Найти в Дзене
Clemence Taralevich

Заметки на полях по прочтении книги эмигранта Константина Штеппы (1896 - 1958) "Русские Историки и Советское Государство" (1962, США)

Меня всегда интересовали эмигранты второй волны из-за своего уникального жизненного опыта. Они могли успеть родиться в переломные российские 1910-е. Молодыми людьми они пережили сумасшедшие советские 1920-е годы, а затем суровые сталинские 1930-е. Годы ВОВ, они наблюдали со стороны проигравших аж два раза. В СССР они пережили разгром и последующую немецкую оккупацию, а через несколько лет они стали свидетелями разгрома Рейха и его оккупации западными союзниками. Оставшись в Германии, они могли наблюдать как выглядит быстрая смена общественного строя по-западному. Если они сумели укатить в США, то застали Америку в самые блаженные, богатые, чудесные годы для нее годы, которые вряд ли когда-то еще повторятся. Феномена, 1938, Павел Челищев. Мне кажется эта картина эмигрантского художника, ярко отражает противоречивый дух середины XX века. Таким образом, эмигранты второй волны оказались свидетелями невиданных перемен и контрастов в мировом масштабе. И в то же время, их жизнь технологически

Меня всегда интересовали эмигранты второй волны из-за своего уникального жизненного опыта. Они могли успеть родиться в переломные российские 1910-е. Молодыми людьми они пережили сумасшедшие советские 1920-е годы, а затем суровые сталинские 1930-е. Годы ВОВ, они наблюдали со стороны проигравших аж два раза. В СССР они пережили разгром и последующую немецкую оккупацию, а через несколько лет они стали свидетелями разгрома Рейха и его оккупации западными союзниками. Оставшись в Германии, они могли наблюдать как выглядит быстрая смена общественного строя по-западному. Если они сумели укатить в США, то застали Америку в самые блаженные, богатые, чудесные годы для нее годы, которые вряд ли когда-то еще повторятся.

Феномена, 1938, Павел Челищев. Мне кажется эта картина эмигрантского художника, ярко отражает противоречивый дух середины XX века.

Таким образом, эмигранты второй волны оказались свидетелями невиданных перемен и контрастов в мировом масштабе. И в то же время, их жизнь технологически не так сильно отличалась от нашей с вами. Они ездили на метро и машинах, слушали радио и читали газеты и журналы, ходили кино и на танцы, иногда летали на самолетах, следили за поп-звездами своего времени, спорили о коммунизме, либерализме, демократии, фашизме, феминизме, расизме, наркомании. Мир вокруг них быстро менялся благодаря технологическому прогрессу. В их зрелые годы (когда они уже были на Западе) появилось телевидение и шоу-бизнес в их нынешней форме. Они, кстати, в отличии от эмигрантов Третьей Волны, например любимого мною Лимонова, знали что такое большая война.

Каким образом эмигранты второй волны выживали в эти интересные времена при разных режимах — это совсем другой вопрос, и мы отдельно за скобки выносим вопросы морали, особенно если мы говорим конкретно про немецких коллаборантов.

В этой заметке я хочу вам познакомить с одним из таких товарищей — русско-украинским историком Константином Феодосьевичем Штеппой. Более 15 лет назад я впервые прочел его биографию в Википедии, и вот только сейчас мне довелось прочесть одну из его книг.

-2

Наш герой родился в семье православного священника русско-немецкого происхождения и дочери украинского помещика на Полтавщине в 1896 году. В первой половине 1910-х Константин Феодосьевич окончил Полтавскую духовную семинарию, а затем продолжил получать образование в Петроградском Университете, где он учился у видного русского историка античности и будущего эмигранта Михаила Ростовцева. В 1916 году он пошел служить в Русскую Императорскую Армию. Воевал, был ранен, и был награжден. Позже воевал на стороне Белой Армии на Юге России. После разгрома в Крыму, он удачно сумел подделать свои документы, и стать молодым советским историком в УССР в Нежинском Университете. В середине 1920-х он сотрудничал с украинском историком Михайлом Грушевским, который к тому моменту вернулся из эмиграции и сотрудничал с большевиками. C 1930-го года Штеппа стал заведовать кафедрой истории древнего мира и средних веков Киевского университета, где позднее он стал деканом исторического факультета. В Киеве он познакомился со своим будущим компаньоном во время оккупации — историком Александром Оглоблиным, в ту пору директора Киевского центрального архива древних актов. Оглоблин станет при немцах бургомистром Киева, а Штеппа — ректором Киевского Университета.

