Любовь Раневская — одна из центральных фигур в пьесе Антона Чехова «Вишневый сад». Вернувшись из Парижа, она обнаруживает, что родовое имение вот-вот продадут из-за долгов. Эта роль — настоящая проверка для любой актрисы: сложный, многослойный образ, наполненный тонкой грустью и внутренними противоречиями. Давайте посмотрим, как разные актрисы воплощали Раневскую на сцене и какие нюансы ее характера выделяли.
Ольга Книппер-Чехова: естественная и переменчивая
Год: 1904.
Театр: Московский Художественный театр.
Ее Раневская: живая и естественная. Говорили, что Книппер — первая из всех актрис, сумевшая четко и ярко передать образ чеховских женщин. Она могла только что горевать о саде, а спустя мгновение — уже, изменив настроение, иронично отчитывать Петю за отсутствие любовницы. Затем с неожиданной легкостью бросалась танцевать, чтобы спустя минуту горько заплакать. В этом — вся многогранность и переменчивость ее женской натуры.
Интересный факт: роль Раневской у Книппер была любимой. Премьера спектакля состоялась в 1904 году, и супруга Чехова играла эту героиню практически до конца своей жизни. Хотя она была задействована и в других постановках мужа: была Аркадиной в «Чайке», Еленой Андреевной в «Дяде Ване», Машей в «Трех сестрах» и Саррой в «Иванове».
Цитата: «Надо быть мужчиной, в ваши годы надо понимать тех, кто любит. И надо самому любить... надо влюбляться! Да, да! И у вас нет чистоты, а вы просто чистюлька, смешной чудак, урод... „Я выше любви!“ Вы не выше любви, а просто, как вот говорит наш Фирс, вы недотепа. В ваши годы не иметь любовницы!»
Татьяна Лаврова: драматичная и проникновенная
Год: 1976.
Театр: «Современник».
Ее Раневская: драматичная и глубоко эмоциональная. С тяжелым взглядом и низким голосом, Лаврова не позволяет своей Раневской улыбнуться даже там, где Чехов отмечает ремарку «смеется». В ее исполнении образ пронизан горечью: слова о саде даются ей с тяжелым сердцем и слезами на глазах.
Интересный факт: творческий путь Татьяны Лавровой начался с Чехова, но не с «Вишневого сада», а с «Чайки». Она сыграла Нину Заречную почти сразу после выпуска из Школы-студии при МХАТе, в 22 года! В дальнейшем Лаврова много работала в кино и театре, но именно пьесы Чехова оставались ее постоянным творческим спутником. В постановке «Вишневого сада» Галины Волчек Татьяну Лаврову окружали Игорь Кваша (Гаев), Андрей Мягков (Петя Трофимов) и Валентин Гафт (Фирс).
Цитата: «Весь, весь белый! О, сад мой! После темной, ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя... Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть мое прошлое!»
Татьяна Доронина: мелодичная и певучая
Год: 1988.
Театр: МХАТ имени Максима Горького.
Ее Раневская: мелодичная и певучая. Во многих своих ролях Доронина пела под гитару — и постановка в МХАТе не стала исключением. Глубоким, звучным голосом ее Раневская исполняла один из романсов, а певучесть сохранялась и в речи персонажа, наполняя монологи и диалоги особой музыкальностью и эмоциональностью.
Интересный факт: Татьяна Доронина считала пьесу очень актуальной. Ведь речь в ней идет не столько о потере конкретного сада, сколько о потере родины. Она говорила, что определяющая фраза Раневской идет в самом начале спектакля: «Видит бог, я люблю родину, люблю нежно, я не могла смотреть из вагона, все плакала». Доронина очень расстраивалась, если в спектакле не удавалось точно сыграть или взять необходимую интонацию.
Цитата: «Отчего нет Леонида? Только бы знать: продано имение или нет? Несчастье представляется мне до такой степени невероятным, что даже как-то не знаю, что думать, теряюсь... Я могу сейчас крикнуть... могу глупость сделать».
Руфина Нифонтова: яркая и модная
Год: 1976.
Театр: телевизионный спектакль.
Ее Раневская: яркая. Во всех постановках Раневская одета со вкусом и шиком, но вариант Нифонтовой выделяется особенно: в одной из сцен она появляется в розовой объемной шляпе, украшенной салатовой и фиолетовой розами с перьями, что подчеркивает ее харизму и индивидуальность.
Интересный факт: режиссер Леонид Хейфец собрал в своем варианте «Вишневого сада» выдающийся актерский состав: здесь есть Иннокентий Смоктуновский, Елена Коренева, Юрий Каюров, Наталья Вилькина, Эдуард Марцевич, Наталья Гундарева, Тамара Торчинская… Раневскую сыграла Руфина Нифонтова. Однажды, увидев ее на площадке, другая Раневская — Фаина Георгиевна — воскликнула: «Какая красота!» Несмотря на это, сама Нифонтова считала себя застенчивой.
Цитата: «Кто это здесь курит отвратительные сигары...»
Алиса Фрейндлих: чувственная и нежная
Год: 1980.
Театр: «Современник».
Ее Раневская: лиричная и трогательная. С огромными голубыми глазами, легким воздушным платьем и накинутой поверх шалью, чтобы согреться в вечерней прохладе. Она погружается в размышления о любви, чувствах и привязанностях, раскрывая тонкий внутренний мир героини.
Интересный факт: Алиса Фрейндлих исполняла роль Раневской в двух театрах: в Театре имени Ленсовета под режиссурой Игоря Владимирова и в московском «Современнике» в постановке Галины Волчек, которая пригласила ее после ухода Татьяны Лавровой.
Цитата: «У вас, Петя, строгое лицо, но что же делать, голубчик мой, что мне делать, он болен, он одинок, несчастлив, а кто там поглядит за ним, кто удержит его от ошибок, кто даст ему вовремя лекарство? И что ж тут скрывать или молчать, я люблю его, это ясно. Люблю, люблю...»
Пьесы Чехова вне времени — каждая постановка открывает его героев с новой стороны. А Чеховский фестиваль при поддержке ВТБ знакомит зрителей с лучшими спектаклями зарубежных и отечественных театров. Например, с персидским кукольным спектаклем «Руми». Узнавать больше о программе фестиваля, а также следить за новостями из мира искусства, культуры и спорта теперь гораздо удобнее в новом канале ВТБ «Цвет настроения» в Telegram и «ВКонтакте».