Найти в Дзене
TATA TARA 108

Восемь проявлений Гуру Ринпоче.

Учитель Падмасамбхава (санскр. Padmasambhava, тиб. pad ma sam bha ba, pad ma sam bha wa = pad ma 'byung gnas – Пэма Джюнгнэ, или pad ma skyes – Пэма Кье, или pad ma las 'khrungs – Пэма Лэтрунг, или pad ma ka ra – Пэмакара, Падмакара, букв. "Рождённый из лотоса") – великий буддийский Учитель, бодхисаттва. Через восемь лет после Махапаринирваны Будды Шакьямуни в стране Уддияна (Оргьен) на озере Данакоша в лепестках лотоса материализовался человек. В знак этого чудесного события его назвали "Рождённый из лотоса". В VIII веке он пришёл в Тибет по приглашению царя Трисонг Децена, чтобы утвердить буддизм в Стране Снегов. Гуру Ринпоче (тиб. gu ru rin po che), что в переводе означает Драгоценный Учитель, – так стали именовать полюбившие Падмасамбхаву тибетцы. Падмасамбхава, или Гуру Ринпоче – тантрический йогин, великий мистик, махасиддх, считающийся основоположником тантрического направления Ваджраяны и основателем тантрического буддизма в Тибете. К заслугам Гуру также приписывают создание Ка
Оглавление

Учитель Падмасамбхава (санскр. Padmasambhava, тиб. pad ma sam bha ba, pad ma sam bha wa = pad ma 'byung gnas – Пэма Джюнгнэ, или pad ma skyes – Пэма Кье, или pad ma las 'khrungs – Пэма Лэтрунг, или pad ma ka ra – Пэмакара, Падмакара, букв. "Рождённый из лотоса") – великий буддийский Учитель, бодхисаттва. Через восемь лет после Махапаринирваны Будды Шакьямуни в стране Уддияна (Оргьен) на озере Данакоша в лепестках лотоса материализовался человек. В знак этого чудесного события его назвали "Рождённый из лотоса". В VIII веке он пришёл в Тибет по приглашению царя Трисонг Децена, чтобы утвердить буддизм в Стране Снегов. Гуру Ринпоче (тиб. gu ru rin po che), что в переводе означает Драгоценный Учитель, – так стали именовать полюбившие Падмасамбхаву тибетцы.

Падмасамбхава, или Гуру Ринпоче
Падмасамбхава, или Гуру Ринпоче

Падмасамбхава, или Гуру Ринпоче – тантрический йогин, великий мистик, махасиддх, считающийся основоположником тантрического направления Ваджраяны и основателем тантрического буддизма в Тибете. К заслугам Гуру также приписывают создание Камы – линии передачи знаний от учителя к ученику. Ему принадлежит идея передачи скрытых учений «терма» и рождение традиции распознавания реинкарнаций. Он почитается во всех тибетских школах буддизма и является основателем старейшей из них – школы Ньингма.

Вторая жена Гуру Еше Цогьял утверждала, что миссия ее мужа – стать «кормчим, переправлящим в Нирвану все живые существа Сансары». Еще Падмасамбхаву называли единственным усмирителем непокорных существ Нирманакайя в нашем мире.

В сутрах указано, что Гуру Ринпоче является земным воплощением Будды Амитабхи. Местом его рождения считается Уддияна (современный Пакистан), а точнее – остров озера Данакоши. Временем рождения указывается VIII век н.э.

