О боеприпасах 305-мм орудий японской корабельной артиллерии в отечественной литературе написано не так уж много. Надо сказать, что во многих работах, посвященных Русско-японской войне, этот вопрос едва затрагивается. Так, в первом из опубликованных официальных описаний войны на море в 1904–1905 годах, составленном Н.Л. Кладо, говорилось: «...Бронебойный английский (а, следовательно, и японский) снаряд (12 и 6 дм калибров) содержит в себе взрывчатого вещества 5 и 5 1/2% от своего веса, русские, так называемые фугасные снаряды этих калибров заключают в себе лишь 2 и 3% взрывчатого вещества, а в бронебойных русских снарядах… до 1 и 2%. Между тем, в английских фугасных снарядах это количество составляет 9 1/2% и 9 1/4%, а 6-дм лиддитовые снаряды содержат… 13 1/4 от своего веса…». Массу английских снарядов автор не указывал и лишь отсылал читателя к опубликованным ранее справочникам.
Несколько информативнее оказалось подготовленное капитаном Е.А. Беркаловым учебное пособие для Артиллерийского офицерского класса, в котором приводились таблицы с данными о массе японских 305-мм снарядов (850 английских фунтов, или 385,55 кг), а также о толщине пробиваемой ими на разных дистанциях брони. Разумеется, издание это не предназначалось для широкого круга читателей, но использовалось исследователями.
Значительным шагом вперед стала опубликованная в 1913 году статья капитана 2 ранга М.И. Смирнова. В ней автор писал: «Япония имела сильно действующие фугасные снаряды, снаряженные могучим взрывчатым веществом шимоза (меленит), составляющим по весу около 14% от веса снаряда». С учетом обозначенной в статье массы, считая в русских или английских фунтах, она для 305-мм снаряда получалось от 48,67 до 53,97 кг. Такой боеприпас противопоставлялся русскому, имевшему, якобы, заряд всего 2,5%, причем влажного пироксилина.
Калибры описываемых снарядов не уточнялись. В нескольких таблицах приводились сведения о массе японских 305-мм снарядов (850 фунтов, без уточнения, каких), скорострельности орудий, общей массе выбрасываемого в минуту взрывчатого вещества (7493 фунта против 484 фунтов русских, что преподносилось как 15-кратный перевес, хотя частное в данном случае — 15,48).
В фундаментальном труде «Работа Исторической Комиссии по описанию действий флота в войну 1904–1905 гг. при Морском генеральном штабе» составитель 7-й книги «Тсусимская операция», капитан 1 ранга граф А.П. Капнист, для обоих противников сделал акцент на общих цифрах выбрасываемого в минуту металла и взрывчатого вещества, не углубляясь в характеристики снарядов.
Разразившаяся вскоре после публикации «Тсусимской операции» революция не внесла каких-либо изменений в оценки соотношения сил и вооружения сторон. Так, М.А. Петров в работе 1926 года ограничился указанием, что «русские снаряды имели около 2 1/2% взрывчатого вещества, японские — около 14%, общий вес последнего в брошенном за тот же промежуток времени металле 484 фунта у русских против 7493 японских, что составляет почти пятнадцатикратное превосходство японского флота…», заимствованным у М.И. Смирнова.
Участник Русско-японской войны, артиллерист, а впоследствии профессор Военно-морской академии Л.Г. Гончаров, опубликовавший в 1935 году статью «Некоторые тактические уроки Цусимы», опирался в основном на данные, фигурирующие в работе Н.Л. Кладо, «Тсусимской операции» и учебном пособии Е.А. Беркалова. Отождествляя японские снаряды с английскими, он указывал, что содержание взрывчатого вещества в бронебойных составляло 5%, а в «обыкновенных» — 9,5%. Сверх того, в примечаниях к таблице технических данных снарядов говорилось: «За время, прошедшее после падения Порт-Артура и до Цусимского боя, боезапас японских крупных орудий был еще более улучшен; в Цусимском сражении японцы применяли 12[-дюймовые] фугасные снаряды и шимозы <Так!>, имевшие начинку в 40,95 кг (100 ф[унтов])…».
Источник сведений, а также единицы измерения не уточнялись, между тем как 100 английских фунтов, которые уместнее при расчете японских данных, равны 45,3 кг. По мнению Л.Г. Гончарова, с учетом 1,44-кратного превосходства шимозы над влажным пироксилином в скорости детонации (7200 м/с против 6000) и 15-кратного перевеса японской эскадры в массе выбрасываемого в минуту взрывчатого вещества, противник обладал 22-кратным превосходством в силе артиллерийского огня над 2-й Тихоокеанской эскадрой.
Капитан 1 ранга П. Д. Быков в 1942 году кратко характеризовал снаряды враждующих сторон по Н.Л. Кладо — М.И. Смирнову — М.А. Петрову: «Японские корабли имели на вооружении мощные фугасные снаряды с большим количеством взрывчатого вещества, до 14%. Русские же снаряды имели всего 2,5% взрывчатого вещества».
В 1951 году он фактически повторил эти данные в статье о Цусимском сражении. Те же проценты фигурируют в работе Г.Б. Александровского, вышедшей в Нью-Йорке в 1956 году, а также в описании к картам третьего тома «Морского атласа», увидевшем свет в 1959 году. Авторы последнего также упоминали, что шимоза «в два раза сильнее пироксилина».
Н.Б. Павлович в своей работе, увидевшей свет в 1979 году, приводил, опираясь преимущественно на работы Е.А. Беркалова, некоторые характеристики японских орудий и снарядов. В частности, он указывал, что масса 305-мм японского снаряда составляла 385,4 кг, что «японцы располагали снарядами с большей разрушительной способностью, чем русские, благодаря применению шимозы, бризантное действие которой было почти в полтора раза больше, чем у влажного пироксилина…». По его словам, «японцы, обладавшие более тяжелыми бронебойными снарядами, могли использовать их более высокую, по сравнению с русскими… пробивную способность…».
_______________________________________
Перед Вами отрывок из статьи Р.В. Кондратенко "К вопросу о японских 305-мм снарядах начала XX века" из журнала "Гангут" № 77.
Приобрести и прочитать журнал "Гангут" № 77 полностью Вы можете, написав нам в личные сообщения нашей группы в ВКонтакте - https://vk.com/ipkgangut
Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий.