Инна Крыжановская создает керамику, которая не вписывается в гламурные рамки: ее работы — грубоватые, ироничные, с налётом ностальгии по эпохе MTV и духу 90-х. В этом интервью она рассказала Максу Егорову:
◾️ Почему несовершенство — её эстетический принцип
◾️ Чем работа с глиной похожа на путь самурая
◾️ Зачем искусство должно злить перфекционистов
Это разговор о свободе самовыражения, творческом бунте и медитативном процессе, где керамика становится метафорой жизни — неидеальной, но настоящей.
Инна, ты родилась на стыке двух культур — в контексте смешения уходящей советской и пришедшей западной. Это было сложное время многополярной идентичности, когда тебе нужно было найти и принять свою собственную идентичность, не вступая в конфликт с идентичностью общества, в котором ты росла. Было ли у тебя чувство внутреннего конфликта между внешней реальностью и внутренним миром? Как ты справлялась с этим в юном возрасте?
Ахаха... В юности, я бы сказала, что именно тем, кто меня окружал, следовало принять мою идентичность — и не создавать конфликтов! У меня с этим точно не было проблем. С детства я погружалась в творчество во всех его проявлениях. Изрисовать всю лестничную клетку своим внутренним миром? Легко! Конечно, потом приходилось сталкиваться с реальностью — отмывать всё это. Небольшие конфликты случались, да... но я не могу сказать, что отвлекалась от своего внутреннего мира ради внешнего. Он всегда был со мной =)
Ты росла в эпоху MTV, игровых приставок, фастфуда и бурного роста потребительской культуры. Когда эти образы появляются в твоих работах сегодня — это способ критиковать, иронизировать, ностальгировать или что-то переосмыслить?
Для меня многие работы — это сочетание ностальгии и иронии. Жить без иронии и юмора, на самом деле, довольно сложно. Я часто черпаю образы из детских воспоминаний, адаптирую их к настоящему — и они сами начинают вести диалог со зрителем. Я избегаю пространных объяснений о том, «что я этим хотела сказать». Описание — это всё равно что дать ребёнку раскраску с номерами цветов. Я предпочитаю предоставить белый лист и полную палитру. Искусство должно говорить само за себя и вызывать у каждого свои мысли — без «навигации».
Можно ли сказать, что твоя тяга к иронии, несовершенству, "антиэстетике" — это гранжевый подход? Как Курт Кобейн в свое время отреагировал на затянувшийся гламур 80-х через свое творчество, проявляя творческий нонконформизм.
О да, это абсолютно гранжевый подход! Сейчас вокруг просто безумная гонка за навязанными идеалами — во всём! А мне нравятся эти шероховатости, кривые линии и всякие «неправильные» вещи, которые делают нас уникальными. Несовершенство — это и есть настоящее совершенство. Признаюсь, некоторые из моих работ — настоящий кошмар для перфекциониста. И знаешь что? Это очень приятно =))
И если обращаться к музыке, то какая музыка дополняет твои работы и раскрывает их смысл в большой степени?
Это настоящая музыкальная солянка! Всё зависит от внутреннего настроя в момент создания работы, от того, что меня окружает и что происходит вокруг. В соцсетях, где я публикую свои работы, я подбираю к каждой из них музыку — она отражает и передаёт её настроение.
Когда ты лепишь из глины, рисуешь или снимаешь на камеру — это больше про выражение эмоций или про поиск новых смыслов?
Конечно же, это симбиоз. Иногда нужно отойти от глины и взять другой инструмент, чтобы найти силы и смыслы для возвращения к ней. Так же и со всем остальным.
Белая глина как материал для творческого самовыражения — что в ней тебя особенно притягивает? Какие ты испытываешь ощущения от тактильного контакта в работе с глиной? Ты как-то говорила, что глина — это медитация. Можешь описать, что происходит внутри тебя, когда ты работаешь с белой глиной?
Белая глина — мой абсолютный фаворит! В ней нет никаких частиц, как в шамотной, и она идеально подходит для скульптуры. Приятный цвет и гладкая текстура. Как я уже упоминала, процесс медитативный: руки чувствуют форму, а мысли выстраиваются в чёткий ритм... но есть и другая сторона медальки =) Глина может здорово потрепать нервы. Бывает, лепишь часами, а потом — хлоп! — трещина, и всё приходится начинать заново. Так что керамика — это почти как путь самурая: без терпения и стальных нервов тут делать нечего.
Есть ли у тебя ощущение, что творчество помогает тебе услышать саму себя? Бывало ли, что после создания работы ты вдруг осознавала что-то важное о себе? И вообще, как творческий процесс влияет на твоё эмоциональное состояние? Как ты это чувствуешь — телесно, ментально, энергетически?
Да, безусловно! Любое творчество — это прежде всего разговор с самим собой. Искусство — это твой давний друг, с которым вы знакомы с самого детства. Никто не знает тебя так хорошо. И это невероятно широкий спектр ощущений. В один день ты выходишь из мастерской и готова свернуть горы, у тебя масса идей, а на следующий день можешь покинуть её и не захотеть возвращаться. Но ты всё равно вернёшься. Любое творчество — это глубокий внутренний диалог, который не всегда приносит радость. Это и есть движущая сила твоего прогресса.
Можно ли сказать, что творчество — это твой способ личного роста и заботы о себе? Как изменилась твоя личность с началом занятий творчеством?
Да, конечно. У меня довольно длинный путь. Я начинала с минималистичной мятой белой посуды, и вот во что это всё переросло! Всё трансформировалось из белого в яркие арт-объекты. Мне кажется, это и есть личностный рост. Глина сделала меня более спокойной и усидчивой — это точно =) И это отражается на других аспектах жизни.
Начинающие художники часто испытывают страх высказываться о том, что их действительно волнует. Учитывая, что твое искусство довольно смелое, что бы ты порекомендовала начинающим художникам для преодоления страха честного самовыражения?
Довольно щекотливый вопрос! Нужно быть честным, но не слишком прямолинейным. Я бы посоветовала всегда оставлять место для полёта фантазии. Искусство не должно быть душным, скорее наоборот… это как глоток свежего воздуха.
Твое искусство представляет собой ироничный вызов современным правилам и обществу. Как ты считаешь, в чем заключается сила искусства?
Сила искусства заключается в искреннем и честном диалоге как с собой, так и со зрителем.
Июнь 2025
_______________________________________
Если вы хотите рассказать о своем творческом опыте, присылайте свои истории в Telegram: https://t.me/maksygrv
_______________________________________
Больше о творчестве в ТГ-канале: https://t.me/o_sile_iskusstva