Найти в Дзене
Фильманьяк

Субстанция (2024) - зачем женщины это делают?

У героини говорящая фамилия, которая стала частью слогана её шоу. «Sparkle» означает блистать, сиять, быть живым.
У героини говорящая фамилия, которая стала частью слогана её шоу. «Sparkle» означает блистать, сиять, быть живым.
Лучи славы больше не греют кинозвезду Элизабет Спаркл. Лучшие роли вместе с лучшими годами позади - и в полувековой юбилей последняя почва уходит из под ног, когда её увольняют из фитнес-шоу. Не успев оправиться от такого удара, Элизабет получает подарок судьбы в виде чудо-препарата, способного вернуть в реальность её молодость. Достаточно просто следовать инструкции - и побочных эффектов не будет....
Изначально эту насмешливую пародию на всех «вайнштейнов» этого мира должен был исполнить Рэй Лиотта, скончавшийся до начала съёмок. Но Дэннис Куэйд сыграл изумительно хорошо, и даже смотрится более интересным выбором - ибо за Лиотту половину актёрской работы делало его «лицо мерзавца».
Изначально эту насмешливую пародию на всех «вайнштейнов» этого мира должен был исполнить Рэй Лиотта, скончавшийся до начала съёмок. Но Дэннис Куэйд сыграл изумительно хорошо, и даже смотрится более интересным выбором - ибо за Лиотту половину актёрской работы делало его «лицо мерзавца».

В прессе «Субстанцию» характеризуют как «феминистский боди-хоррор». Или же «Барби» смешала и встряхнула в сознании все представления о феминизме, или же термин нынче употребляют по поводу и без. Ну, натурально, сейчас к жанру непременно приписывают прилагательное «феминистский» если в главной роли женщина или снято женщиной. Не взирая при этом на содержание.

Баннер со Сью, который взирает на Элизабет точно портрет на Дориана Грея, может так же напомнить фильм «Сука-любовь» Алехандро Гонсалеса Иньярриту.
Баннер со Сью, который взирает на Элизабет точно портрет на Дориана Грея, может так же напомнить фильм «Сука-любовь» Алехандро Гонсалеса Иньярриту.

Содержание же «Субстанции» таково, что назвать её «феминистской» можно только с большой натяжкой. То же самое касается и «боди-хоррора». Щепетильный зритель, давно не вкушавший «маньяков по-корейски» или же безбожных сплэттеров 80-ых, уже успел поморщиться и посетовать на доминирование на экране разного рода физиологических жидкостей и прочих изысков гуро-меню.

Деми Мур не была первым выбором Корали Фаржа на главную роль (по сюжету героине 50, а Мур на момент съёмок - 60). Однако ознакомившись с мемуарами Мур, Фаржа поняла, что нашла свою героиню. И для Мур, которая последние 30 лет не обходится без пластических операций, эта роль, пожалуй автобиографична.
Деми Мур не была первым выбором Корали Фаржа на главную роль (по сюжету героине 50, а Мур на момент съёмок - 60). Однако ознакомившись с мемуарами Мур, Фаржа поняла, что нашла свою героиню. И для Мур, которая последние 30 лет не обходится без пластических операций, эта роль, пожалуй автобиографична.

Может быть это сугубо индивидуально, но стилевые излишества в картине француженки Корали Фаржа вызывают не отвращение, а смех. Причём ближе к финалу это всё набирает такие обороты, что это уже не сатира, а чистейшая комедия. Довольно странно в одном флаконе наблюдать столь диаметральные характеристики, верно? И к этой неоднородности мы чуть позже вернёмся, когда будем подводить итоги высказывания Фаржа.

Эта роль для Деми Мур - очень громкий камбек. Восхищает не столько смелостью, сколько мастерством, поскольку не сразу вспомнишь - когда последний раз видел актрису на экране, и когда её видел в чём-то путном?
Эта роль для Деми Мур - очень громкий камбек. Восхищает не столько смелостью, сколько мастерством, поскольку не сразу вспомнишь - когда последний раз видел актрису на экране, и когда её видел в чём-то путном?