Предсказание о появлении Падмасмбхавы есть в «Сутре великой Нирваны», написанной Буддой Шакьямуни:

Спустя восемь лет после моей Паринирваны ждите появления удивительного существа. Его будут звать Падмасамбхава, он волшебно родится в цветке лотоса и станет Совершенным Учителем. За свою жизнь он сможет принести великие блага многим существам, распространяя учение об истинной природе, он будет легко усмирять непокорных людей, демонов и духов…

Магия Падмасамбхавы символична. Ее суть состоит в следующем: нет ни одной составляющей человеческого сознания, которую можно считать лишней или ненужной. Отрицательные эмоции и энергии – зависть, печаль, ненависть, жадность, гнев, лень, обида, уныние – как раз и есть демоны сознания. И они изначально имеют просветленную суть. Сила Учения необходима для того, чтобы придать демонам другую форму, поменять их начало, тем самым превратить яды, отравляющие жизнь человека, в лекарства. Вот такая символичная интерпретация магии Падмасамбхавы существует сегодня. Традиционно рассматривается всего восемь манифестаций (проявлений в том или иной виде перед людьми) Падмасамбхавы, хотя в некоторых источниках указывается 12 проявлений.

Изображение "Восемь проявлений Гуру Падмасамбхавы" (тиб. gu ru mtshan brgyad). Эти восемь проявленных форм Гуру Ринпоче отражают просветлённую деятельность Падмасамбхавы в разные периоды его жизни. Вот названия восьми манифестаций в порядке очерёдности их появления в кратком жизнеописании Падмасамбхавы, составленном Джамгоном Конгтрулом Ринпоче:

Изображение "Восемь проявлений Гуру Падмасамбхавы" https://maratika.ru/catalog/tkhanki/risovannye-tkhanki/risovannaya_tkhanka_guru_tsenge_padmasambkhava_vosem_proyavleniy_dragotsennogo_uchitelya_guru_rinpoch/
Изображение "Восемь проявлений Гуру Падмасамбхавы" https://maratika.ru/catalog/tkhanki/risovannye-tkhanki/risovannaya_tkhanka_guru_tsenge_padmasambkhava_vosem_proyavleniy_dragotsennogo_uchitelya_guru_rinpoch/

  1. Дордже Дроло
  2. Падмараджа
  3. Цокье Дордже. Падмасамбхава в форме Ваджрадхары
  4. Падмакара
  5. Гуру Лоден Чоксе
  6. Шакья Сэнге
  7. Сэнге Драдрог
  8. Ньима Осэр

1. Дордже Дроло

Дордже Дроло
Дордже Дроло

"Зная, что впоследствии потомок царя [Трисонг Децена] будет пытаться уничтожить буддизм в Тибете, он оставил много предсказаний на будущее. Посовещавшись с царём и близкими учениками, Падмакара сокрыл бесчисленные учения-терма, в первую очередь восемь личных сокровищ царя, пять великих сокровищ ума и двадцать пять глубоких сокровищ. Сокрыть эти тэрма было необходимо, чтобы не допустить уничтожения учений Тайной Мантры, избежать извращения Ваджраяны или её искажения теоретиками, сохранить благословения и принести благо будущим ученикам. Для каждого из этих сокрытых сокровищ Падмакара предсказал время открытия, человека, который его откроет, и тех избранных судьбой восприемников, которые продолжат передачу этих учений.
Проявившись в устрашающем гневном облике безумной мудрости в тринадцати местах, называемых Логово Тигра, он связал всех мирских духов клятвой служить Дхарме и поручил им охранять сокровища-тэрма. В то время его называли
Дордже Дроло".

Из "Краткой биографии Падмасамбхавы".
Джамгон Конгтрул Ринпоче.

Описание изображения Дордже Дроло.

