В истории народов очень мало примеров, чтобы представительницы слабого пола занимались ратным делом. Если не считать мифических амазонок, общеизвестной женщиной-воином, пожалуй, является лишь француженка Жанна д’Арк. Можно вспомнить ещё эллинку Артемисию, британку Боудикку, пиратку Жанну де Бельвиль, героиню антитурецкого восстания в Греции Бубулину, хотя эти имена мало знакомы современному человеку.
Беларусь также может гордиться своими дочерями, прославившимися на полях сражений. Наиболее яркая личность из них – Анастасия Слуцкая. Она не только лично мужественно сражалась в бою, но и успешно командовала войсками при ведении боевых действий.
Татарские наезды
Начало XVI века ознаменовалось для Беларуси частыми грабительскими вторжениями крымских татар.
Первый раз они проникли сюда в 1497 году, сожгли и опустошили Мозырьщину, и затем практически ежегодно отряды хищников-крымчаков, численностью от нескольких сотен до двадцати – тридцати тысяч всадников, пройдя и по пути разграбив Украину, вторгались на белорусские земли. Объектом их нападения были в основном города, местечки и сёла Полесья, но грабители проникали и глубже, в самое сердце Беларуси, доходили до Минска, Новогрудка, Лиды, Могилёва и даже грабили окрестности Вильно. Главными целями этих молниеносных вторжений были грабёж ценностей и захват пленных для их дальнейшей перепродажи на невольничьих рынках в Крыму. Сколько несчастных было оторвано от родных краёв, угнано на чужбину и затем продано в рабство на Восток! Большинство из них так никогда и не увидело своих родственников, любимых и друзей, сложив головы на чужбине.
В наши дни даже трудно представить, как могли такие большие по численности войска противника беспрепятственно преодолеть свыше тысячи километров по территории государства, в течение нескольких месяцев жечь города и деревни, убивать мирных обывателей, а затем с большим пленом безнаказанно возвращаться в своё логово. И таким нападениям подвергалось не только Великое княжество Литовское, но и соседние Польша, Московия, Молдова и Валахия.
Эти набеги осуществлялись летом; главные силы татар доходили до какого-то определённого места, где располагались лагерем-кошем, и оттуда в разные стороны рассыпались мелкие отряды всадников, сжигая деревни и сёла, захватывая пленных и скот, грабя население. Если внезапным набегом удавалось захватить города, они подвергались разграблению и пожарам; если жители укрывались в замках и крепостях, татары не тратили время на длительную осаду и уходили, удовлетворившись выкупом и опустошив окрестности.
Но не следует думать, что крымчаки не получали отпора. Вовсе нет! Белорусская история начала XVI столетия богата на громкие победы, одержанные над захватчиками. Города и замки мужественно оборонялись, прославленные полководцы Константин Острожский, Михаил Глинский и другие, менее известные, громили татарские загоны и освобождали от плена и рабства своих соотечественников, а также ляхов, украинцев, московитов, мадьяр, совершали ответные походы вглубь Степи, доходя до татарских и турецких крепостей на берегах Чёрного моря, где вместе с казаками уничтожали невольничьи рынки на его берегах.
Начало боевого пути
Одной из героинь этого сурового времени и была жена слуцкого князя Семёна Олельковича – Анастасия (1473–1524). Она родилась в Мстиславле на Могилёвщине и была дочерью местного князя Ивана.
Супруги имели троих детей: сына Юрия и дочерей Татьяну и Александру. Кстати, Александра стала второй женой прославленного полководца Константина Ивановича Острожского и матерью Константина Константиновича Острожского, того самого, кто основал одну из первых типографий в Великом княжестве Литовском, где трудился знаменитый первопечатник Иван Фёдоров.
Начиная с 1502 года, князь Семён не пропускал ни одного столкновения с крымскими татарами: уничтожал их загоны, руководил обороной слуцкого замка, освобождал пленных. А летом 1503 года, когда он был в отъезде, защищать Слуцк от 3 000 грабителей пришлось его жене. Тогда она впервые надела поверх женского платья кольчугу и вывела из ворот замка конный отряд воинов. При этом Анастасия Слуцкая была беременна!
Татары не выдержали ожесточённого боя, откатились от крепостных стен и обратились в бегство. За Припятью они были вторично атакованы подоспевшим войском князя Семёна, усиленным отрядами других литвинских шляхтичей, и полностью уничтожены.
