Найти в Дзене

Б. Бриттен - Военный реквием, оркестр, хор, солисты театра «Новая опера», хор «Пионерия», дирижеры К. Нонсье, Л. Носова

Собираясь на «Военный реквием» Бриттена предполагала, что меня ждет встреча с музыкой, над которой надо думать – так и случилось. Очень люблю масштабные, сложные для восприятия произведения, написанные в 20 веке, да и жанр реквиема мне очень интересен. Произведение стало откликом на трагические события двух мировых войн, композитор посвятил его памяти четырех погибших друзей, к тому же оно было написано непосредственно к освящению заново отстроенного собора св. Михаила в Ковентри (1962), здание которого было разрушено в 1940 году в результате налетов немецкой авиации. Бриттен: Я не стану утверждать, что это сочинение написано в героических тонах. В нем много сожаления по поводу ужасного прошлого. Но именно поэтому Реквием обращен к будущему. Видя примеры ужасного прошлого, мы должны предотвратить такие катастрофы, какими являются войны». Реквием выстроен очень интересно: традиционные части с каноническими текстами заупокойной мессы перемежаются вставками с поэзией Уилфрида Оуэна, как

Собираясь на «Военный реквием» Бриттена предполагала, что меня ждет встреча с музыкой, над которой надо думать – так и случилось. Очень люблю масштабные, сложные для восприятия произведения, написанные в 20 веке, да и жанр реквиема мне очень интересен.

Произведение стало откликом на трагические события двух мировых войн, композитор посвятил его памяти четырех погибших друзей, к тому же оно было написано непосредственно к освящению заново отстроенного собора св. Михаила в Ковентри (1962), здание которого было разрушено в 1940 году в результате налетов немецкой авиации.

Бриттен: Я не стану утверждать, что это сочинение написано в героических тонах. В нем много сожаления по поводу ужасного прошлого. Но именно поэтому Реквием обращен к будущему. Видя примеры ужасного прошлого, мы должны предотвратить такие катастрофы, какими являются войны».

Реквием выстроен очень интересно: традиционные части с каноническими текстами заупокойной мессы перемежаются вставками с поэзией Уилфрида Оуэна, как будто бы происходит диалог небесного и земного, идеального и реального, ритуального и обыденного.

В реквиемах тема смерти чаще всего не только скорбна, печальна, но и торжественна, ей придается достаточно величественное значение.

Вариант Бриттена – это реквием с критическим мышлением, он не то, чтобы обесценивает смерть, но заставляет задуматься: ради чего прерывается так много жизней, что можно положить на вторую чашу весов?

И общее впечатление такое, что да, люди, которые гибнут, заслуживают жизни вечной, их конечно надо достойно проводить, но почему им суждено уйти так рано? Мало кому был понятен смысл того, за что они умирают. Религиозное сознание еще живо, но как будто бы его уже не хватает, чтобы оправдать войну.

Английский поэт Уилфрид Оуэн, на чьи произведения обратил внимание Бриттен, завербовался в армию после вступления Англии в Первую мировую войну. В январе 1917 года он оказался на Западном фронте - именно тогда появляется основная масса его стихов. Главная их тема - протест против войны. В следующем, 1918 году Оуэн был убит.

Высокопарная молитва заупокойной мессы комментируется в каждой из частей солдатскими реалиями. Гармоничные голоса хоров утешают, раскрывают гнев господен и. т. д по канону, а лирика Оуэна - эдакий репортаж с мест, горькая ремарка.

К примеру: 1-ая части Requem aeternam заканчивается так:

Не служат месс для жертв кровавой бойни;

Лишь канонада по ним прогремит,

И, заикаясь, дробный залп обоймы

Свой «Отче наш» им наспех отстучит...

И так (канон на латыни+ какое-то стихотворение Оуэна на английском в каждой из 6 частей) построено все произведение.

Но оригинальность заключается еще и в том, что на сцене во время исполнения находится два оркестра (!) – большой и камерный. Соответственно, за торжественность отвечают смешанный хор, сопрано (Екатерина Мирзоянц) и симфонический оркестр, за ужасную правду и страдания человека на войне – камерный оркестр и два солиста – баритон (Артем Гарнов) и тенор (Ярослав Абаимов), а детский хор (Хор Детской музыкально-хоровой школы «Пионерия» имени Г.А. Струве) и орган, периодически вступающие, создают ощущение присутствия ангелов.

К финалу реквиема все группы объединяются, звучит это потрясающе. Грандиозное, музыкально разнообразное полотно заканчивается спокойной, словно бы колыбельной музыкой.

Прекрасно сработались Любовь Носова и Клеман Нонсье: два дирижера не конкурируют между собой, а четко «сшивают» две линии «Реквиема». Очень понравились все солисты, особенно Абаимов - «к голосу» и к характерности ему эта партия. Отмечу, что и новый образ Ярослава (короткая стрижка, с ней он выглядит совсем юным) очень подходит к роли молодого солдата.

Объединение двух войн в этом произведении носит словно бы один характер, чувствуется европейский взгляд и мироощущение. Если с Первой мировой как будто бы у нас все идентично, то Вторая мировая стала Великой отечественной для русского/советского человека, она вовсе не абстрактна, всем было ясно, за что умирать.

Но услышать это произведение определенно стоит: музыка просто феноменальная – разнообразная, эмоциональная, масштабная и психологическая. «Реквием» Бриттена похож на огромный монумент на фоне бескрайнего неба: скорбный, величественный и небанальный.

Размышлений, душевной работы, вопросов и ответов очень много.