В первую очередь не совсем ясно, а кому это послание? Глупый вопрос в адрес фильма, настолько переполненного текучими условностями. И тем не менее - во время просмотра невольно проецируешь главную героиню на всех женщин. И её узкая, скажем так, «специальность» порождает существенную пропасть между ней и миллионами других представительниц прекрасного пола.

А вот экранный аналог молодой Мур в лице Маргарет Куолли довольно сложно воспринимать в обнажённом виде. Поскольку чтобы соответствовать силиконовой Деми, для Куолли сделали накладные бубисы. Получается «подделка подделки».
А вот экранный аналог молодой Мур в лице Маргарет Куолли довольно сложно воспринимать в обнажённом виде. Поскольку чтобы соответствовать силиконовой Деми, для Куолли сделали накладные бубисы. Получается «подделка подделки».

Самый главный навык в этой жизни - это адаптация. Способность реагировать на изменчивость обстоятельств конструктивными переменами поведения. Классический пример в самом голом виде на примере инстинкта у наших древних предков. В случае опасности есть три путя: бей, замри, беги. У каждого свои плюсы и минусы в зависимости от контекста ситуации. Обзаведясь интеллектом, человек разумный научился эти пути скрывать от самого себя в тумане самообмана.

Куолли, несмотря на яркую подачу, всё-таки не соответствует в психологической точности героине Деми Мур. Хотя порой всё-таки очень хороша. Например, когда она впервые смотрит на свою старую версию в её глазах едва уловимо читается что-то такое, что напоминает поговорку: первое, что сделает слепой, ставший зрячим - выбросит трость, на которую опирался всю жизнь.
Куолли, несмотря на яркую подачу, всё-таки не соответствует в психологической точности героине Деми Мур. Хотя порой всё-таки очень хороша. Например, когда она впервые смотрит на свою старую версию в её глазах едва уловимо читается что-то такое, что напоминает поговорку: первое, что сделает слепой, ставший зрячим - выбросит трость, на которую опирался всю жизнь.

Когда у гламурной птицы нет сил быть честной, чтобы признать неотвратимое - случается что-то вроде фильма «Сансет бульвар». Собственно, уже тогда, в 1950, Билли Уайлдер предельно ёмко сказал всё о трудностях адаптации у голливудских див. Поэтому «Субстанция» воспринимается изначально как история о человеке, угробившем свою жизнь чередой не самых лучших решений. Когда на героиню обрушиваются несчастья, она, как это часто делают сильные независимые, отгораживает себя от болезненной реальности с помощью конских доз мартини.

В некоторых представлениях о возрастах Фаржа делает непростительные обобщения. Оскуфеть можно и в 18. А упругие ягодицы - это не дар юных лет, а результат продолжительных физических тренировок. К слову, даже Маргарет Куолли не даст соврать, поскольку для съёмок свои балетные кондиции она доводила до фитоняшных с помощью тренировок.
В некоторых представлениях о возрастах Фаржа делает непростительные обобщения. Оскуфеть можно и в 18. А упругие ягодицы - это не дар юных лет, а результат продолжительных физических тренировок. К слову, даже Маргарет Куолли не даст соврать, поскольку для съёмок свои балетные кондиции она доводила до фитоняшных с помощью тренировок.

Болезненная правда из антресолей подсознания вместе с утренним похмельем рассеивается, оборачиваясь для памяти ночным кошмаром, который лишь укрепит героиню в стремлении цепляться за старое. Кадры с обстоятельной демонстрацией лайфхак-набора после просмотра наводят на очень забавную мысль. А именно то, что даже дай женщине настолько простой и понятный рецепт счастья - она и его угробит. Шутка конечно, но её доля правды точно не красит этот фильм в «феминистский».

Клиповая картина жизни кайфожорочки Сью достигает своего пика в сценах аэробики. От такой наглой демонстрации прелестей может возникнуть вопрос - а это точно не фильм Грега Лански?
Клиповая картина жизни кайфожорочки Сью достигает своего пика в сценах аэробики. От такой наглой демонстрации прелестей может возникнуть вопрос - а это точно не фильм Грега Лански?

