупает, птицы переговариваются: прямо начало фильма. А над тобой такое голубое небо, что даже странно подумать, что где-то вне Земли есть что-то прекраснее. А говорят, что есть…

Март 2018

Продолжение: https://dzen.ru/a/aESZFPT1UBqlmiqd?share_to=link

-2

#дорогакНикитеЕфремову #никитаЕфремов #чайсбарбарисом #олегЕфремов