Киев на стыке 1920-х и 1930-х годов
Киев на стыке 1920-х и 1930-х годов

После того как немцы репрессировали в 1941 году первый состав редакции главной киевской газеты «Українське слово» за их излишний национализм и сепаратизм (да, это тот случай, когда Гестапо пришлось сказало украинцам “досить”!), редактором газеты возрожденной газеты “Нове українське слово” стал более умеренный Штеппа.

-4

Константин Феодосьевич избегал педалирования темы украинской незалежности, публиковал иногда статьи на русском языке, и старался избегать пропаганды разделяющей русских и украинцев. За это его невзлюбили украинские националисты, особенно из числа галичан. Они считали его "кацапом" и презирали за то, что тот в своей украинской речи, часто сбивался на суржик. После падения Киева в 1943 году, Штеппа уехал с женой и двумя детьми в Германию, где они получали немецкое гражданство на правах фольксдойче. Несмотря на то, что большую часть своих исторических работ в советский период Штеппа написал на украинском языке (бо украинизация!), как только у него появилась возможность, он вернулся к русскому языку. До падения Рейха, Константин Феодосьевич успел поредактировать журналы для остарбайтеров на русском языке, что тоже бесило украинцев. После окончания войны, находясь в Германии Константин Феодосьевич сотрудничал с русскими эмигрантами (в частности НТС), а в начале 1950-х он переедет в Штаты, где будет писать толстые книги про СССР по заказу западных фондов (т.е. аналитических центров/разведки). Одну из этих книг — «Русские историки и советское государство» я на днях прочел, и именно о ней я сегодня вам расскажу.

-5

Читать мне пришлось ее на английском, и я не знаю если она когда-либо выходила на русском. Штеппа не разочаровал. Подумываю над тем, а нету ли смысла ее перевести на русский язык.

О чем сказка сказывается?

«Русские историки и советское государство» — это попытка Константина Феодосьевича обрисовать эволюцию исторической науки в СССР с 1917 по 1954 год. Книга вышла в 1962 году, после смерти автора в 1958 году в Нью-Йорке.

Штеппа делит хронологию отношения советской власти к исторической науке на следующие периоды:

1917 — 1928: Cосуществование прежней исторической науки и новой марксистской идеологии, когда бывшим историкам РИ практически несильно мешали работать, ибо СССР был занят строительством своей исторической школы под предводительством Михаила Покровского.

1928 — 1934: Триумф “школы Покровского”, когда на историю любого периода было положено смотреть сугубо через линзы Марксизма, а все остальное и ненужное шло под нож.

1934 — 1941: Быстрое сворачивание школы догматического марксизма Покровского, и поворот к советскому имперскому патриотизму с вкраплениями русского национализма.

1941 — 1953: Творческий марксизм и Теория меньшего зла как инструменты советско-русской имперской политики.

На мой взгляд, самая интересная часть книги — это описание эволюции подхода советской власти к вопросам изучения и преподавания истории в межвоенном СССР и первой половине 1940-х годов. Константин Феодосьевич хорошо знает своей предмет, а некоторые действующие лица были и вовсе ему знакомы. Штеппа расписывает и то как развивалась советская историческая наука в послевоенное время, разбирая такие явления как борьбу с космополитами, борьбу против преклонения перед Западом, анти-американизм, ниспровержение культа личности, однако, так как Константин Феодосьевич уже не жил в СССР, да еще и писал по заказу западных товарищей, анализ этой эпохи у него вышел менее искренним, и довольно шаблонным. При всем уважении к Штеппе, согласитесь, что немного доставляет, когда вы читаете то, как бывший белогвардеец жалуется на засилье русского национализма в СССР, или же как бывший немецкий коллаборант льет крокодиловы слезы про антисемитизм в позднем сталинском СССР. Впрочем, душнит Константин Феодосьевич довольно умеренно и дозированно, поэтому в целом это не вызывает желания отбросить книгу, и повторюсь, что самый важный период – межвоенное время, Штеппа описывает, на мой взгляд, довольно честно и объективно.