"Как и все другие эманации Гуру Ринпоче, Дордже Дроло – проявление мудрости, радужное тело, а не что-то плотное и материальное. Мы представляем шарик ярко-красного цвета, который преображается в Дордже Дроло, одноликого, с двумя руками и ногами. Цвет его тела – тёмно-красный. В правой руке он держит девятиконечную ваджру, а в левой – пурбу, волшебный кинжал, сделанный из метеоритного железа, или небесного металла. Дордже Дроло очень гневный, с оскаленными клыками и тремя глазами. На нём тибетские сапоги, чуба и монашеское одеяние, серьги из белых раковин и ожерелье из отрубленных голов. От его ярко-красных вьющихся волос летят искры. Дабы показать, что он действительно безумен, он танцует на спине тигрицы, окружённой пламенем мудрости. Тигрица тоже танцует, поэтому всё находится в движении.
На самом деле тигрица – это Таши Кедин, ученица Гуру Падмасамбхавы и
Йеше Цогьял, и одна из пяти дакини мудрости. Пять дакини мудрости – не кто иные, как воплощения пяти женских будд, олицетворяющих семейства Ваджра, Ратна, Падма, Карма и Будда. И будды эти – не что иное, как чистые разновидности Пяти Элементов. Вместе с Мандаравой, Йеше Цогьял, Каласиддхи и Шакьядэви Таши Кедин помогала Гуру Ринпоче вершить его деяния мудрости. Когда Гуру Падмасамбхава проявился в облике Дордже Дроло, она тотчас преобразилась в тигрицу. Представьте, что она, стоя на лотосе, на лунном и солнечном дисках, сокрушает лапами мужских и женских демонов, олицетворяющих гнев и привязанность".

Из книги "Восемь проявлений Гуру Падмасамбхавы".
Кэнчен Палдэн Шераб Ринпоче и Кэнпо Цеванг Донгьял Ринпоче.

2. Падмараджа

Иконография Гуру Падмасамбхавы. Падмараджа.
Иконография Гуру Падмасамбхавы. Падмараджа.

"Он пребывал в Уддияне тринадцать лет в качестве наставника царя и утвердил всё царство в практике Дхармы. В течение этого времени он дал посвящение и учения Каду Чокьи Гьяцо (тиб. bka' 'dus chos kyi rgya mtsho) – "Океан Дхармы, воплощающий все Учения" – благодаря которым царь и царица, а также все, кому это было предопределено, реализовали высший уровень видьядхары (санскр. vidyādhara, тиб. rig 'dzin – букв. "Держатель Знания"). После этого Падмакару стали именовать Падмараджа (санскр. Padmarāja, тиб. pad ma rgyal po – Пэма Гьелпо) – Лотосовый Царь".

Из "Краткой биографии Падмасамбхавы"
Джамгон Конгтрул Ринпоче

Описание изображения Падмараджи

"Кожа у Пэмы Гьелпо розовая и красноватая, а одежда – того оттенка оранжевого цвета, который ближе к красному, нежели к жёлтому. Мы представляем его сидящим в спокойной царственной позе на лотосе, на солнечном и лунном дисках. У него одно лицо, две руки и две ноги. Это полугневный образ, поэтому в некоторых учениях говорится, что его надлежит представлять с четырьмя руками. Его длинные волосы стянуты на макушке в узел, обёрнутый белой тканью, а сверху из него выходит маленькая красная оборка. Такой же красный шёлк развевается у него за головой, будто раздуваемый лёгким ветерком. На голове – корона из пяти драгоценностей. В правой руке у него маленький дамару, а в левой он держит зеркало и крюк. Зеркало символизирует мудрость. Благодаря мудрости всё проявляется, как оно есть, хотя на самом деле ничего не существует. Явления возникают и проходят, как образы в зеркале, как мираж, что внезапно появляется и также мгновенно исчезает. Зеркало указывает также на непрерывное проявление, свободное от привычки цепляться за конкретные объекты и привязанности к ним. Есть и другие садханы Гуру Пэмы Гьелпо: в одних говорится, что в левой руке он держит колокольчик и крюк, в других – ритуальную стрелу. Крюк символизирует великое сострадание. Оно спасает всех существ, увязших в переживаниях сансары. Именно такой образ следует представлять, созерцая Гуру Падмасамбхаву в облике Пэмы Гьелпо".

Из книги "Восемь проявлений Гуру Падмасамбхавы"
Кэнчен Палдэн Шераб Ринпоче и Кэнпо Цеванг Донгьял Ринпоче

3. Цокье Дордже. Падмасамбхава в форме Ваджрадхары

Падмасамбхава в форме Ваджрадхары.
Падмасамбхава в форме Ваджрадхары.

