Найти в Дзене

哈尔滨站 – о Харбинском вокзале и русской церкви

Продолжение (начало - здесь) Опять будет много фото и все не мои - в основном, исторические, раздобыты путем поисков в открытых источниках Интернета (в том числе и китайского сегмента). История Харбинского вокзала – типичный пример истории всего русского наследия в Северном Китае, так или иначе связанного с КВЖД. Построенный в 1899 году, вокзал изначально назывался аналогично протекавшей неподалеку реке – 松花江 sōnghuājiāng, Сунгари (приток Амура). Но уже через несколько лет было принято решение переименовать вокзал в Харбинский – 哈尔滨站 Hā'ěrbīn Zhàn. Собственно, и правильно: вокзал изначально строился на удалении от реки - подальше от паводков и нападавших частенько именно с реки хунхузов. При вокзале возник и поселок – Даоли (道里). Перевести название поселка можно как "Путевой" или "Путейский". Но русские стали называть быстро растущий поселок Пристанью, поскольку спускался он к поречной низине, туда, где швартовались прибывавшие по реке суда. Под этим названием поселок стал центральным

Продолжение (начало - здесь)

Опять будет много фото и все не мои - в основном, исторические, раздобыты путем поисков в открытых источниках Интернета (в том числе и китайского сегмента).

История Харбинского вокзала – типичный пример истории всего русского наследия в Северном Китае, так или иначе связанного с КВЖД. Построенный в 1899 году, вокзал изначально назывался аналогично протекавшей неподалеку реке – 松花江 sōnghuājiāng, Сунгари (приток Амура). Но уже через несколько лет было принято решение переименовать вокзал в Харбинский – 哈尔滨站 Hā'ěrbīn Zhàn. Собственно, и правильно: вокзал изначально строился на удалении от реки - подальше от паводков и нападавших частенько именно с реки хунхузов. При вокзале возник и поселок – Даоли (道里). Перевести название поселка можно как "Путевой" или "Путейский". Но русские стали называть быстро растущий поселок Пристанью, поскольку спускался он к поречной низине, туда, где швартовались прибывавшие по реке суда. Под этим названием поселок стал центральным районом быстро растущего города Харбина. А за станцией вскоре вырос район Новый Город или просто Новый. Китайское название Нового района - Наньган (南岗区nángàng qū). Два района соединял мост через пути.

Вокзал в разные годы. Листайте галерею:

И виды с других ракурсов:

Вокзал на плане Харбина выделен красным кружком:

-3
-4
Мост, соединяющий Пристань и Новый город
Мост, соединяющий Пристань и Новый город
Вокзальный проспект. Вид с моста на фасад вокзала.
Вокзальный проспект. Вид с моста на фасад вокзала.
Со временем по мосту были проложены рельсы, побежали трамваи (а не только рысаки)
Со временем по мосту были проложены рельсы, побежали трамваи (а не только рысаки)
На этой схеме хорошо видно райны - Пристань и Новый город, разделенные железной дорогой
На этой схеме хорошо видно райны - Пристань и Новый город, разделенные железной дорогой
Приход поезда на станцию Харбин
Приход поезда на станцию Харбин

Несколько фото района Пристань, листайте галерею:

Вид на торговые ряды. Справа на заднем плане - Софийский собор
Вид на торговые ряды. Справа на заднем плане - Софийский собор

И Новый город:

-12

А это современный вид главного харбинского вокзала:

-13

Похож? Ну да, Федот, да не тот. Старый вокзал ушел в историю еще в далеком 1959 году, когда китайцы решили функционально его улучшить, перестроить, расширить. Собственно, вокзал реконструировали много раз: в 1960, 1972, 1989 и 2002 годах. И дореконструировались вот до такого безобразия:

Вокзал в 2010 году
Вокзал в 2010 году

Серая коробка город не слишком украсила. Тогда китайцы вспомнили, что у них ведь бренд города - русский облик, и решили вернуться к прежнему вокзалу. И воссоздали, но несколько... в ином масштабе и пропорциях. Оно и понятно - старый вокзал по нынешним временам и сотую часть пассажиров не вместил бы уже.

-15

Как на ваш взгляд, похожи?

-16

Старый Харбинский вокзал был обращён фасадом к Новому городу. Новый вокзал имеет два фасада, и тот, что поменьше обращен к Пристани и Северной площади, где с краю видна восстановленная Иверская церковь.

В традициях формата "было - стало":

-17

Конечно, спасибо китайским товарищам, что не до конца уничтожили, сохранили и даже восстановили, как могли. Китайские реставраторы очень гордятся своей работой. Теперь в Харбине русскую церковь торжественно показывают туристам: церковь стоит у вокзала, прекрасный ресурс для прибывающий в Харбин китайских туристов. Выходят из поезда - и тут такая конфетка, прекрасный фон для селфи. А вот религиозный объект в туристическом центре городским властям не особо нужен.

Апсида храма Иверской иконы Божией Матери, Харбин.
Апсида храма Иверской иконы Божией Матери, Харбин.

А раньше было вот так, в васнецовском стиле. Что ж, прошлое остается в прошлом...

Всем удачи!