Как оно было?

Согласно Штеппе дело было обстояло следующим образом. Когда большевики в 1917 году свергли Временное правительство, они были заняты установлением своей власти на территории бывшей Российской Империи и устранением конкурентов. На единовременный быстрый перекрой всей исторической науки на территории всего СССР у них не было ни сил, ни времени. Несмотря на драматические и кровавые события Октябрьской Революций, и последовавшей за ней Гражданской Войны, университеты бывшей Российской Империи продолжали функционировать. Как известно, они даже столкнулись с наплывом студентов эмансипированных сословий — евреев из Черты оседлости и рабочих & крестьян. Разумеется, драматические перемены не могли не отразиться на учебном процессе. Часть преподавательского состава пострадала во время репрессий ЧК. Кто-то из-за своего политического активизма. Другие попались под горячую руку из-за своего социального происхождения. Иные из них бежали за границу. Наконец, достаточно людей, особенно пожилых, погибли от последствий разгула бедности, голода, преступности, и разрухи в период “Военного Коммунизма”. Тем не менее значительная часть преподавательского состава уцелела, а с началом более спокойных НЭПовских времен, в страну даже стали возвращаться некоторые эмигранты, в том числе и историки — например тот же Грушевский или же сменовеховцы вроде историка-правоведа Юрия Ключникова.

В те ранние годы Советской России, учебники по истории и архивы библиотек высших и средних учебных заведений оставались прежними (т.е. дореволюционными), как и привычки и взгляды преподавателей. Задумайтесь, а каким же им еще было быть? Конечно, “старорежимные” преподаватели и профессора понимали, что за “базаром надо следить” — иначе есть риск попасть в места не столь отдаленные. Однако в целом, в самые первые годы Советской России студенты успевали получить высшее образование в практически дореволюционном качестве без сильного налета идеологии. В некоторых отношениях, преподавательский состав получил даже более серьезную творческую свободу чем во времена Российской Империи, ибо до них не было никому дела. Увы, компенсировалось это бедностью и разрухой. Вероятно, тут можно провести некоторые параллели с 1990-ми годами, когда по инерции первые годы после 1991 года уровень постсоветских ВУЗов оставался на приличном уровне из-за того, что прежние преподаватели старой школы оставались на месте. Разумеется, играл роль и тот факт, что и студенты в обоих случаях тоже воспитывались в прежней эпохе и с прежними привычками.

-6

Однако, энергичная Советская Власть с самого начала пристально занялась вопросами просвещения. Тот факт, что советские комиссары поначалу не влезали со своей идеологией в содержание всех курсов и лекций, объяснялся лишь тем, что у них не хватало на все рук. За реформу просвещения взялся Михаил Николаевич Покровский. Разночинец, выпускник МГУ, в юности либерал, а позже радикальный левак-интернационалист. Представитель Ленинской гвардии, который просидел в эмиграции в Париже с 1908 по 1917 год. Очень понятный сегодня типаж, причем скорее даже на Западе, чем в России. Книга Штеппы написана спокойным аналитическим языком, но даже из нее ясно какую же мерзкую гадину представлял из себя товарищ Покровский. Кого-кого, а именно его будет адекватно назвать вредителем.

