Лучи славы больше не греют кинозвезду Элизабет Спаркл. Лучшие роли вместе с лучшими годами позади - и в полувековой юбилей последняя почва уходит из под ног, когда её увольняют из фитнес-шоу. Не успев оправиться от такого удара, Элизабет получает подарок судьбы в виде чудо-препарата, способного вернуть в реальность её молодость. Достаточно просто следовать инструкции - и побочных эффектов не будет....
В прессе «Субстанцию» характеризуют как «феминистский боди-хоррор». Или же «Барби» смешала и встряхнула в сознании все представления о феминизме, или же термин нынче употребляют по поводу и без. Ну, натурально, сейчас к жанру непременно приписывают прилагательное «феминистский» если в главной роли женщина или снято женщиной. Не взирая при этом на содержание.
Содержание же «Субстанции» таково, что назвать её «феминистской» можно только с большой натяжкой. То же самое касается и «боди-хоррора». Щепетильный зритель, давно не вкушавший «маньяков по-корейски» или же безбожных сплэттеров 80-ых, уже успел поморщиться и посетовать на доминирование на экране разного рода физиологических жидкостей и прочих изысков гуро-меню.
Может быть это сугубо индивидуально, но стилевые излишества в картине француженки Корали Фаржа вызывают не отвращение, а смех. Причём ближе к финалу это всё набирает такие обороты, что это уже не сатира, а чистейшая комедия. Довольно странно в одном флаконе наблюдать столь диаметральные характеристики, верно? И к этой неоднородности мы чуть позже вернёмся, когда будем подводить итоги высказывания Фаржа.
В первую очередь не совсем ясно, а кому это послание? Глупый вопрос в адрес фильма, настолько переполненного текучими условностями. И тем не менее - во время просмотра невольно проецируешь главную героиню на всех женщин. И её узкая, скажем так, «специальность» порождает существенную пропасть между ней и миллионами других представительниц прекрасного пола.
Самый главный навык в этой жизни - это адаптация. Способность реагировать на изменчивость обстоятельств конструктивными переменами поведения. Классический пример в самом голом виде на примере инстинкта у наших древних предков. В случае опасности есть три путя: бей, замри, беги. У каждого свои плюсы и минусы в зависимости от контекста ситуации. Обзаведясь интеллектом, человек разумный научился эти пути скрывать от самого себя в тумане самообмана.
Когда у гламурной птицы нет сил быть честной, чтобы признать неотвратимое - случается что-то вроде фильма «Сансет бульвар». Собственно, уже тогда, в 1950, Билли Уайлдер предельно ёмко сказал всё о трудностях адаптации у голливудских див. Поэтому «Субстанция» воспринимается изначально как история о человеке, угробившем свою жизнь чередой не самых лучших решений. Когда на героиню обрушиваются несчастья, она, как это часто делают сильные независимые, отгораживает себя от болезненной реальности с помощью конских доз мартини.
Болезненная правда из антресолей подсознания вместе с утренним похмельем рассеивается, оборачиваясь для памяти ночным кошмаром, который лишь укрепит героиню в стремлении цепляться за старое. Кадры с обстоятельной демонстрацией лайфхак-набора после просмотра наводят на очень забавную мысль. А именно то, что даже дай женщине настолько простой и понятный рецепт счастья - она и его угробит. Шутка конечно, но её доля правды точно не красит этот фильм в «феминистский».
Возвращаясь к адаптации. Сознание определяет бытие у тех, кто способен выбирать реакцию на сложные обстоятельства. Бытие определяет сознание у тех, кто в этом деле слаб. Элизабет, как упоминалось выше, не побежала и не ударила, а предпочла замереть. Поэтому когда её сознание просыпается в молодом упругом теле - мир сразу становится хорош, а в оператора вселяется Майкл Бэй. В жизни героини наступают хорошие времена, что сулит утрату остатков психического тонуса.
Специально, для женщин, крупными буквами, чёрным по белому, в инструкции написано: «Remember, you are one». Однако бытие так сильно и так скоро определяет сознание для героини в её разных ипостасях, что она напрочь забывает об этом наставлении. Более того, ещё и с маниакальным упорством и навыками, коими нынче даже не всякий молодой человек может похвастаться, мастерит тёмную комнату для хранения нехранимых секретов.
