Найти в Дзене
Наталья Онищенко

Харуки Мураками «Страна Чудес без тормозов и Конец Света»

Два романа в одном переплёте. Две истории, которые, не пересекаясь в буквальном смысле, сплетаются воедино. Безымянный главный герой в «Стране Чудес…» работает конвектором — шифровщиком информации с помощью особой программы в собственном мозге. Герой получает заказ на шифровку, и история начинается. Немая девушка проводит его к скрытому в застенках офисной высотки водопаду, где старик-учёный просит сделать шафлинг научной работы. Использовать шафлинг для шифрования запретили, но у старика есть разрешение сверху, и Герой берётся за заказ. В «Конце Света» Герой прибывает в Город, где люди живут без тени, совсем не помня прошлого. По прибытии Страж отсекает тень Героя и бросает в тюрьму. Без тени ему не уйти, но из Города и так никто никогда не уходит. Лишь странные животные с одним рогом могут покидать его стены. «Страна Чудес…» хаотичная, постоянно движущаяся, написана в прошедшем времени, полна брендов, писателей, музыкантов и консьюмерических предпочтений Героя, будь то еда или одежда
Оглавление

Два романа в одном переплёте. Две истории, которые, не пересекаясь в буквальном смысле, сплетаются воедино.

Сюжет

Безымянный главный герой в «Стране Чудес…» работает конвектором — шифровщиком информации с помощью особой программы в собственном мозге. Герой получает заказ на шифровку, и история начинается. Немая девушка проводит его к скрытому в застенках офисной высотки водопаду, где старик-учёный просит сделать шафлинг научной работы. Использовать шафлинг для шифрования запретили, но у старика есть разрешение сверху, и Герой берётся за заказ.

В «Конце Света» Герой прибывает в Город, где люди живут без тени, совсем не помня прошлого. По прибытии Страж отсекает тень Героя и бросает в тюрьму. Без тени ему не уйти, но из Города и так никто никогда не уходит. Лишь странные животные с одним рогом могут покидать его стены.

Фишки повествования

«Страна Чудес…» хаотичная, постоянно движущаяся, написана в прошедшем времени, полна брендов, писателей, музыкантов и консьюмерических предпочтений Героя, будь то еда или одежда. Историю двигают внешние события, заставляя Героя действовать.

«Конец Света» тягучий, медленный, будто бесцветный, написан в настоящем времени, наполнен саморефлексией человека без памяти. История строится не вокруг внешних событий (их здесь чуть), а вокруг накапливающихся в снежных ком внутренних переживаний Героя, которые впоследствии выльются в действия.

Главы чередуются, однако никогда не пересекаются напрямую, лишь отголосками. Сюжеты в некоем роде строятся зеркально. Пока в одной истории действие, в другой затишье, и наоборот. Однако полного контраста между ними нет. Может, по задумке «Страна Чудес…» и должна была быть эдаким стремительным приключением (не зря же на одиночный подзаголовок главы у «Конца света», у «Страны Чудес...» он тройной), но лежания в кровати и пешие прогулки (или намеренная затянутость) совершенно испортили темп.

Персонажи и характеры

В «Стране Чудес…» Герой пассивный, совершенно не деятельный. Он плывёт по течению: куда река — туда и он, в болото так в болото. На все происходящие странности Герой предпочитает закрывать глаза. Даже когда ему выносят входную дверь в квартиру, он не удосуживается её поставить на место.

В «Конце Света» же Герой пытается докопаться до правды, идёт против системы без чьей-либо сторонней указки, а вопреки советам смириться. Медленно, но верно он будто обретает голос, начинает бороться.

Мироустройство и разбавленная фантастика

«Страна Чудес без тормозов»

Информация — главная ценность. Герой работает в Системе (с заглавной буквы «С»). Система— полугосударственная компания, занимается хранением и защитой информации от Фирмы (с большой буквы «Ф») — подпольного синдиката, ворующего информацию.