-7

C 1918 по 1932 год, будучи заместителем министра народного просвещения, Покровский занимался реформой высшего и среднего образования, сделав его бесплатным, отменив дипломы и ученые степени, раздав невиданные полномочия студентам, и запретив его получать категориям “бывших людей”. В начале 1920-х Покровский и вовсе сменил факультеты и кафедры истории сменил на факультеты и кафедры “общественных наук” (англ. social studies). Однако, как упомянуто выше, в виду инерции, разнести все дореволюционное образование сразу после прихода к власти Покровский и его шайка не могли. Все это время Михаил Николаевич и его сподвижники выращивали так называемую красную профессуру — то есть тех, кто в будущем должен сменить дореволюционный университетский персонал. Эти самые люди параллельно создавали свой корпус учебной литературы. К 1928 году Покровский окреп и решил пойти полномасштабным наступлением со своими птенцами на недобитую классическую историческую науку бывшей Российской Империи. Отнюдь неслучайным является совпадение этого события с синхронно идущими политическими переменами в стране — отменой НЭПа и началом полемики в партии о будущем СССР между Сталиным и Троцким & оппозицией. Эволюция советской исторической науки находится в прямой зависимости от эволюции власти в СССР.

-8

Товарищ Покровский был разрушителем с большой буквы, суть работы которого заключалась в деконструкции всего, что попадалось ему под руку. Как и Троцкому, ему было плевать на Россию, а главной целью для него являлась Мировая Революция. Как известно, альтернативой этой позиции было “построение социализма в отдельно взятой стране”. Орудием Михаила Николаевича был догматический марксизм, однако куда более важно это то, что он ненавидел — “национализм” (главным образом русский), “шовинизм” (главным образом русский), роль личности в истории. Таким образом под гильотину Покровского и его сотоварищей пошли: история России, начиная с древних времен; история присоединения других народов и территорий к России; история древности и средних веков; история западных стран…..Все эти монументальные и крайне важные темы Покровский разбивал в пух и прах своим догматизмом — полемикой на основе учений и цитат из Маркса, Энгельса, Ленина. Конечно, возможно сказать что вся эта троица была гениями, но корпус трудов и даже всех марксистов вместе взятых не может тягаться со всеми накопленными знаниями прошлого. В итоге, вся человеческая история по Покровскому сводилась к войне классов, а Россия и русские всегда представлялись в ней либо недочеловеками, либо просто эксплуататорами. Все, что не вписывалось в концепцию классовой войны считалось ненужным и для изучения. Хуже того, непропорционально огромное внимание стало уделяться нишевым темам вроде восстаний рабов в древности или крестьянских бунтов в Средние Века. Подобные события представлялись важными событиями, которые несли прогресс с точки зрения мировой истории, хотя ранее считалось это не более чем разрозненные единичные случаи. Ненависть к культу личности же означала, что абсолютно незачем изучать биографии монархов, военачальников, писателей, философов, да и вообще кого угодно, если конечно речь не шла про лидера какого-нибудь восстания рабов.

-9

К 1928 году Покровский имел в своем арсенале достаточно новых кадров, достаточно “правильной” литературы, и он мог позволить себе избавляться от всего “ненужного”. Так, изучение и преподавание “ненужных” с точки зрения марксизма тем отвергалось. По истории России и русского народа топтались как никогда, и особенно с точки зрения истории остальных народов России, которых учили тому, что русские были кровавыми колонизаторами-покорителями, а их герои-бунтари вроде Шамиля и Салавата Юлаева были положительными героями. Несогласные в лучшем случае изгонялись с работы, а в худшем они шли в ГУЛАГ (как например можете почитать об “Академическом деле” 1930 года).

-10

Я думаю многие из вас согласятся, что сегодня представить подобный погром науки несложно. Уже несколько последних десятилетий в несколько более умеренной форме на Западе занимаются тем же самым самоедским историческим ревизионизмом: представляя историю собственных стран и народов как историю угнетателей, попутно отменяя преподавателей и студентов, которые с этим не согласны; уничтожая статуи прежних великих людей, раздувая и создавая новых героев из рабочих и крестьян меньшинств и женщин; с пеной у рта доказывая, что еще в древней Европе жили негры. К примеру, национальная история сегодня в Англии, как и во времена Покровского, более не преподается в школах — вместо нее ученикам втюхивают пресную мировую историю, и конечно же те самые “social studies”. Собственно подобную культурную политику некоторые и называют “cultural Marxism” — т.е. “Культурным Марксизмом”.

