Найти в Дзене
МУЖСКИЕ МЫСЛИ

Климт, принц и пыль веков: как на арт-ярмарке я встретил африканского монарха и узнал цену забвения

Оглавление

Маастрихт. TEFAF. Море шампанского, лес норковых пальто, гул переговоров на шести языках и... абсолютная тишина в углу зала. Тишина, исходящая от одного взгляда. Взгляда молодого человека в роскошном одеянии, который смотрит на весь этот блеск с высоты прошедшего столетия. Это не просто портрет. Это – "Принц Уильям Нии Нортей Довуун" кисти Густава Климта. Только что найденный. Только что воскресший. И выставленный на продажу за сумму, от которой у среднестатистического смертного (вроде вашего покорного слуги) сводит скулы: 15 миллионов евро. Честно? После этой встречи у меня скулы сводило еще часа два. И не только от цены.

На художественной выставке TEFAF в Маастрихте представлен портрет принца Уильяма Нии Нортей Доувоны. Работа выполнена художниками Винерройтером и Кольбахом.
На художественной выставке TEFAF в Маастрихте представлен портрет принца Уильяма Нии Нортей Доувоны. Работа выполнена художниками Винерройтером и Кольбахом.

Детектив с кисточкой: как шедевр вылез из-под пыли (буквально)

Представьте картину. Не ту, что висит в зале, сияя после реставрации. А ту, что принесли в галерею в 2023 году. "Неподписанная грязная работа" – деликатно сообщают нам факты. Переводя на русский: холст, видавший виды, покрытый вековыми наслоениями пыли, копоти и, возможно, слезами истории. Единственная зацепка – выцветшая печать в углу. Как в плохом детективе, только вместо трупа – шедевр, а вместо инспектора – эксперт по Климту Альфред Вайдингер, который искал этот портрет двадцать лет. Двадцать лет! Дольше, чем некоторые браки длятся. И вот – бац! – австрийская пара приносит "старую мазню". Вайдингер, наверное, чуть в обморок не упал, когда разглядел эту печать. Это как найти иголку в стоге сена, который еще и столетие простоял на чердаке под протекающей крышей. История искусства любит драму, особенно если в ней есть элемент "бабушка на чердаке".

Принц, зоопарк и друг художника: неудобный контекст золотого берега

А теперь – самое сочное (и горькое). Год создания: 1897. Место действия: Вена. Но не вальяжные кофейни, а... Tiergarten am Schüttel. "Зоопарк для людей". Да, вы не ослышались. Колониальная Европа обожала такие "аттракционы". Люди с Золотого Берега (ныне – Гана) были выставлены на обозрение публики, как экзотические животные. До 10 000 зрителей в день! Представляете этот гул, этот бесцеремонный разглядывающий взгляд толпы?

И вот в этот сюрреалистический (и морально сомнительный) вернисаж приходят два друга-художника: Густав Климт и Франц Мач. Им заказали портрет молодого принца. Почему именно здесь? Почему не в студии? Вопросы, на которые история отвечает молчанием. Климт пишет. Пишет принца с достоинством, вопреки обстоятельствам. Одеяние – богатейшее, взгляд – прямой, уверенный, даже слегка отстраненный. Это не жертва обстоятельств на холсте – это монарх. Ирония в том, что клиент (видимо, организатор этого "шоу" или кто-то из его круга) предпочел работу Франца Мача. Климтовский портрет остался без подписи. Отвергнутый шедевр. История искусства полна таких курьезов, но от этого не легче. Чувствовал ли сам Климт неловкость, рисуя принца в этом "человеческом вольере"? Догадывался ли, что его работу ждет столетие забвения?

Путь в тень и обратно: нацисты, бегство и долгий сон в частной коллекции

Дальше – классический сюжет для арт-детектива XX века. 1923 год: картина продается с аукциона из поместья первого владельца. 1938 год: её еврейские владельцы бегут от нацистов. Шедевр, как и люди, становится беглецом, теряется в хаосе войны. С 1950-х: тихое существование в частной коллекции. Никто не знал? Или не хотел знать? "Грязная неподписанная работа" – удобная легенда для неудобного прошлого. Пока... пока страсть эксперта и случай не свели их вместе в 2023-м.

Личное мужское: цена достоинства и груз истории

Стоя перед портретом в Маастрихте, я ловил себя на смешанных чувствах.

1. Восхищение мастерством Климта: Даже в ранней, еще не "золотой" манере, он гениален. Взгляд принца гипнотизирует. Он словно видит сквозь время, через весь этот гламур TEFAF, прямо в тебя. Чувствуется сила характера, врожденное достоинство. Климт, вопреки обстановке, написал правителя, а не экспонат.

2. Горечь контекста: "Зоопарк для людей". Эти слова режут слух и совесть. Писать портрет монарха в таких условиях... Это как рисовать льва в цирковой клетке. Унизительно для всех участников. Осознание этого фона накладывает тяжелый отпечаток на восприятие. 15 миллионов евро... Сколько стоили люди на том "золотом" берегу в 1897-м? Мысль неприятная, но неизбежная.

3. Удовлетворение справедливостью (хоть и запоздалой): Реституция. Картина вернулась к наследникам тех, кто был вынужден бежать от нацистов. Это важно. Это акт исторической справедливости, пусть и микроскопический на фоне глобальных трагедий.

4. Ирония арт-рынка: 15 лямов евро! За портрет, который сто лет был "грязной работой без подписи". Арт-мир – лучший спекулянт в истории. Найди, отмой, подтверди подлинность, приправь драматичной историей – и вот он, ценник с семью нулями. Музеи и частники дерутся? Не удивлен. Это не просто холст и краска – это сгусток истории, скандала и гения.

Итог встречи в Маастрихте:

Эта картина – не просто редкий Климт. Это многослойный артефакт. Это свидетель колониальных забав "цивилизованной" Европы. Это жертва нацистского варварства. Это триумф искусствоведческого упорства (20 лет поисков!). Это объект головокружительной финансовой игры. И, наконец, это потрясающий портрет молодого человека, чей взгляд, полный спокойного достоинства, пережил и "зоопарк", и войну, и забвение.

Уйдет ли он в частную коллекцию, снова исчезнув на десятилетия? Или займет место в музее, став достоянием всех? Пока галерея хранит молчание. Но ясно одно: Принц Уильям Нии Нортей Довуун наконец вышел из тени. И его возвращение – один из самых мощных и неоднозначных арт-детективов последних лет. А его взгляд... этот взгляд будет преследовать меня еще долго. Он напоминает: история – не пыльный учебник, она смотрит на нас с холстов, ждет вопросов и требует ответов. И 15 миллионов – это только цена аукционного молотка. Цена памяти и покаяния – неизмеримо выше.

Материалы по теме