Если упростить, то сюжет представляет собой историю человека, втянутого против воли в разборки сильных мира сего. (За ним как бы охотятся и система, и преступники, но конфликт отказывается масштабироваться и остаётся местячковой проблемкой.)

Заявленное же противостояние компаний за власть в государстве мало на что влияет в сюжете или в окружении Героя. Разборки элит обрисованы чужими словами и развития не имеют, так как существуют только, чтобы задать вектор движения.

Условно история происходит в Японии будущего, но честно говоря, больше похоже на немного альтернативные 80-е с незримой для большинства цивилизацией монстров-жаббервогов в канализации (которые, кстати, тоже мало зачем существуют). Общество и технологии едва ли несут отпечаток заявленного мироустройства. (А ещё какие к чёрту билетёры в метро будущего?)

«Конец Света»

Роман ощущается эдакой сюрреалистической антиутопией. Город окружён неприступной и «хитрой» стеной, которую охраняет Страж. По прибытии в Город от людей отсекают тени, а затем люди теряют собственное «я». Войти может любой — выйти нельзя никому. За этим-то Страж — или тюремщик (собственно, эту роль он открыто играет для теней) — и следит. Хотя, как выяснится, некоторые всё-таки сбежали в Лес, унеся с собой частички личности и опять же угодив в ловушку.

Новые жители Города работают Чтецами Старых снов, просматривая в черепах однорогих животных кусочки чужого прошлого. Как только новички полностью теряют себя, а их тени умирают в тюрьме, им находят другую работу. Вроде бы Город является местом безвременья, однако работа — пустая и бесполезная — есть у всех и направлена на поддержание устоявшегося порядка.

Весь мир романа строится по принципу сновидений и соткан из универсальных метафор и аллюзий. Библиотека — хранилище знаний (читай — памяти прошлого), тень — неотделимый спутник, по которому можно судить о минувшем времени, лес — неизвестность и отчуждённость от мира и т.д.

-2

О темах со СПОЙЛЕРАМИ

По отдельности романы несут в себе мысли:

  • Нужно жить, а не существовать, не просыпать жизнь («Страна Чудес…»);
  • Нужно бороться с подавляющей системой и оставаться верным себе («Конец Света»).

Заданная Мураками форма умело подчёркивает, что герой-то у романа один (прошедшее и настоящее время, перекликания вроде кодой фразы «Конец Света» или черепа и т.д.), однако до поры до времени это не явно. Пускай название «Страна Чудес...» намекает на наличие сна в повествовании, точнее сказать, старого сна аки прошлого, сразу заподозрить это нельзя. Когда же наконец всё становится ясно, что из себя представляет Город в «Конце Света», то сразу встаёт на место разительное отличие в характерах «прошлого» и «настоящего». В «Стране Чудес...» Герой лишь под финал, осознав и приняв собственную обречённость, по сути утратив будущее, становится свободным и по-настоящему живым, проснувшимся. В «Конце Света» он такой почти с самого начала. Если смотреть на историю в целом, то дабы выбраться из ловушки в собственном сознании, Герою нужно наконец научиться решать за себя, так сказать, стать активным игроком. Почему же, изменившись, он тогда не выбирается? Чёрт его знает. То ли ему мешает внутренний романтик, то ли развития характера недостаточно, чтобы заполнить пустоту в нём.

Итог

«Страна Чудес без тормозов и Конец Света» — добротный роман с понятными идеями, любопытной формой подачи, однако со своими значительными минусами. Признаться честно, читать было тяжело, причём исключительно из-за откровенного провисания сюжета. Будь хотя бы половина упомянутых в «Стране Чудес...» вещей нормально реализована, эта история не казалась бы ещё на середине отдавшей весь вкус жвачкой и поддерживала бы интерес, чередуясь с пустоватыми на события главами «Конца Света».

Если вам нравятся дотошные книжные рецензии, подписывайтесь на канал!