По иронии, несмотря на близость в вопросах идеологии, политически Михаил Николаевич был противником Троцкого и его оппозиции. Считается, что именно поэтому Сталин его не трогал до самой смерти Покровского в 1932 году. По инерции прежний безумный исторический курс будет продолжаться еще пару лет. В это же самое время, как известно, к власти в Германии приходят нацисты, и вскоре становится ясно, что это всерьез, и никакие германские коммунисты не повернут это вспять. Большинство государств Восточной Европы — то есть соседей СССР, к тому моменту уже возглавляются националистами. Сама жизнь заставляет большевиков, а стало быть и самого товарища Сталина, сменить пластинку. Империя, которой предстоит воевать с другой империей не может ставить палки себе же в колеса, поощряя пещерные антирусские национализмы у себя на окраинах (а стало быть и сепаратизм), и антирусскую культурную политику в самой РСФСР. Государство, которое собирается воевать с серьезным противником не может себе позволить относится к истории в стиле онлайн энциклопедии Lurkmore. Кто будет защищать такое государство?

-11

Как известно после 1934 года в СССР лихо меняется политический курс. Политика коренизации (в том числе украинизации) смягчается. Прошлое России и русского народа реабилитируется. Русский народ отделяется от русской монархии, и равноправно причисляется к остальным освобожденным Октябрьской Революцией народам России. Присоединение народов СССР к России в каждом отдельном случае интерпретируется как меньшее зло по сравнению с тем, если бы Россия бы не вмешалась. С этим сложно поспорить :) Ну разве грузинам и армянам лучше жилось бы при Османах чем с Россией? Или же украинцам и белорусам в шляхетской Речи Посполитой нежели чем в России? Повсеместно отбрасывается догматически-марксистский взгляд на историю. Книги буржуазных авторов и нормальное отношение к личности в истории тоже реабилитируются. Ну а самое главное — кадры Покровского изгоняются из науки и подвергаются репрессиям, а старые кадры возвращаются на свои места, иногда прямиком из ГУЛАГа!

Давайте остановимся на их именах, ибо люди и их творчество заслуживают внимания. Большинство из этих людей были признанными учеными еще в имперское время. Значительная часть из них исповедовали нормальные патриотические взгляды. Конечно, им пришлось подстраиваться под новые времена и идеологию — куда без этого, но зато они были настоящими специалистами и любили свое дело.

Евгений Викторович Тарле (место работы: МГУ) — крупнейший специалист по европейской истории, широко известный не только среди отечественных, но и среди зарубежных ученых. Автор около 600 работ, охватывающих период от Средних веков до начала ХХ в. Кстати про него была недавно статья на сайте Vatnikstan.ru, где я иногда публикуюсь.

Борис Дмитриевич Греков (место работы: СПБГУ) — видный специалист по русской истории, и оппонент концепции М. С. Грушевского, согласно которой только современная Украина является преемницей Киевской Руси и вправе претендовать на её наследие. Основатель кафедры русской истории историко-филологического факультета Пермского университета и заведующий ею (1916—1918). Директор Института истории в Ленинграде (с 1936) и в Москве (с 1938). С 1943 по 1947 год по совместительству — директор Института истории материальной культуры, а с 1947 по 1951 год — директор Института славяноведения. В 1946—1953 годах — академик-секретарь Отделения истории и философии АН СССР.

Юрий Владимирович Готье (место работы: МГУ) — крупнейший специалист по русской истории. Заведующий научно-библиографическим отделом Библиотеки имени Ленина, в 1928—1929 гг. — заместитель директора библиотеки по научной части.

