Найти в Дзене
ВТБ Страна

Женщина Чехова: 5 образов Раневской, которые вошли в историю

Оглавление

Любовь Раневская — одна из центральных фигур в пьесе Антона Чехова «Вишневый сад». Вернувшись из Парижа, она обнаруживает, что родовое имение вот-вот продадут из-за долгов. Эта роль — настоящая проверка для любой актрисы: сложный, многослойный образ, наполненный тонкой грустью и внутренними противоречиями. Давайте посмотрим, как разные актрисы воплощали Раневскую на сцене и какие нюансы ее характера выделяли.

Ольга Книппер-Чехова: естественная и переменчивая

Антон Чехов и Ольга Книппер, 1901 год © Музей МХАТ
Антон Чехов и Ольга Книппер, 1901 год © Музей МХАТ

Год: 1904.

Театр: Московский Художественный театр.

Ее Раневская: живая и естественная. Говорили, что Книппер — первая из всех актрис, сумевшая четко и ярко передать образ чеховских женщин. Она могла только что горевать о саде, а спустя мгновение — уже, изменив настроение, иронично отчитывать Петю за отсутствие любовницы. Затем с неожиданной легкостью бросалась танцевать, чтобы спустя минуту горько заплакать. В этом — вся многогранность и переменчивость ее женской натуры.

Интересный факт: роль Раневской у Книппер была любимой. Премьера спектакля состоялась в 1904 году, и супруга Чехова играла эту героиню практически до конца своей жизни. Хотя она была задействована и в других постановках мужа: была Аркадиной в «Чайке», Еленой Андреевной в «Дяде Ване», Машей в «Трех сестрах» и Саррой в «Иванове».

Цитата: «Надо быть мужчиной, в ваши годы надо понимать тех, кто любит. И надо самому любить... надо влюбляться! Да, да! И у вас нет чистоты, а вы просто чистюлька, смешной чудак, урод... „Я выше любви!“ Вы не выше любви, а просто, как вот говорит наш Фирс, вы недотепа. В ваши годы не иметь любовницы!»

Татьяна Лаврова: драматичная и проникновенная

Сцена из спектакля «Вишневый сад» по пьесе Антона Чехова в постановке театра «Современник». В роли Раневской Татьяна Лаврова, Фирса — Валентин Гафт (слева), Якова — Сергей Сазонтьев, 1976 год © Владимир Вяткин, РИА Новости
Сцена из спектакля «Вишневый сад» по пьесе Антона Чехова в постановке театра «Современник». В роли Раневской Татьяна Лаврова, Фирса — Валентин Гафт (слева), Якова — Сергей Сазонтьев, 1976 год © Владимир Вяткин, РИА Новости

Год: 1976.

Театр: «Современник».

Ее Раневская: драматичная и глубоко эмоциональная. С тяжелым взглядом и низким голосом, Лаврова не позволяет своей Раневской улыбнуться даже там, где Чехов отмечает ремарку «смеется». В ее исполнении образ пронизан горечью: слова о саде даются ей с тяжелым сердцем и слезами на глазах.

Интересный факт: творческий путь Татьяны Лавровой начался с Чехова, но не с «Вишневого сада», а с «Чайки». Она сыграла Нину Заречную почти сразу после выпуска из Школы-студии при МХАТе, в 22 года! В дальнейшем Лаврова много работала в кино и театре, но именно пьесы Чехова оставались ее постоянным творческим спутником. В постановке «Вишневого сада» Галины Волчек Татьяну Лаврову окружали Игорь Кваша (Гаев), Андрей Мягков (Петя Трофимов) и Валентин Гафт (Фирс).

Цитата: «Весь, весь белый! О, сад мой! После темной, ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя... Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть мое прошлое!»

Татьяна Доронина: мелодичная и певучая

Народная артистка СССР Татьяна Доронина, 1989 год © Алексей Бойцов, РИА Новости
Народная артистка СССР Татьяна Доронина, 1989 год © Алексей Бойцов, РИА Новости

Год: 1988.

Театр: МХАТ имени Максима Горького.

