О Сергее Аполлинариевиче Герасимове — режиссере и педагоге, имя которого носит первая киношкола мира ВГИК, — на сегодняшний день написано немало книг и статей. Однако как постановщик-новатор, разработчик романной формы в кино, специалист по экранизации Герасимов не исследован. В фокусе авторов новой монографии, историков кино, сотрудников ВГИКа Нины Спутницкой и Максима Казючица — первый период самостоятельной режиссерскойдеятельности Герасимова, который охватывает его работу в Ленинграде, становление в Москве и заканчивается на исходе сложного периода отечественной кинокультуры — малокартинья. Архивные источники вводятся авторами в оборот впервые: среди них материалы по сценариям и фильмам «Люблю ли я тебя?» (1934), «Учитель» (1940), «Александр Пушкин» (1949). Центральное место в монографии занимает подробный анализ поэтики и истории производства центрального для Герасимова-педагога фильма «Молодая гвардия» и нереализованного «Александра Пушкина», который раскрывает особенности иск