Сергей Владимирович Бахрушин (место работы: МГУ) — крупнейший специалист по русской истории. С 1936 года работал также в Институте истории АН СССР, с 1942 зав. сектором истории СССР до XIX в. Был редактором и соавтором коллективных трудов «История Москвы» (т. 1—2, 1952, 1953), «Очерки истории СССР» (1953), участвовал в написании «Истории дипломатии» (Сталинская премия, 1941), учебников по истории СССР для высшей школы.

Владимир Иванович Пичета (место работы: МГУ и БГУ) — крупнейший специалист по истории России, Польши, Белоруссии, Украины, и Литвы. Первый ректор Белорусского государственного университета (июль 1921 — октябрь 1929). В 1939 году по его инициативе были организованы сектор славяноведения Института истории АН СССР и кафедра истории южных и западных славян МГУ. С именем Пичеты связано становление белорусской советской исторической науки. Темы его исследований включали вопросы этногенеза белорусского народа, историю белорусских городов, археологию и краеведение, историю белорусского языка и литературы.

Штеппу, который сидел в лагерях с 1938 по 1939 год сложно назвать сталинистом, однако читая его текст, написанным нейтральным академическим языком, сложно не отказать себе в симпатии к культурно-исторической политике Сталина.

Ниже я привожу цитату из статьи с сайта КПРФ с примерами этого культурного разворота:

В конце 1930-х на экранах появляется ряд фильмов о русских царях, императорах, полководцах и национальных героях – «Петр Первый», «Александр Невский», «Суворов». Наивысшей точки «русификация советского марксизма» достигает в первые годы войны, когда сам Сталин говорит о войне как об отечественной, продолжающей традиции борьбы русских и славян с западными интервентами, когда складывается официальный вариант советского русского патриотизма, который знаком представителям среднего и старшего поколений со школьной скамьи.
Тогда же, во второй половине 30-х, начинается сворачивание антирелигиозной кампании. Перепись 1937 года показала, что 55 миллионов граждан СССР из 98 миллионов назвали себя верующими. Сталин реагирует мгновенно (его способность прислушиваться к реакции масс показала еще коллективизация). Темпы антирелигиозной кампании снижаются, в печати начинают звучать новые нотки. В том же 1937-м, в преддверии 950-летия Крещения Руси, центральный журнал «Историк-марксист» печатает статью историка Бахрушина… с положительной оценкой Крещения Руси! В следующем, 1938 году схожая статья выходит… в №5 журнала «Безбожник». Такое, конечно, не могло произойти без рекомендации с самого верха. Тем более что всем известно: еще в 1936 году Политбюро по указанию самого Сталина запретило оперу «Богатыри» по либретто Демьяна Бедного за «антиисторическое и издевательское изображение Крещения Руси, являвшегося в действительности положительным этапом в истории русского народа…». А в личном письме Сталин назвал взгляды Бедного «клеветой на наш народ».

Однако, увы, Иосиф Виссарионович оставался коммунистом и менять строй он не был намерен. Полностью уйти от марксизма ВКП(б) позволить себе не могли — иначе терялась их легитимность и базис их власти, и тем самым полностью изжить догматический подход к истории тоже было нельзя. Также, несмотря на все чистки, в партии по-прежнему оставались бывшие ученики Покровского и сторонника Троцкого, и вы можете себе представить с каким ужасом они наблюдали возрождение фактически русского имперского национализма уже при поддержке самой ВКП(б).

