Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865-1941) занимает своеобразное место в отечественной истории, философии, литературе. Он был прочно забыт в нашей стране, и лишь с 90-х годов ХХ века его имя и труды вновь возвращаются к нам.
Он сформировался в эпоху народничества, был лично знаком с Львом Толстым и Фёдором Достоевским, Семёном Надсоном и А.М. Горьким, Савинковым и Керенским. А умер в изгнании, когда уже началась Вторая мировая война.
16 интересных фактов из жизни Дмитрия Мережковского.
1. Дмитрий Сергеевич Мережковский родился 2 августа 1865 года в Петербурге, в многодетной и весьма небедной семье крупного чиновника Сергея Ивановича Мережковского - в семье было девять детей – шестеро сыновей и три дочери. Дмитрий был поздним ребенком (младше него в семье была только сестра Вера).
2. Интерес к поэзии Дмитрий впервые проявил в 13 лет, написав стихотворение в подражание «Бахчисарайскому фонтану» Пушкина. Отец первым заметил литературное дарование сына и всячески старался поддерживать и поощрять юного поэта. Рукописи стихов Сергей Иванович сам отдал в придворную переплётную мастерскую – так вышел первый стихотворный сборник, в единственном экземпляре, в роскошных кожаных корочках с золотыми буквами: «Стихотворения Дмитрия Мережковского». Отец был счастлив не менее сына, и с гордостью демонстрировал это «издание» своим знакомым.
Видя склонность сына к сочинительству, Сергей Иванович отвёл 14-летнего Дмитрия к Фёдору Михайловичу Достоевскому. Мережковский на всю жизнь запомнил маленькую квартиру, заваленную томами «Братьев Карамазовых», пронзительный взгляд бледно-голубых глаз Достоевского. Дмитрий читал, «краснея, бледнея и заикаясь», Достоевский слушал «с нетерпеливою досадою» и затем вынес приговор:
"Чтобы хорошо писать, - страдать надо!".
Отец на это возразил:
«Ну, Федор Михайлович, пусть тогда лучше не пишет, лишь бы не страдал. Зачем ему это?»
3. В 1883 году Мережковский поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Весной 1888 года он закончил университет, защитив дипломное сочинение о Монтене, и поехал путешествовать по Крыму и Кавказу, где и познакомился с будущей женой Зинаидой Гиппиус. 8 января 1889 года в тифлисской церкви Михаила Архангела состоялось их венчание.
4. В 1892 году вышел сборник стихов Мережковского "Символы". Именно этот сборник дал название литературному направлению - символизму. В том же году Мережковский выступает с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», в которой он объясняет, чем должен стать символизм в русской литературе. Эти декабрьские дни 1892 года и стали началом Серебряного века.
5. Весной 1892 года молодожёны Мережковские поехали за границу на юг, в Ниццу, чтобы поправить здоровье Зинаиды Николаевны. Именно здесь, у профессора Максима Ковалевского, бывшего близкого друга Софьи Ковалевской, они познакомились с 20-летним студентом Петербургского университета Дмитрием Владимировичем Философовым (1872-1940).
6. Поворотным стал для Мережковского 1899 год - он обращается к религиозным вопросам, начинает изучать тему христианства и церкви. Интерес к вопросам религии возник у него не на пустом месте. Этому способствовало знакомство с Владимиром Соловьёвым и Василием Розановым, общение с «мирискусниками». А в 1901 году с подачи Зинаиды Николаевны Мережковский решает создать философско-религиозный кружок, в котором интеллигенция могла бы обсуждать вопросы религии, церкви и русской культуры.
Первое заседание кружка прошло 29 ноября 1901 года в зале Географического общества на Фонтанке.
Тон всему задавал Мережковский, это был его звёздный час. В какой-то миг ему даже показалось, что начинается новый этап истории России.
7. В декабре 1901 года по приглашению Московского психологического общества Мережковский выступал в Москве с рефератом «Русская культура и религия». Во время этого визита в Москву супруги познакомились с Борисом Николаевичем Бугаевым – сыном известного математика, декана естественно-математического факультета Московского университета. С этого времени Борис Бугаев (Андрей Белый) стал постоянным гостем у Мережковских. Уже во время их московской встречи 1901 года он читал Мережковским стихи неизвестного тогда супругам молодого поэта Александра Блока.
8. В 1903–1904 годах в личной жизни Мережковского произошли события, которые начисто разрушили тот строй, который принято называть привычным и нормальным. В это время религиозно-философские собрания Мережковского начинает посещать Дмитрий Владимирович Философов. Между Зинаидой Николаевной и Философовым возникает тайный роман (не первый в супружеской жизни Мережковских). Однако, Философов тяготился возникшей ситуацией. Его мучила совесть, он чувствовал неловкость перед Мережковским, к которому испытывал дружеское расположение и считал своим наставником.
Гиппиус же предложила видеть в случившемся искушение, испытание, посланное всем троим для того, чтобы они, покаявшись, смогли организовать свои отношения не на низших, чувственных, а на высших, духовных и нравственных основаниях. Это её «прозрение» неожиданно придало бытовой семейной истории высокий смысл. Все трое уверовали, что они избраны Провидением как провозвестники нового состояния жизни. Более того, Зинаида Николаевна разрабатывает целую теорию о «тройственности», не говоря впрямую, но прозрачно намекая, что их отношения сродни божественной Троице.
