XVII век, Венгрия. Елизавета Батори - наследница огромного состояния, больших землевладений и роскошного родового поместья. Церковь и высшие представители знати норовят положить глаз на богатства графини, но её положение не позволяет найти эффектные рычаги воздействия против неё. И всё-таки есть кое-что, что делает женщину уязвимой - любовь...
В своей третьей полнометражной работе французская актриса Жюли Дельпи обратилась к истории графини Елизаветы Батори – и её стоит похвалить за смелость и оригинальность. В «Графине» чувствуется попытка понять Батори не как оживший миф, а чисто по-человечески, как женщину. И 38-ми летняя Дельпи не боится предстать на экране в непривлекательном свете, пытаясь донести до зрителя именно эту точку зрения.
В истории вновь присутствуют Дьёрдь Турзо и Дарвулия, только в трактовке Дельпи у них совершенно другие роли. Важная роль здесь отведена молодому сыну Турзо, Иштвану, благодаря чему акценты в этой истории вновь меняются. К сожалению, Дельпи чего-то не хватило то ли в сценарии, то ли непосредственно в режиссуре, чтобы эта история стала чем-то большим чем триллер об обречённой любви, где Батори, невзирая на все свои слабости, как-то лихо обращается в femme fatale на фоне прогрессирующего безумия.
С одной стороны, есть тут все вышеперечисленные преимущества, которые позволяют взглянуть на персону Эржебет Батори иным образом, нежели это сделал Юрай Якубиско в своём фильме, вышедшем за полгода до работы Дельпи. Но с другой стороны, у Жюли слабым выходит последний акт, в котором, по идее, должно было бы возрастать напряжение.
Главной же проблемой, как ни странно, остаётся неопределённость. Взяв курс рассказа истории, в котором повествование постоянно вращается рядом с главной героиней, Дельпи однозначно демонстрирует помешательство графини. Чтобы в середине и в конце фильма подвергнуть всё поведанное сомнению, причём от лица совершенно выдуманного персонажа, сына Дьёрдя Турзо, Иштвана - которого у него никогда не было.
Масштаб личности графини при этом резко скукоживается. Дескать, было ли помешательство, были ли убийства, были ли интриги - это всё не важно. Главное, что была любовь. Ну, в таком случае это выглядит как очень странный аналог «Жестокого романса», в котором Лариса Огудалова, ради возвращения Паратова, прибегла к очень радикальным мерам прямо в духе «Субстанции»
Почему-то ближе к финалу «Графиня» всё больше начинает походить на заурядную голливудскую поделку. От актрисы, работавшей с лучшими европейскими режиссёрами в 90-ых, ожидаешь большего. Но видимо актёрский талант и сценарный – вещи разные, со второй Дельпи больше чем за старание не похвалишь.
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.