Когда Сью прячет Элизабет с глаз подальше, в этом кино можно обнаружить неожиданное измерение, в котором оно, к сожалению, надолго не задерживается. А между тем «Субстанция» могла бы сыграть в лиге гораздо более высокого ранга, если бы её концепция была в первую очередь применима в качестве иллюстрации о противоборстве тех психических составляющих, из которых складывается наша личность.
В «Субстанции» даже заложены все основы для подобного расклада. Поскольку забота о своей другой части является главным условием для успешного применения препарата. И тема психической гигиены и наглядной необходимости научиться обращаться со своим внутренним Lego даже открывает для потенциального развития много возможностей. Может быть кто-то вдохновится «Субстанцией» и снимет такое кино. Главное, чтобы оно не стало в сотый раз пережёванной реинкарнацией Тайлера Дардена.
Чем больше Сью кайфует от самолюбования, тем дальше прячет с глаз себя. Как и в «Смерть ей к лицу» побочные эффекты от непрактичного обращения с собой скоро дают о себе знать. Утрата баланса порождает ненависть. Элизабет ненавидит себя настоящую, и ненавидит себя-Сью. Сью себя любит, и отвечает Элизабет взаимностью. Видимо, не зря говорят психологи, что прежде чем любить кого/то или ждать, что тебя кто-то полюбит, стоит проявить любовь к себе.
Хапнув дисбаланса, Элизабет предпринимает первую и последнюю отчаянную попытку наладить жизнь в настоящем. Переписывание жизненного сценария требует предпринятия шагов, доселе никогда не предпринимаемых. Но мы уже знаем, что Элизабет любительница ходить по граблям, посему фильм, уже миновавший середину, срывается во все тяжкие.
Если уж в этом кино и есть подлинный хоррор, то он лучше всего, хоть и вперемешку с истерическим хохотом, работает в сценах, когда Элизабет начинает безудержно скуфеть. В общем-то, дальнейшие метаморфозы героини и её война с собой уже не добавляют чего-то к идеологическому содержанию картины. Погоня за совершенством, проходящая в ненависти к себе, дальше порождает лишь монструозных гомункулов.
В эпическом финале Фаржа усердно расписывается в любви к разного рода гилтиплежерам своей молодости. Плод оргии между «Человеком-слоном» и «Токсичным мстителем», снабжённый ЗПП в виде «Нечто» проносится как «Кэрри» по коридорам «Сияния». И наверняка не без запаха «Живой мертвечины» Питера Джексона. Вроде бы сидишь и улыбаешься как сумасшедший, глядя на этот стилистический беспредел. С другой стороны понимаешь - it's too much, перебор.
В конечном счёте, стоило ли снимать эти последние полчаса, да и вообще так затягивать со всеми пикантными подробностями? Фильм кончается практически тем же, с чего и начинался, а значит, можно было обойтись и без этого. Уже упомянутую «Смерть ей к лицу» в своё время тоже ругали, дескать, затянутый киноанекдот. В случае с фильмом Фаржа можно было пойти в совсем иные познавательные степи. Но автор выбрала путь сатиры, переходящей в трэш.
Автор вынесла в вакуумное пространство тело героини в качестве краеугольного камня, вокруг которого потешно танцует беззлобная карикатура патриархата. По идее такое лабораторное препарирование подразумевает, что за скобками должны остаться все вопросы о жизни Элизабет. Почему нет детей, почему так духовно пуста, почему никаких других ценностей, связей, навыков. И как раз-таки если попробовать углубиться в эти дебри, то становится очевидно, что не телом единым.
С одной стороны, кино получилось довольно богатым на размышления, даже прямо нетипично для скудных на подобные произведения последних лет. С другой стороны - потенциал был гораздо выше. А получилось так, что автор отвёл зрителя туда, где можно было бы найти самые главные ответы - дал издалека взглянуть, а после повёл на балаган, умственно разгружаться через смех. Нет уж, подобные путешествия лучше доводить до победного. Тогда в них можно будет погружаться вновь. А «Субстанция» получилась точь в точь как титульный препарат - для одноразового использования.
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.