В 1905 году Философов переезжает к Мережковским.
9. 14 марта 1906 года Мережковский с супругой уезжают из России во Францию, где их уже ждал Философов. К этому времени Мережковские близко подружились с Борисом Савинковым, который стал их постоянным гостем, просиживал в их гостиной вечера напролёт и подробно рассказывал одну за другой жуткие истории русского революционного террора.
Из этих размышлений о терроре возникает книга В. Ропшина (старый псевдоним Гиппиус, пожертвованный ею Савинкову) «Конь бледный» – сенсация литературного сезона 1909 года, статья Гиппиус «О насилии», и лекция Мережковского, носящая то же название.
10. В ноябре 1911 года Мережковский заключает договор об издании своего Полного собрания сочинений в семнадцати томах с книгоиздательством М. О. Вольфа. Эта успешная продажа наводит Гиппиус на гениальную мысль о покупке домика за границей. В декабре они едут во Францию и покупают квартиру в Париже, в Пасси. Эта покупка оказалась впоследствии спасительной: покинув Россию в 1919 году, они станут единственными из русских эмигрантов, которые приедут в Париж, имея ключи от собственного жилища.
11. 14 декабря 1919 года Мережковские покинули Петроград. Философова Дмитрий Сергеевич заставил бежать едва ли не силой, – тот умолял оставить его в покое и дать умереть в своей постели. Их сопровождал прибившийся к ним Злобин.
Они бежали через Польшу, где встретились с Савинковым. После подписания перемирия между Россией и Польшей Мережковский и Гиппиус предпочли покинуть Польшу и уехать в Париж. Но Философов остался с Савинковым, заявив Мережковскому, что полностью разочаровался в нём. Их троебратство распалось навсегда.
12. В 1924 году Мережковский обратился к чехам с просьбой о помощи русским писателям, живущим в Париже. В ответ на это обращение президент Т. Масарик определил следующие пособия: Мережковскому и Гиппиус – 3 тысячи чешских крон в месяц и по 2 тысячи крон – И. А. Бунину и И. С. Шмелёву. Помимо того, все писатели приглашались на жительство в Прагу. Приглашением, правда, не воспользовался никто, но деньги, регулярно поступавшие до начала 1930-х годов, оказались существенным подспорьем.
До середины 1930-х годов ежемесячное пособие восьми русским писателям – Мережковскому, Гиппиус, Бунину, Ремизову, Зайцеву, Тэффи, Куприну и Шмелёву – выплачивало с ведома короля и югославское правительство.
13. С 1925 года Мережковский и Гиппиус устраивают у себя по воскресеньям литературные собрания. «Воскресенья» Мережковских трансформировались в некое подобие постоянно действующего литературно-философского клуба «Зелёная лампа» (в честь кружка Н. В. Всеволожского, завсегдатаем которого был Пушкин). По идее Мережковского, одной из главных задач «Зелёной лампы» была нравственная поддержка русских эмигрантов, прежде всего – эмигрантской молодежи, сползающей под гнётом быта в «болото бездуховности». Заседания «Зелёной лампы» продолжались до самой войны и, как отмечали многие участники, оставили по себе светлую память, сформировав умы целого ряда молодых художников русской эмиграции первой волны.
14. В 1934 году Мережковский получает от самого Бенито Муссолини приглашение посетить Италию. 4 декабря 1934 года он имел личную аудиенцию у дуче, в ходе которой тот предложил Мережковскому субсидию от итальянского правительства для работы над книгой о Данте, а также своё содействие по устройству Мережковских в Италии на время работы.
Мережковский принял это предложение Муссолини. Фашистского режима в Италии Дмитрий Сергеевич не опасался вовсе. Фашизм для него не ассоциировался ни с концлагерями, ни с газовыми камерами. «Данте», работа над которым была завершена весной 1937 года, стал последним трудом, увидевшим свет при жизни автора. В итальянском издании эта книга была посвящена, как и следовало ожидать, Бенито Муссолини.
15. После нападения Гитлера на Советский союз Мережковский выступал на стороне фашистской Германии. Режим фашистов ему казался более приемлемым, чем советский. Ненависть его к советской власти была огромной. По этой причине от него отвернулись многие представители эмиграции, оставшиеся на патриотической позиции - среди них и Бердяев, и Булгаков. Поддержку Гитлера Мережковскому не простили.
Легенда гласит, что после вторжения Германии в СССР Мережковский выступил по парижскому радио, приветствуя начало освобождения России из-под власти большевиков и «сравнивая Гитлера с Жанной д'Арк, призванной спасти мир от власти дьявола» (по словам Ю. К. Терапиано), после чего оставшиеся в Париже русские эмигранты устроили старому писателю бойкот. Текст этой злосчастной речи не сохранился, но именно она стала источником для мифа о радиообращении. Возможно, это так и было, потому что в Биаррице бедствующим Мережковским помогали немецкие солдаты и офицеры – почитатели Мережковского.
16. Дмитрий Сергеевич Мережковский скончался 7 декабря 1941 года от кровоизлияния в мозг. 10 декабря он был отпет и погребён по православному обряду на русском кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа. Зинаида Николаевна Гиппиус, скончавшаяся 9 сентября 1945 года, была погребена в той же могиле. До конца своей жизни Зинаида Николаевна трудилась над биографией Мережковского, которую так и не успела закончить.