Найти в Дзене
Фильманьяк

Графиня (2008) - личные проблемы милфы, ставшие легендой

Изначально роль Дьёрдя Турзо должен был исполнить давний партнёр Дельпи, Итан Хоук.
Изначально роль Дьёрдя Турзо должен был исполнить давний партнёр Дельпи, Итан Хоук.
XVII век, Венгрия. Елизавета Батори - наследница огромного состояния, больших землевладений и роскошного родового поместья. Церковь и высшие представители знати норовят положить глаз на богатства графини, но её положение не позволяет найти эффектные рычаги воздействия против неё. И всё-таки есть кое-что, что делает женщину уязвимой - любовь...
Винсент Галло должен был сыграть Доминика Визакну. В этом фильме у него забавная роль - он состоит с графиней в садомазохистских отношениях.
Винсент Галло должен был сыграть Доминика Визакну. В этом фильме у него забавная роль - он состоит с графиней в садомазохистских отношениях.

В своей третьей полнометражной работе французская актриса Жюли Дельпи обратилась к истории графини Елизаветы Батори – и её стоит похвалить за смелость и оригинальность. В «Графине» чувствуется попытка понять Батори не как оживший миф, а чисто по-человечески, как женщину. И 38-ми летняя Дельпи не боится предстать на экране в непривлекательном свете, пытаясь донести до зрителя именно эту точку зрения.

Рада Митчелл должна была исполнить роль Дарвулии. Дельпи переосмыслила её роль в истории графини довольно странно - здесь Анна не имеет влияния на Батори, но всецело ей предана по причине... любви.
Рада Митчелл должна была исполнить роль Дарвулии. Дельпи переосмыслила её роль в истории графини довольно странно - здесь Анна не имеет влияния на Батори, но всецело ей предана по причине... любви.

В истории вновь присутствуют Дьёрдь Турзо и Дарвулия, только в трактовке Дельпи у них совершенно другие роли. Важная роль здесь отведена молодому сыну Турзо, Иштвану, благодаря чему акценты в этой истории вновь меняются. К сожалению, Дельпи чего-то не хватило то ли в сценарии, то ли непосредственно в режиссуре, чтобы эта история стала чем-то большим чем триллер об обречённой любви, где Батори, невзирая на все свои слабости, как-то лихо обращается в femme fatale на фоне прогрессирующего безумия.

Отечественная «Кровавая барыня» на 40% списана с этого фильма по части любовных похождений графини и её одержимости внешностью.
Отечественная «Кровавая барыня» на 40% списана с этого фильма по части любовных похождений графини и её одержимости внешностью.

С одной стороны, есть тут все вышеперечисленные преимущества, которые позволяют взглянуть на персону Эржебет Батори иным образом, нежели это сделал Юрай Якубиско в своём фильме, вышедшем за полгода до работы Дельпи. Но с другой стороны, у Жюли слабым выходит последний акт, в котором, по идее, должно было бы возрастать напряжение.

Дельпи не постеснялась быть жестокой не только на экране, но и как постановщица. Кровавых подробностей тут хватает.
Дельпи не постеснялась быть жестокой не только на экране, но и как постановщица. Кровавых подробностей тут хватает.

Главной же проблемой, как ни странно, остаётся неопределённость. Взяв курс рассказа истории, в котором повествование постоянно вращается рядом с главной героиней, Дельпи однозначно демонстрирует помешательство графини. Чтобы в середине и в конце фильма подвергнуть всё поведанное сомнению, причём от лица совершенно выдуманного персонажа, сына Дьёрдя Турзо, Иштвана - которого у него никогда не было.

Присутствует небольшой диссонанс - первые минуты показывают, что графиня с детства приучалась к жестокости. Однако в фильме графиня ударяется во все тяжкие только после наступления помешательства.
Присутствует небольшой диссонанс - первые минуты показывают, что графиня с детства приучалась к жестокости. Однако в фильме графиня ударяется во все тяжкие только после наступления помешательства.

Масштаб личности графини при этом резко скукоживается. Дескать, было ли помешательство, были ли убийства, были ли интриги - это всё не важно. Главное, что была любовь. Ну, в таком случае это выглядит как очень странный аналог «Жестокого романса», в котором Лариса Огудалова, ради возвращения Паратова, прибегла к очень радикальным мерам прямо в духе «Субстанции»

Во Франции фильм был настолько успешен, что режиссёрская карьера Дельпи далее была обеспечена, поскольку ей была гарантирована финансовая поддержка на любой проект.
Во Франции фильм был настолько успешен, что режиссёрская карьера Дельпи далее была обеспечена, поскольку ей была гарантирована финансовая поддержка на любой проект.

Почему-то ближе к финалу «Графиня» всё больше начинает походить на заурядную голливудскую поделку. От актрисы, работавшей с лучшими европейскими режиссёрами в 90-ых, ожидаешь большего. Но видимо актёрский талант и сценарный – вещи разные, со второй Дельпи больше чем за старание не похвалишь.

А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.