Ее Раневская: мелодичная и певучая. Во многих своих ролях Доронина пела под гитару — и постановка в МХАТе не стала исключением. Глубоким, звучным голосом ее Раневская исполняла один из романсов, а певучесть сохранялась и в речи персонажа, наполняя монологи и диалоги особой музыкальностью и эмоциональностью.

Интересный факт: Татьяна Доронина считала пьесу очень актуальной. Ведь речь в ней идет не столько о потере конкретного сада, сколько о потере родины. Она говорила, что определяющая фраза Раневской идет в самом начале спектакля: «Видит бог, я люблю родину, люблю нежно, я не могла смотреть из вагона, все плакала». Доронина очень расстраивалась, если в спектакле не удавалось точно сыграть или взять необходимую интонацию.

Цитата: «Отчего нет Леонида? Только бы знать: продано имение или нет? Несчастье представляется мне до такой степени невероятным, что даже как-то не знаю, что думать, теряюсь... Я могу сейчас крикнуть... могу глупость сделать».

Руфина Нифонтова: яркая и модная

Народная артистка РСФСР Руфина Нифонтова, 1970 год © Шидловский, РИА Новости
Народная артистка РСФСР Руфина Нифонтова, 1970 год © Шидловский, РИА Новости

Год: 1976.

Театр: телевизионный спектакль.

Ее Раневская: яркая. Во всех постановках Раневская одета со вкусом и шиком, но вариант Нифонтовой выделяется особенно: в одной из сцен она появляется в розовой объемной шляпе, украшенной салатовой и фиолетовой розами с перьями, что подчеркивает ее харизму и индивидуальность.

Интересный факт: режиссер Леонид Хейфец собрал в своем варианте «Вишневого сада» выдающийся актерский состав: здесь есть Иннокентий Смоктуновский, Елена Коренева, Юрий Каюров, Наталья Вилькина, Эдуард Марцевич, Наталья Гундарева, Тамара Торчинская… Раневскую сыграла Руфина Нифонтова. Однажды, увидев ее на площадке, другая Раневская — Фаина Георгиевна — воскликнула: «Какая красота!» Несмотря на это, сама Нифонтова считала себя застенчивой.

Цитата: «Кто это здесь курит отвратительные сигары...»

Алиса Фрейндлих: чувственная и нежная

Художник-модельер Вячеслав Зайцев и актриса Алиса Фрейндлих в гримерной перед спектаклем «Вишневый сад», театр «Современник», 1981 год © Петрухин, РИА Новости
Художник-модельер Вячеслав Зайцев и актриса Алиса Фрейндлих в гримерной перед спектаклем «Вишневый сад», театр «Современник», 1981 год © Петрухин, РИА Новости

Год: 1980.

Театр: «Современник».

Ее Раневская: лиричная и трогательная. С огромными голубыми глазами, легким воздушным платьем и накинутой поверх шалью, чтобы согреться в вечерней прохладе. Она погружается в размышления о любви, чувствах и привязанностях, раскрывая тонкий внутренний мир героини.

Интересный факт: Алиса Фрейндлих исполняла роль Раневской в двух театрах: в Театре имени Ленсовета под режиссурой Игоря Владимирова и в московском «Современнике» в постановке Галины Волчек, которая пригласила ее после ухода Татьяны Лавровой.

Цитата: «У вас, Петя, строгое лицо, но что же делать, голубчик мой, что мне делать, он болен, он одинок, несчастлив, а кто там поглядит за ним, кто удержит его от ошибок, кто даст ему вовремя лекарство? И что ж тут скрывать или молчать, я люблю его, это ясно. Люблю, люблю...»

Пьесы Чехова вне времени — каждая постановка открывает его героев с новой стороны. А Чеховский фестиваль при поддержке ВТБ знакомит зрителей с лучшими спектаклями зарубежных и отечественных театров. Например, с персидским кукольным спектаклем «Руми». Узнавать больше о программе фестиваля, а также следить за новостями из мира искусства, культуры и спорта теперь гораздо удобнее в новом канале ВТБ «Цвет настроения» в Telegram и «ВКонтакте».