Всем привет, друзья!
Он родился в донецкой глубинке — в селе Озеряновка, в простой крестьянской семье. Был 1918 год. Украина тогда только начинала приходить в себя после бурь революции и гражданской войны. Григорий Бойко рос обычным деревенским мальчишкой — работал, помогал родным, мечтал. Школу закончил не до конца, а вот руки у него были золотые: устроился слесарем на машиностроительный завод имени Кирова в Горловке. И, как многие парни его поколения, записался в аэроклуб.
Там всё и началось. Он буквально врос в небо, словно нашёл своё настоящее место. Упорство, сила характера, тяга к новому — всё это привело его в 1938 году в Ворошиловградскую школу военных лётчиков. Учёбу он завершил успешно. И уже тогда его распределили в западные районы Украины — граница была рядом, обстановка напряжённая.
А потом — война. Лето 1941-го. С первых дней Бойко оказался в эпицентре боёв. Летал, бомбил, возвращался — и снова в небо. Командир звена 514-го отдельного пикирующего бомбардировочного полка Северо-Западного фронта, старший лейтенант, он не знал покоя. Всего за пару месяцев боёв — 38 вылетов! За такую активность и точность он был удостоен ордена Красного Знамени.
А дальше — ещё выше. В феврале 1942 года его представили к присвоению звания Героя Советского Союза. Причина? Успешные разведывательные вылеты: не просто отметил позиции врага, но и немедленно атаковал, уничтожив обозы, артиллерию и пехоту. Радиограммы с точными координатами, молниеносные удары, точные попадания — таков был его стиль. Но в этот раз его наградили вторым орденом Красного Знамени.
Командир полка, майор Котнов, не скупился на слова: «Он — волевой и настойчивый. Управляет Пе-2 в совершенстве, летает при любой погоде. Умеет принимать решения, грамотно действует в бою. Его уважают и ценят в полку».
Зимние месяцы не стали передышкой. В феврале 1942-го Бойко совершил более двух десятков боевых вылетов. Разведка, штурмы, атаки — противник лишался техники, вагонов, живой силы. Даже когда над ним с визгом рвались зенитные снаряды, когда машина возвращалась с пробитыми плоскостями и подбитым шасси — он продолжал сражаться. Весь секрет был в его исключительном пилотском мастерстве и в умении чувствовать машину.
Летом сражения вспыхнули с новой яростью. Порой приходилось взлетать по три-четыре раза в день — только заправишься, и снова вверх. Работа без сна, без пауз. Советские лётчики держались из последних сил. И в этот страшный круговорот был втянут и Григорий. 7 июня 1942 года он не вернулся с боевого задания.
Он успел сделать 158 боевых вылетов. За этим сухим числом — брошенные на врага 6000 килограммов бомб, миллионы листовок, сожжённые автоколонны, разрушенные железнодорожные станции, уничтоженные обозы и пехота. Он бил врага без пощады и без колебаний.
21 июля 1942 года указом Президиума Верховного Совета СССР Бойко Григорию Евдокимовичу было присвоено звание Героя Советского Союза — посмертно.
Его прах покоится в братской могиле в Старой Руссе. На родине, в Горловке, установили бюст в его честь. А в небе, где он жил, навсегда остался его след.
★ ★ ★
ПАМЯТЬ ЖИВА, ПОКА ПОМНЯТ ЖИВЫЕ...
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
~~~
Ваше внимание — уже большая поддержка. Но если захотите помочь чуть больше — нажмите «Поддержать» в канале или под статьёй. От души спасибо каждому!