Возвращаясь к адаптации. Сознание определяет бытие у тех, кто способен выбирать реакцию на сложные обстоятельства. Бытие определяет сознание у тех, кто в этом деле слаб. Элизабет, как упоминалось выше, не побежала и не ударила, а предпочла замереть. Поэтому когда её сознание просыпается в молодом упругом теле - мир сразу становится хорош, а в оператора вселяется Майкл Бэй. В жизни героини наступают хорошие времена, что сулит утрату остатков психического тонуса.

Доводя эстетику картины до современного лакшери-прона, Корали Фаржа даже издевательски разыгрывает классический сюжет про girl next door. Вот уж действительно мечты сбываются.
Доводя эстетику картины до современного лакшери-прона, Корали Фаржа даже издевательски разыгрывает классический сюжет про girl next door. Вот уж действительно мечты сбываются.

Специально, для женщин, крупными буквами, чёрным по белому, в инструкции написано: «Remember, you are one». Однако бытие так сильно и так скоро определяет сознание для героини в её разных ипостасях, что она напрочь забывает об этом наставлении. Более того, ещё и с маниакальным упорством и навыками, коими нынче даже не всякий молодой человек может похвастаться, мастерит тёмную комнату для хранения нехранимых секретов.

Тайник Сью сразу же вызывает в памяти «Побудь в моей шкуре» Джонатана Глейзера.
Тайник Сью сразу же вызывает в памяти «Побудь в моей шкуре» Джонатана Глейзера.

Когда Сью прячет Элизабет с глаз подальше, в этом кино можно обнаружить неожиданное измерение, в котором оно, к сожалению, надолго не задерживается. А между тем «Субстанция» могла бы сыграть в лиге гораздо более высокого ранга, если бы её концепция была в первую очередь применима в качестве иллюстрации о противоборстве тех психических составляющих, из которых складывается наша личность.

Между прочим, не первое кино, которое так физиологично показывает жертвы, которые требует красота. В 1988 выходил практически неизвестный «Омолаживатель», тоже про актрису и препараты с побочками. Некоторые говорят, что хотя Фаржа и ссылается на Оскара Уайлда и Дэвида Кроненберга, но тот фильм она явно видела...
Между прочим, не первое кино, которое так физиологично показывает жертвы, которые требует красота. В 1988 выходил практически неизвестный «Омолаживатель», тоже про актрису и препараты с побочками. Некоторые говорят, что хотя Фаржа и ссылается на Оскара Уайлда и Дэвида Кроненберга, но тот фильм она явно видела...

В «Субстанции» даже заложены все основы для подобного расклада. Поскольку забота о своей другой части является главным условием для успешного применения препарата. И тема психической гигиены и наглядной необходимости научиться обращаться со своим внутренним Lego даже открывает для потенциального развития много возможностей. Может быть кто-то вдохновится «Субстанцией» и снимет такое кино. Главное, чтобы оно не стало в сотый раз пережёванной реинкарнацией Тайлера Дардена.

Было бы интересно увидеть взаимодействие товарищей по «не-счастью» и их обмен опытом. Хорошая идея для потенциального сиквела - «Клуб анонимной молодёжи»
Было бы интересно увидеть взаимодействие товарищей по «не-счастью» и их обмен опытом. Хорошая идея для потенциального сиквела - «Клуб анонимной молодёжи»

Чем больше Сью кайфует от самолюбования, тем дальше прячет с глаз себя. Как и в «Смерть ей к лицу» побочные эффекты от непрактичного обращения с собой скоро дают о себе знать. Утрата баланса порождает ненависть. Элизабет ненавидит себя настоящую, и ненавидит себя-Сью. Сью себя любит, и отвечает Элизабет взаимностью. Видимо, не зря говорят психологи, что прежде чем любить кого/то или ждать, что тебя кто-то полюбит, стоит проявить любовь к себе.