Гуру Ринпоче пришёл в Тибет по приглашению царя Трисонг Децена и оставался там, проповедуя буддийскую Дхарму, пятьдесят пять лет и шесть месяцев: сорок восемь лет при жизни царя и семь с половиной лет после его кончины. После смерти Трисонг Децена Падмакара возвёл на трон его сына, принца Мутига Ценпо.

"Когда Падмакара собрался отправиться на юго-запад в страну ракшасов, царь, министры и все ученики пытались отговорить его остаться, но тщетно. Он дал каждому из них подробные наставления и учения и отбыл через перевал Гунгтанг верхом на коне (или на льве) в сопровождении многочисленных божеств, делавших подношения. На вершине Прославленной Горы Цвета Меди континента Чамара Падмакара освободил царя ракшасов Ракша Тотренга (тиб. rak sha thod phreng) и принял его облик. После этого он чудесным образом создал дворец Лотосового Света, убранный невиданными украшениями, а также оставил по своему двойнику-эманации на каждом из окружающих восьми островов, где они пребывают как цари и учат садханам восьми херук.

В данное время Падмакара пребывает на уровне Видьядхары Спонтанного Присутствия в форме Ваджрадхары (санскр. Vajradhara, тиб. rdo rje 'chang), непоколебимого до окончания Сансары. Полный сострадания, он являет свои эманации на благо существ. Даже после того, как исчезнет Учение Винаи, он будет появляться среди практикующих Тантру. Будет много предсказанных им учеников, которые достигнут Радужного Тела. В будущем, когда в этот мир придёт Будда Майтрея, Падмакара явится под именем Дрова Кундул и распространит учения Тайной Мантры среди всех достойных людей".

Из "Краткой биографии Падмасамбхавы"
Джамгон Конгтрул Ринпоче

В книге "Восемь проявлений Гуру Падмасамбхавы" говорится, что у проявления Падмасамбхавы в форме Цокье Дордже (тиб. mtsho skyes rdo rje – "Ваджра, рождённая озером", эквивалентно санскр. Saroruha – "Растущий из озера", что является эпитетом лотоса) цвет кожи тёмно-синий, у него три глаза, он обнимает дакини мудрости Йеше Цогьял.

4. Падмакара

Падмакару изображают с одним лицом, двумя руками и ногами. Цвет его кожи – ярко-белый, с мирным выражением лица. На его голове высокая и остроконечная  монашеская шапка. Падмакара восседает на лотосе, по верх которого лежат диски солнца и лунны. Правой рукой он делает мудру защиты, а левой держит чашу из черепа, наполненную амритой, или нектаром долгой жизни.
Падмакару изображают с одним лицом, двумя руками и ногами. Цвет его кожи – ярко-белый, с мирным выражением лица. На его голове высокая и остроконечная монашеская шапка. Падмакара восседает на лотосе, по верх которого лежат диски солнца и лунны. Правой рукой он делает мудру защиты, а левой держит чашу из черепа, наполненную амритой, или нектаром долгой жизни.

"В стране Уддияна, расположенной к западу от Бодхгайи, на озере Данакоша был остров, на котором силой благословений будд появился разноцветный цветок лотоса. Будда Амитабха послал из своего сердечного центра в бутон лотоса золотую ваджру, отмеченную слогом ХРИ, и она чудесным образом превратилась в восьмилетнее дитя, держащее ваджру и лотос и украшенное главными и малыми признаками. Дитя пребывало там, на острове, проповедуя глубокую Дхарму дэвам и дакини.

