Мы выяснили, что гордость и её производные являются главным препятствием для развития как в христианстве, так и в любом другом направлении. Но есть ещё один, вполне очевидный, но от этого не менее значимый барьер на пути — наши меняющиеся настроения.
Пока огонь чувств или эмоций горит — всё хорошо, но проходит время, рутина берёт своё, что-то нас огорчает, что-то отвлекает, и то, что мы считали важным, уходит на второй план.
На мой взгляд — это барьер барьеров. Способность следовать принятым убеждениям вне зависимости от перепадов настроения, от сменяющихся желаний и эмоций — это самое важное, что нужно в себе сформировать.
«Пока вы не научитесь управлять настроениями, — пока вы не укажете им на их место, вы не сможете оставаться ни убеждённым христианином, ни убеждённым атеистом. Вы будете вечно мятущимся существом, чьи убеждения зависят от погоды или от пищеварения.»
Через эту же призму длительной работы над собой Льюис рассматривает Любовь и Веру. В долгосрочной перспективе они — не только (а может, даже и не столько) чувства, сколько способность поддерживать их в себе.
«Любовь — не состояние чувств, а скорее состояние воли, которое мы воспринимаем как естественное по отношению к самим себе и которое должны научиться распространять на других.»«Христианская любовь и к Богу, и к человеку — это волевой акт.»«Предположим, голос рассудка, опять-таки под давлением доказательств, свидетельствует в пользу христианства. Я могу сказать, что случится на протяжении нескольких последующих недель. Наступит момент, когда вы получите плохие известия, или попадёте в беду, или встретите людей, не верящих в то, во что вы верите, и тотчас же поднимутся противоречивые чувства и поведут атаку на убеждения. Или придёт минута, когда вы пожелаете обладать женщиной, или захотите сказать ложь, или впадёте в самолюбование, или подвернётся случай раздобыть деньги не совсем честным путём, — короче, такая минута, когда было бы удобнее, если бы вся эта христианская вера оказалась выдумкой. И снова желания поведут атаку на убеждения.»«Вера в том смысле, в каком я сейчас употребляю это слово — искусство держаться тех убеждений, с которыми разум однажды согласился, независимо от того, как меняется настроение; потому что настроения человека будут меняться, какую бы точку зрения он ни принял.»«Ни христианские убеждения, ни какие бы то ни было другие не закрепляются в человеческом уме автоматически. Их необходимо питать.»
Можно сказать, что ритм регулярного восстановления своих убеждений и чувств (через чтение и молитву) — это один из ключевых способов удержать себя от превращения в «вечно мятущееся существо, чьи убеждения зависят от погоды или от пищеварения».
Каков ваш опыт долгосрочного следования своим убеждениям?
За счёт чего держите курс?
Что получается? Что не получается?
* * *
Подпишитесь на этот канал, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и участвовать в обсуждениях!
или присоединяйтесь к ONTO ACADEMY в Telegram