С юмором у Корали Фаржа точно всё в порядке. К спартанскому фронт-кику непременно прилагается атрибут всех экранных фаталити - стеклянный журнальный столик.
С юмором у Корали Фаржа точно всё в порядке. К спартанскому фронт-кику непременно прилагается атрибут всех экранных фаталити - стеклянный журнальный столик.

Хапнув дисбаланса, Элизабет предпринимает первую и последнюю отчаянную попытку наладить жизнь в настоящем. Переписывание жизненного сценария требует предпринятия шагов, доселе никогда не предпринимаемых. Но мы уже знаем, что Элизабет любительница ходить по граблям, посему фильм, уже миновавший середину, срывается во все тяжкие.

Стэнли Кубрик явно оценил бы создание на экране такого выхолощенного мира.
Стэнли Кубрик явно оценил бы создание на экране такого выхолощенного мира.

Если уж в этом кино и есть подлинный хоррор, то он лучше всего, хоть и вперемешку с истерическим хохотом, работает в сценах, когда Элизабет начинает безудержно скуфеть. В общем-то, дальнейшие метаморфозы героини и её война с собой уже не добавляют чего-то к идеологическому содержанию картины. Погоня за совершенством, проходящая в ненависти к себе, дальше порождает лишь монструозных гомункулов.

Ставь лаврентия, если предсказал явление гомункула с самого первого кадра.
Ставь лаврентия, если предсказал явление гомункула с самого первого кадра.

В эпическом финале Фаржа усердно расписывается в любви к разного рода гилтиплежерам своей молодости. Плод оргии между «Человеком-слоном» и «Токсичным мстителем», снабжённый ЗПП в виде «Нечто» проносится как «Кэрри» по коридорам «Сияния». И наверняка не без запаха «Живой мертвечины» Питера Джексона. Вроде бы сидишь и улыбаешься как сумасшедший, глядя на этот стилистический беспредел. С другой стороны понимаешь - it's too much, перебор.

«Субстанция» уже отхватила в Каннах приз за лучший сценарий. И по любому ещё наберёт наград - как минимум, все премии мира за лучший грим.
«Субстанция» уже отхватила в Каннах приз за лучший сценарий. И по любому ещё наберёт наград - как минимум, все премии мира за лучший грим.

В конечном счёте, стоило ли снимать эти последние полчаса, да и вообще так затягивать со всеми пикантными подробностями? Фильм кончается практически тем же, с чего и начинался, а значит, можно было обойтись и без этого. Уже упомянутую «Смерть ей к лицу» в своё время тоже ругали, дескать, затянутый киноанекдот. В случае с фильмом Фаржа можно было пойти в совсем иные познавательные степи. Но автор выбрала путь сатиры, переходящей в трэш.

В самом простом смысле «Субстанция» - это очень наглядный пример для барышень - а именно как делать не надо.
В самом простом смысле «Субстанция» - это очень наглядный пример для барышень - а именно как делать не надо.

Автор вынесла в вакуумное пространство тело героини в качестве краеугольного камня, вокруг которого потешно танцует беззлобная карикатура патриархата. По идее такое лабораторное препарирование подразумевает, что за скобками должны остаться все вопросы о жизни Элизабет. Почему нет детей, почему так духовно пуста, почему никаких других ценностей, связей, навыков. И как раз-таки если попробовать углубиться в эти дебри, то становится очевидно, что не телом единым.

Хотя фильм довольно продолжительный, тяжесть хронометража начинает ощущаться только под самый занавес. Атмосфера потому что затягивающая.
Хотя фильм довольно продолжительный, тяжесть хронометража начинает ощущаться только под самый занавес. Атмосфера потому что затягивающая.

С одной стороны, кино получилось довольно богатым на размышления, даже прямо нетипично для скудных на подобные произведения последних лет. С другой стороны - потенциал был гораздо выше. А получилось так, что автор отвёл зрителя туда, где можно было бы найти самые главные ответы - дал издалека взглянуть, а после повёл на балаган, умственно разгружаться через смех. Нет уж, подобные путешествия лучше доводить до победного. Тогда в них можно будет погружаться вновь. А «Субстанция» получилась точь в точь как титульный препарат - для одноразового использования.

А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.