В то время у Индрабодхи, царя той страны, не было сыновей. Он уже опустошил свою сокровищницу, делая подношения Трём Драгоценностям и раздавая милостыню беднякам. В качестве своего последнего средства, он, дабы найти исполняющую желания драгоценность, отправился со своим советником Кришнадхарой в путешествие по великому озеру. По возвращении сначала Кришнадхара, а затем и царь Индрабодхи повстречали чудесное дитя. Царь счёл, что оно даровано ему в ответ на мольбы о сыне, привёз его во дворец, где нарёк именем Падмакара, Лотосорождённый (тиб. pad ma ka ra, санскр. Padmakara, "Возникший из лотоса"). Затем Падмакару попросили взойти на трон из драгоценных камней и все поднесли ему щедрые дары.

Царевич рос, своими юношескими забавами и играми помогая бесчисленным живым существам обрести зрелость. Он вступил в брак с Прабхадхари и правил Уддияной в соответствии с Дхармой. В это время он понял, что не сумеет, управляя страной, дать неизмеримое благо другим существам, а потому попросил у Индрабодхи разрешения удалиться, но его просьба не была удовлетворена. Тогда во время игры он притворился, будто нечаянно выпустил из рук трезубец; трезубец упал и поразил насмерть сына одного из советников. За это Падмакара был приговорён к изгнанию в кладбищенские земли. Пребывая в Прохладной Роще, в Радостном лесу и в Сосалинге, он занимался освоением йогических практик. В это время он получил посвящение и благословения от двух дакини: Укротительницы Мары и Подательницы Блаженства. Когда он подчинил себе всех кладбищенских дакини, его стали называть Шантаракшита".

Из "Краткой биографии Падмасамбхавы"
Джамгон Конгтрул Ринпоче

Описание изображения Падмакары

"Он одноликий, с двумя руками и ногами. Цвет кожи – ярко-белый, а выражение лица очень мирное. На голове красная монашеская шапка. Иногда, давая посвящение, я надеваю похожую шапку. Она высокая и остроконечная. Гуру Падмасамбхава восседает на лотосе, на солнечном и лунном дисках. Правой рукой он делает мудру защиты, а левой держит чашу из черепа, наполненную амритой, или нектаром долгой жизни".

Из книги "Восемь проявлений Гуру Падмасамбхавы"
Кэнчен Палдэн Шераб Ринпоче и Кэнпо Цеванг Донгьял Ринпоче

5. Лоден Чоксе

Лоден Чоксе
Лоден Чоксе

"Позже он встретился с восьмью великими видьядхарами и получил учения восьми садхан. От великого учителя Буддагухьи он получил Майя Джала, а от Шрисингхи – Дзогчен. Так он изучил все сутры, тантры и науки и получил их передачи от многочисленных образованных и совершенных учителей Индии. Едва ознакомившись с предметом, он знал его в совершенстве и даже не практикуя, имел видения всех божеств. В то время его стали называть Лодэн Чоксэ (тиб. blo ldan mchog sred – "Мудрец, обладающий высшим стремлением"), и он продемонстрировал, как довести до совершенства уровень видьядхары созревания".

Из "Краткой биографии Падмасамбхавы"
Джамгон Конгтрул Ринпоче

Описание изображения Лодэн Чоксэ

"Гуру Лодэна Чоксэ изображают одноликим, с двумя руками и ногами; он сидит на лотосе, на солнечном и лунном дисках. Его кожа белого цвета, очень спокойного и яркого. На нём белый шарф, голова обвязана лентами. Волосы украшены сине-зелёным лотосом, который называется утпала. В правой руке он держит дамару, а в левой – чашу в форме лотоса".

Из книги "Восемь проявлений Гуру Падмасамбхавы"
Кэнчен Палдэн Шераб Ринпоче и Кэнпо Цеванг Донгьял Ринпоче

6. Шакья Сэнге

Шакья Сэнге
Шакья Сэнге

"Падмакара вернулся в Уддияну, на остров посреди озера, где стал практиковать Тайную Мантру и символический язык дакини, благодаря чему подчинил себе всех дакини на острове. Затем он занимался практикой в Суровом Лесу и получил благословение – видение Ваджрайогини. Он связал клятвой всех нагов озёр, равно как и духов земли, а все даки и дакини наделили его сверхъестественными силами. Так он стал называться Дордже Драгпо Цэл (тиб. rdo rje drag po rtsal – "Гневная Ваджрная Энергия").

