Душно стало морякам — “прорубленные окна в европы" позадраивали! Турки в Чёрное море не пускают, и русские корабли, постояв у входа в Дарданеллы, разворачиваются, смирные, держат путь туда куда можно. Балтику Шведы контролируют. “Внутреннее море НАТО” отныне закрыто для “теневого флота”, а "теневым" можно назвать любое судно, посетившее русский порт. Между русским Гангутом, Петром Великим прославленным в 1714 году (ныне Ханко), и Моонзундами, щедро пролитыми русской кровью в 1917 году, вообще не прошмыгнёшь. Разгулялись пираты “владычицы морей” Эстонии!
Что Гангут, что Моонзунды по какой такой исторической логике отданы эстоно-финнам? Придёт время, быть и им в родной гавани.
В реалиях современности Россия осваивает новые возможные морские пути и направления. Расскажу об Эльгинском проекте. В Якутии находится крупнейшее в России Эльгинское месторождение, которое является частью Токинского угольного бассейна с разведанными запасами угля более 40 млрд. т. Здесь добывают уголь премиального качества, с пониженным содержанием серы, азота и фосфора, обладающий уникальными физико-химическими характеристиками, что делает продукт единственным в своем роде для российского и мирового рынков. Товарной продукцией разреза являются: концентрат коксующихся углей с зольностью до 10 % и рядовой коксующийся уголь с зольностью 16%. Специалисты ставят эльгинский уголь в один ряд с сырьем, добытым в Австралии, мировым лидером по экспорту угля. Можно сказать, что Эльгинское месторождение — прямой конкурент такими австралийскими месторождениями угля, как Гуниелла, Гордстон и Грегори.
Залежи угля открыли здесь еще в 1961 году, но добыча стартовала только в 2011 году, когда протянули железную дорогу длиной 317 км к станции Улак Байкало-Амурской магистрали. Железнодорожная линия Эльга-Улак предусматривает перевозку до 30 млн. т. грузов в год.
В Хабаровском крае, на берегу Охотского моря в районе мыса Манорский строится порт Эльга, недаром одноимённый разрезу, так как является составной частью большого Эльгинского проекта. Одновременно с возведением угольного терминала ведётся прокладка железнодорожных путей от месторождения к порту. На сегодня проложено 470 км путей (285 км со стороны Эльги и 185 км со стороны мыса Манорский) при общей длине будущей Тихоокеанской железной дороги 626 км.
В июле 2024 года сообщалось об осуществлении смычки на технологической автотрассе, соединяющей указанные пункты. Длина автомобильной дороги — 515 км. Строилась она, как и железная дорога, с обеих концов. Дорожники встретились на высоте 1400 метров в районе Станового хребта. Таким образом уже сегодня возможна доставка товарной продукции на морской угольный терминал, что и делается.
Географическое положение Эльгинского месторождения предопределяет основное направление поставок угля — экспорт в страны АТР. И для понимания важности строящейся Тихоокеанской железной дороги укажу, что сегодня доставка того же эльгинского угля осуществляется в другие дальневосточные порты железной дорогой по БАМу. Но расстояние от Эльги до порта Ванино составляет 2018 км, до портов Восточный и Посьет — около 2500 км. Хотя даже так значительно ближе, чем транспортировка угля от поставщиков Кузбасса.
Хватит истории с географией, далее о моряках, скромных тружениках Эльги.
С конца марта текущего года стоит под погрузкой на морском терминале у мыса Манорский балкер “Полар Лэди”. Это не маленькое судно, его длина почти 225 м и ширина 33 м — такой себе паномакс под 75000 тонн! Стоит он по причине неблагоприятной ледовой обстановки. Забита льдом Удская губа Охотского моря, не выдвинуться на морской простор. Трудности эти временного характера и совершенно обычны для тех мест. Есть и кому противостоять климатическим, погодным и всем остальным неурядицам. Капитан на судне опытный — настоящий морской волк — Владимир Козловский.
Владимир принял балкер недавно, в конце мая. Для него эта задержка в порту где-то даже на руку. Есть время познакомится с экипажем, с устройством конкретного судна; осмотреться.
Вот так осматриваясь, а точнее ведя наблюдение за окружающей обстановкой, рассказывает Владимир, обнаружил сегодня дрейфующий на льдине аварийный вертолёт. Поднял “полундру” на рейде. Сообщил по УКВ штабу проводок. Ночью погода разыгралась, был штормовой ветер и, как следствие, подвижка льдов. Штаб организовал спасательную операцию силами портовых буксиров и буксира-спасателя. Не шуточное дело… Могут быть живые люди, и им требуется помощь. Обследовали дроном. Оказалось, вертолёт разбился давно, людей спасли, машина дрейфует на льдине. “Это мы уже на УКВ слушали…” — сообщил капитан.
Экспрессивный от природы Володя пояснял: “Тут реальная пустыня. Вертолёты вон на льду валяются. Дорог нет. Ближайшая полиция в Комсомольске-на-Амуре. Сама бухта три месяца в году должна простаивать, иначе эти танцы с бубнами (зачёркнуто) ледоколами и буксирами. Пока терминал называется “Ванино-3”. Но от реального Ванино тысячи километров. Один грузовой причал на два судна. Из-за ограничений в технике "соска" грузит в один трюм. То есть семь перетяжек за погрузку. Каждый трюм судно должно подставить под соску. Когда в бухте лёд — это часов шесть на одну перетяжку. Лоцман командует буксирами, я — экипажем. Замороженные дубовые концы таскать по обледеневшей и скользкой от снега палубе... Тут весной господствуют норд-осты, то есть уплотняют и спрессовывают лёд в бухте. И ледоколы застревают. Буксиры с Корсакова, ледоколы с Питера... Летом и осенью тут ветрено, зимой снежно, весной лёдно.”
Для Володи, “керченца” (так когда-то в молодости его назвал не особо грамотный однокашник), конечно, керчанина по рождению, нынешняя вахта и это необычное название порта Эльга, невольно где-то ассоциируются с Эльтигеном. С Керченско-Эльтигенским десантом. Тогда поздней осенью 1943 года у посёлка Эльтиген высадились наши десантники с целью образовать плацдарм для дальнейшего освобождения Крыма от немецко-румынских оккупантов. Масштабный и драматический прорыв к горе Митридат в Керчь…
Сегодня Владимир Козловский держит свой плацдарм в Эльге, где сложная навигация как для авиации, так и для моряков. Пожелаю ему удачи!
С дружеской поддержкой (best regards), Евгений.
05.06.2025.