-12

Можно сказать, что именно в те годы зародилась идеология современного российского красно-коричневого патриотического движения, да и в целом сегодняшний политический дискурс. Сегодняшние “российские либералы” и националисты из постсоветских республик (исключая Прибалтику и частично Украину, чья историческая традиция имеет более глубокие корни), и “наши уважаемые западные партнеры” по сути черпают свою идеологию и отношение к России и русским из наработок, а иногда даже учебников школы Михаила Николаевича Покровского. Именно из-за его замечательной работы всего-то то на протяжении 15 лет, начиная с 1920-х годов каждый украинец, чеченец, узбек, или сегодняшний российский либерал может достать российский учебник, где черным по белому написано, что русский это забитый недочеловек, который отнял у остальных их родную землю и изгадил ее, свою испокон веков не может нормально развить, и поэтому вынужден звать править собою варягов, немцев, евреев, или НАТО с ЕС. Несмотря на то, что художества Покровского были громогласно обличены вскоре после его смерти, а все его творчество предано забвению, у него сразу же появился ореол оболганного правдоруба — в частности к его наследию апеллировал известный представитель нашей левой интеллигенции Борис Кагарлицкий. По сути, политику Покровского продолжает сегодняшняя “российская оппозиция”, выступающая за “деколонизацию” и расчленение России под теми или иными благородными предлогами. Приди они к власти, им даже не придется выдумывать велосипед — учебники по истории России и антирусской идеологии уже написаны Михаилом Николаевичем, их просто придется дополнить историей последних ста лет, которую можно переписать у украинских товарищей.

Культурный разворот Сталина на 180 градусов выглядит весьма фантастическим, однако, то что такое в жизни бывает, сейчас подтверждает нам тот же Запад. Прямо на наших глазах, они аккуратно сворачивают свою веселенькую радужную идеологию. Все чаще встречается реклама службы в Армии, в которой почему-то фигурируют одни белые парни, а не традиционные для западного маркетинга межрасовые пары. Вполне возможно, что скоро перестанут педалировать еще один постулат — веру в “глобальное потепление”. Однако, как показывает нам пример СССР, сегодняшний Запад, как и Сталин в свое время, вряд ли смогут полностью отказаться от своей идеологии — иначе они остануться без штанов, то есть своей легитимности. Ведь, если ты выращиваешь в народе имперский русский национализм, то зачем тогда нужная партия коммунистов, защита меньшинств, какие-то нацреспублики, и запрет на капитализм? То же самое касается Европы и США — если они собрались строить свой милитаризированный 4-й Рейх, который будет воевать с Россией, Китаем, и мусульманами, то зачем вам у власти либеральные демократы со своей дайверсити и прочей чепухой? В итоге, даже во времена сталинского прагматизма, тех, кто совсем уж выбивался из строя и противоречил маркскизму, могли подвергнуть остракизму — дабы те не зарывались и не забывали, кто у власти. Демократия — это власть демократов. Коммунизм — это власть коммунистов.

Честно говоря, я мог бы и дальше растекаться мыслью по древу, расписывая каким беспощадным был прагматический идеологический разворот Сталина в 1930-е годы, или каким удивительным было сосуществования профессоров старой школы в начале 1920-х, или какими маразматическими были реформы Покровского в системе советского образования, однако Константин Феодосьевич сделал это куда лучше меня в своей книге. Ежели вы владеете английским языком, то вы можете прочесть книгу на сайте archive.ph (требуется регистрация). Если вы живете за границей, и увлекаетесь историей России XX века — я рекомендую вам купить эту книгу. Если же вы не владеете английским языком и живете в России, то хочу вас обнадежить — я всерьез раздумываю сделать ее перевод. Могу похвастаться вам, что одно такое раздумье год назад буквально пару дней назад реализовалось — в издательстве Тотенбург вышла книга, которую я перевел.

-13

Дочь Константина Феодосьевича — Аглая, тоже уехала с отцом в Штаты, и оставила после себя книгу воспоминаний. Биография ее родного брата Эрика вышла более тернистой. Его призвали в Вермахт, он был пленен на восточном фронте, попал в советские лагеря, был освобожден лишь в 1960-е, и как бывший советский гражданин остался жить в СССР до конца 1980-х годов. Лишь в начале 1990-х он переедет жить в Германию, и сумеет встретиться со своей сестрой. Более подробно о семье Штеппы вы можете бесплатно почитать книгу “История одной Семьи” (2003) — сборник автобиографических материалов Константина, Аглаи, и Эрика.

Спасибо!

Клемент Таралевич,

Июнь 2025, Лондон.