После этого он отправился к ваджрному трону в Бодхгайе, где показал много чудес. Его спросили, кто он такой, а, получив ответ, что он – самовозникший будда, не поверили и стали поносить. Усмотрев много причин иметь учителя, он направился в Сахор, где принял от Прабхахасти монашеские обеты, и получил имя Шакья Сэнге (тиб. sha kya seng ge – "Лев из рода Шакья").

Он восемнадцать раз получил учения Йога-тантры и имел видения божеств. Затем он отправился к женщине-учителю Кунгамо, которая была дакини мудрости Гухьяджняной, проявившейся в образе монахини. Он попросил её дать посвящение, и она превратила его в слог ХУМ, который проглотила, а потом выпустила из своего лотоса. Внутри её тела он был наделён полными внешними, внутренними и тайными посвящениями и очистился от трёх омрачений".

Из "Краткой биографии Падмасамбхавы"
Джамгон Конгтрул Ринпоче

Описание изображения Шакья Сэнге

"На тханках Самбхога Гуру Шакья Сэнге очень похож на Будду Шакьямуни: он в монашеском одеянии, одноликий, с двумя руками и выпуклостью, или ушнишей, на макушечной чакре. По-тибетски этот признак называется "цупа" и есть не что иное, как тёмно-синее сгущение света мудрости. Кожа у него золотистая, а одежды красные. Держа в левой руке чашу для подаяния, он восседает на лотосе, на солнечном и лунном дисках. Если у Будды Шакьямуни правая рука вытянута вниз в мудре касания земли, то Гуру Шакья Сэнге держит в правой руке пятиконечную ваджру. Как и у всех остальных эманаций, тело у него светящееся и прозрачное и по природе своей является радужным телом мудрости".

Из книги "Восемь проявлений Гуру Падмасамбхавы"
Кэнчен Палдэн Шераб Ринпоче и Кэнпо Цеванг Донгьял Ринпоче

7. Сэнге Драдрог

Иконография Гуру Падмасамбхавы. Сэнге Драдрог
Иконография Гуру Падмасамбхавы. Сэнге Драдрог

"Когда на диспуте в Бодхгайе пятьсот учителей-небуддистов чуть было не взяли верх над Дхармой, Падмакара бросил им вызов и одержал победу. Некоторые из этих учителей прибегли к чёрной магии, но Падмакара рассеял чары с помощью гневной мантры, которую ему дала дакини Укротительница Мары. Остальные приняли учение Будды, и знамя Дхармы вознеслось до небес. Тогда его стали называть Сэнге Драдрок (тиб. seng ge sgra sgrogs, seng sgrogs – "Львиный рык"). К тому времени он исчерпал три загрязнения (прим: жадность, невежество и ненависть, или иначе, привязанность, неведение и гнев) и пребывал на уровне видьядхары владения жизни, на ступени полного завершения высшего Пути".

Из "Краткой биографии Падмасамбхавы"
Джамгон Конгтрул Ринпоче

Описание изображения Сэнге Драдрока

"Сэнге Драдрок – гневная эманация, но его гнев направлен главным образом на уничтожение ревности и зависти. Это не сопровождается привязанностью и одержимостью, вам нечего выиграть или проиграть. Скорее, этот гнев действенно изгоняет страсть и зависть. В Ваджраяне есть множество гневных божеств, но среди них нет ни одного злого или олицетворяющего дурные чувства. Эти образы выражают силу истинной любви и свирепость неподдельного сострадания, которые связаны с устранением привязанности, неведения и гнева. В тантре Ваджракилаи есть строка, где говорится: "Ваджрный гнев бодхичитты отсекает и уничтожает обычный гнев". Это очень важно понимать. Гневная природа Гуру Сэнге Драдрока целиком основана на любви и сострадании ко всем существам.