Можно представить, какое волнение и радость испытывали князь и княгиня, встретившись в Слуцке после разгрома татарских захватчиков, какую гордость чувствовал Семён, обнимая жену!
К сожалению, их союз и семейное счастье вскоре неожиданно оборвались: крымские татары принесли на Беларусь не только пожары, убийства, грабежи и плен, но и чуму. Семён Олелькович заразился ею, тяжело заболел и умер. Анастасия осталась вдовой и, поскольку их сыну Юрию едва исполнилось 12 лет, взяла на себя управление княжеством.
Отношения с Глинским
В июле 1506 года ей пришлось взяться за оружие для отражения нападения двадцатитысячного войска крымских татар под предводительством сыновей хана – братьев Баты и Бурнаш Гиреев. Крымчаки обложили город и несколько дней его ожесточённо штурмовали. Анастасия Слуцкая, закованная в доспехи, лично руководила обороной. Под её командованием случаки успешно отразили все атаки противника, и татары, так ничего и не добившись, сняли осаду и ушли к Клецку, где 6 августа были наголову разбиты князем Михаилом Глинским в знаменитой битве на реке Лань.
Этот победитель татар не оставил своим вниманием и Анастасию Слуцкую. Трудно сказать, чем он руководствовался: любовью или хитрым расчётом, стремясь в лице популярной воительницы приобрести союзника в своём мятеже против великого князя Литовского, – но, как бы там ни было, Глинский прислал сватов в Слуцк. Некогда предки Анастасии Ивановны были киевскими князьями, а Глинский идейной основой своего движения пытался сделать возрождение Руси со столицей в древнем Киеве, – может быть, поэтому понадобился ему брак с наследницей соответствующего титула. Но Анастасия, верная памяти мужа и, не пожелав принять участие в мятеже, ответила решительным отказом.
Это вызвало гнев Глинского. Его войска 12 июня 1508 года подступили к Слуцку и осадили город. Анастасия вновь выступила на его защиту, только на этот раз уже не против крымских татар, а своих соотечественников, поднявших знамя восстания. Под её руководством гарнизон и жители Слуцка успешно отразили два приступа мятежников и сами провели смелую вылазку. Глинский был вынужден снять осаду и увести свои войска.
В том же году недалеко от Слуцка Анастасия разбила ещё один небольшой отряд крымских татар, которые, желая воспользоваться мятежом в Литве, пришли грабить её города и местечки.
Развитие Слуцка
Слуцкая княгиня не только с оружием в руках защищала свою землю от захватчиков. Прекрасно понимая, как много значат укрепления города в его защите, и неоднократно убедившись в этом на личном опыте, в перерывах между отражениями вражеских нападений она очень много внимания уделяла восстановлению повреждённых многочисленными штурмами и осадами стен и валов и возведению новых башен. Результатом этой неустанной заботы об усилении обороноспособности города было то, что за всё время её княжения Слуцк так и не был ни разу взят захватчиками, а отражать набеги крымских татар, напоминаем вам, нашим предкам в то время приходилось ежегодно!
Трудами Анастасии Слуцкой в городе была проведена перепланировка, в основе своей сохранившаяся по сегодняшний день, шло переустройство церквей и зданий. Своеобразным памятником слуцким князьям и воинам, защищавшим родину от татарских нападений, стал новый каменный Троицкий храм, возведённый в одноимённом монастыре вместо прежней деревянной церкви. Есть сведения, что в нём возле алтаря некогда находились иконописные изображения князя Семёна и его жены Анастасии. Вот, жаль только, что до нашего времени они не сохранились, – в советские времена Слуцкий Свято-Троицкий монастырь был закрыт и разрушен, а ценности передали в различные музеи.
Анастасия Слуцкая после возмужания сына Юрия передала ему управление княжеством, но, конечно же, оставалась его надёжной помощницей до самой своей смерти. В 1522 году она выдала замуж дочь Александру за гетмана Константина Острожского.
Умерла Анастасия Слуцкая через пару лет после женитьбы дочери, в 1524 году в возрасте 51 года и, скорее всего, была похоронена вместе со своим мужем в Слуцком Свято-Троицком монастыре. Её могила не сохранилась.
В памяти беларусов и, в первую очередь, жителей Случчины навсегда сохранился этот яркий образ смелой защитницы родного края от нападений жадных до чужого захватчиков.
Если Вам понравился этот материал и наша работа, ставьте лайки, пишите свои комментарии и подписывайтесь на наш канал – это способствует его продвижению!