Абсолютный способ созерцания Гуру Сэнге Драдрока – превзойти ревность и зависть. Это мгновенно победит чёрную магию, проклятия, злые чары, кошмары и непредвиденные препятствия…

Цвет его кожи – тёмно-синий, он одноликий, с двумя руками и ногами. Облачённый в тигровую шкуру и окружённый пламенем мудрости, он стоит на демоне – олицетворении энергии дурной привычки и чёрной магии. Всё это происходит на лотосе, увенчанном солнечным и лунном дисками. На голове у Гуру корона из пяти черепов, а его длинные красновато-жёлтые волосы вздымаются в небо. У него три свирепых глаза, которые смотрят вверх, и четыре клыка. В воздетой к небу правой руке он держит пылающую пятиконечную ваджру, а опущенной к земле левой рукой делает мудру подчинения. С кончиков пальцев слетают молнии. Иногда в пламени можно увидеть вращающиеся железные колёса с восьмью спицами. Представьте, что он мощным голосом произносит слог "хум" или "пхат"! Глубокая вибрация его голоса сотрясает весь мир подобно львиному рыку".

Из книги "Восемь проявлений Гуру Падмасамбхавы"
Кэнчен Палдэн Шераб Ринпоче и Кэнпо Цеванг Донгьял Ринпоче

8. Ньима Осэр

Ньима Осэр
Ньима Осэр

"Кроме того, Падмакара проявился в облике Ачарьи Падмаваджры, учителя открывшего Хеваджра-тантру, а также как брахман Сараха, Домби Херука, Вирупа, Калачарья и многие другие сиддхи. Он выполнял практики на великих кладбищах, где учил дакини Тайной Мантре. Он усмирил внешних и внутренних мирских духов и нарёк их защитниками Дхармы. В это время его называли Ньима Осэр (тиб. nyi ma 'od zer – "Лучи Солнца").

Из "Краткой биографии Падмасамбхавы"
Джамгон Конгтрул Ринпоче

Описание изображения Ньима Осэра

"Этот образ называется Самбхога Ньима Осэр. У него одно лицо, по две руки и ноги, цвет кожи – золотисто-красный, выражение лица – полугневное, глаза широко раскрыты и немного выпучены. У него длинные волосы, часть из которых связана над короной из пяти черепов, а остальные свободно ниспадают на плечи, а также усы и борода. На нём несколько костяных украшений. Он обнажён по пояс и облачён в юбку из тигровой шкуры. Левой рукой он делает мудру подчинения, кажется, что он собирает солнечный свет на кончики пальцев. В правой руке он держит кхатвангу. Он восседает на лотосе, на солнечном и лунном дисках. Его левая нога слегка вытянута вперёд, а правая поджата".

Из книги "Восемь проявлений Гуру Падмасамбхавы"
Кэнчен Палдэн Шераб Ринпоче и Кэнпо Цеванг Донгьял Ринпоче

Тханка Гуру Ценгье (Восемь проявлений Драгоценного учителя) рисованная минеральными красками с золотой прорисовкой и обшита по канону шелком. Размер тханки 102х140 см, Тханка написана на холсте тибетским мастером тханкописи по всем буддийским канонам. Тханка используется при медитации для визуализации божества или для украшения интерьера.

Тханка Гуру Ценгье (Восемь проявлений Драгоценного учителя) рисованная минеральными красками с золотой прорисовкой и обшита по канону шелком. Размер тханки 102х140 см, Тханка написана на холсте тибетским мастером тханкописи по всем буддийским канонам. Тханка используется при медитации для визуализации божества или для украшения интерьера. https://maratika.ru/catalog/tkhanki/risovannye-tkhanki/risovannaya_tkhanka_guru_tsenge_padmasambkhava_vosem_proyavleniy_dragotsennogo_uchitelya_guru_rinpoch/
Тханка Гуру Ценгье (Восемь проявлений Драгоценного учителя) рисованная минеральными красками с золотой прорисовкой и обшита по канону шелком. Размер тханки 102х140 см, Тханка написана на холсте тибетским мастером тханкописи по всем буддийским канонам. Тханка используется при медитации для визуализации божества или для украшения интерьера. https://maratika.ru/catalog/tkhanki/risovannye-tkhanki/risovannaya_tkhanka_guru_tsenge_padmasambkhava_vosem_proyavleniy_dragotsennogo_uchitelya_guru_rinpoch/

"В той кальпе, в которой мы пребываем сейчас, появится тысяча будд. Точно также на каждого из этих будд появится Гуру Ринпоче, чтобы продолжать их деяния. В нынешний век Будды Шакьямуни одна из таких эманаций явилась в облике Падмасамбхавы, Рождённого из Лотоса. В жизнеописании Падмасамбхавы говорится, что он родился без отца и матери, сам собой, из цветка лотоса в озере. Как человеческое существо, рождённое чудесным образом, он был наделён великими силами, что помогало ему одолевать не только людей, но и духов и других разных существ нечеловеческой природы. Гуру Ринпоче жил очень долго. Он пробыл в Индии примерно тысячу лет, а затем пятьдесят пять лет провёл в Тибете. Когда он собрался покинуть Тибет, его провожали двадцать пять главных учеников и царь. У границ Непала, окружённый дакини четырёх классов, он сел на коня Махабалу (санскр. Mahābala – "Великая сила"). Этот легендарный конь взмыл в небеса, и ученики Гуру Ринпоче наблюдали, как образ учителя, уменьшаясь, медленно исчез в вышине".

Тулку Ургьен Ринпоче

"Я – Лотосорождённый гуру из Уддияны*,
Овладевший Дхармой ради своего блага и блага других.
К востоку от Ваджрасаны
Я учился и стал сведущ в учениях Сутры.
На юге, на западе и на севере
Я изучил собрание учений
Винаи, Абхидхармы и Парамиты.
В Бхасудхаре я изучил Крию.
В стране Уддияна я изучил Йогу.
В стране Сахор я изучил два раздела Тантры.
В стране Джа я изучил Килаю.
В стране Сингха я изучил Хаягриву.
В стране Маруце я изучил Мамо.
В Непале я изучил Ямантаку.
В Ваджрасане я изучил Амриту.
Четыре раздела Отцовской Тантры
И Материнской Тантры,
Включая Гухьясамаджу,
Я всесторонне изучил в стране Джала.
Великое Совершенство стало мне ведомо
Из собственного естественно осознающего ума.
Я постиг, что все дхармы подобны сновидению, иллюзии.
В стране Тибет я совершил безмерные деяния на благо живых существ.
В эпоху упадка я буду помогать живым существам.
Поэтому я укрыл неисчислимые клады-тэрма
**,
Что будут открыты теми, кому это суждено.
Все счастливцы, имеющие связь с этими тэрма,
Исполните волю Лотосорождённого!"

Гуру Падмасамбхава. Из учения-тэрма "Завет "Драгоценное остриё"

Иконографический обзор буддизма (основное содержание)

Падмасамбхава (Гуру Ринпоче) - основатель тантрического учения
Шакья Сэнге. Восемь проявлений Гуру Ринпоче

https://abhidharma.ru/A/Guru%20Mahasiddhi/Content/Padmacambhav/Senge%20Dradrog/0001.htm

https://abhidharma.ru/A/Guru%20Mahasiddhi/Content/Padmacambhav/Padmakara/0001.htm

https://abhidharma.ru/A/Guru%20Mahasiddhi/Content/Padmacambhav/Padmaraja/0001.htm

https://www.abhidharma.ru/A/Guru%20Mahasiddhi/Content/Dordge%20Drollo.htm

Ньима Осэр. Восемь проявлений Гуру Ринпоче