Накануне Троицкой Родительской субботы.
Бывает, после отпевания, после похорон — подходит ко мне человек. Взрослый, сдержанный, с большой скорбью в глазах и тревогой… и вдруг почти шёпотом спрашивает:
— Батюшка, а правда… что они воскреснут? Что это не всё? Что мы ещё встретимся?
Чувствую, что в этом вопросе не праздное любопытство, а боль, надежда, тоска по тем, кого уже не обнять. Это не теоретический спор, а вопрос сердца. Потому что если ответ — да, значит, смерть — не точка. Значит, любовь — не умирает. Значит, Бог сильнее смерти.
И я отвечаю: да, воскреснут. Да, мы встретимся. Потому что Сам Господь нам это пообещал.
Что говорит Христос о воскресении мёртвых?
Христос — не философ, не учитель морали, не вдохновитель религии. Он — Жизнь. Он — Победитель смерти.
«Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт — оживёт» (Ин. 11:25), — сказал Господь, стоя у гроба Лазаря. И не просто сказал, а велел: «Лазарь! Иди вон!» — и тот, кто уже начал разлагаться, восстал живым.
Это было не просто чудо, а знамение: настанет день, когда все усопшие воскреснут. Не один Лазарь, не только верующие — все.
Мы исповедуем это каждую Литургию: «Чаю воскресения мертвых» — жду, надеюсь, верю. И это не образ речи, а реальность грядущего века.
Когда и как это произойдёт?
Господь говорит: «Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия… и изыдут» (Ин. 5:28–29).
Апостол Павел уточняет: «При последней трубе… мёртвые воскреснут нетленными» (1 Кор. 15:52). Это будет не тайно, не «поодиночке», а всемирно, явно, в один момент.
Сама земля, как утроба, «родит мёртвых». Море отдаст своих. Прах воссоздастся. Никто не будет забыт.
А если Второе пришествие застанет нас живыми?
Так спрашивают многие: «А если Христос придёт в наше время? Что будет с нами?»
Апостол Павел отвечает прямо: «Не все мы умрём, но все изменимся… ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1 Кор. 15:51–52).
Те, кто будет жив, не пройдут через смерть. Но тоже получат новые, нетленные тела — как у воскресшего Христа. Будут преображены в одно мгновение.
Какими будут воскресшие тела? Узнаем ли мы своих близких?
Да, узнаем. Потому что воскресшее тело — это не «новое» тело, а то же самое, только преображённое. Сей человек — и восстаёт человек. Но — иной.
«Сеется в тлении — восстаёт в нетлении; сеется в уничижении — восстаёт в славе» (1 Кор. 15:42–43).
Святые объясняют: тело будет свободным от болезней, боли, старости, страха. Мы узнаем друг друга. Будем способны на любовь, общение, радость.
Воскресение Христа — образ нашего воскресения. Он ел, говорил, касался — и при этом проходил сквозь двери, был уже прославленным, таинственным. Так будет и с нами.
А зачем вообще воскресать, если душа бессмертна?
Да, душа бессмертна. Но человек — это не только душа. Всё, что мы делаем, чувствуем, любим, страдаем — мы делаем в теле.
Поэтому справедливо, чтобы и тело тоже воскресло. Чтобы каждый человек — целиком — предстал пред Богом.
«Ибо всем нам должно явиться пред суд Христов… дабы каждый получил соответственно тому, что он делал, живя в теле» (2 Кор. 5:10).
Что будет после воскресения? Суд и вечность.
Христос ясно сказал: «Соберутся пред Ним все народы… и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов» (Мф. 25:32).
Это не кара. Это — правда. Кто жил с Богом — войдёт в жизнь вечную. Кто всю жизнь от Него отворачивался — останется вне света.
Это не наказание извне. Это — проявление свободы человека.
Как нам к этому готовиться?
Святые учили: «Живи так, как будто завтра ты предстанешь пред Богом».
То есть не страхом, а верой. Не отчаянием, а покаянием. Не праздными спорами, а добрыми делами.
Каждая исповедь, каждое Причастие, каждая молитва о другом человеке — приближение к воскресению.
…И особенно об этом думается сейчас, накануне Родительской субботы
Завтра — Троицкая родительская суббота. Это день великой любви и памяти. Мы приносим в храм записки с именами тех, кто ушёл от нас. Мы молимся — всей Церковью, всем народом.
И наша молитва — это не ритуал. Это — знак нашей веры во Воскресение. Мы не ставим точку на человеке, потому что он умер. Мы ставим свечу — потому что он жив у Бога.
Даже если давно нет могилы. Даже если вы не знали, крещён ли человек. Даже если вы сами уже забываете его голос. Бог — помнит. И наша молитва важна.
Мы любим — и молимся. Мы надеемся — и просим у Бога милости. И потому — мы будем вместе.
Воскресение — это не только будущее. Это Личность.
«Я есмь воскресение и жизнь», — сказал Христос. Не «дам» воскресение — а «Я и есть».
Если ты живёшь с Ним — ты уже прикасаешься к вечности. В молитве. В Евхаристии. В любви.
И потому я говорю всем, кто спрашивает:
Да, воскреснут. Да, мы встретимся. Потому что любовь сильнее смерти. Потому что Христос воскрес. И мы воскреснем.
Помолимся об усопших, братья и сестры!
священник Игорь Сильченков
ПОДАТЬ ЗАПИСКИ на молитву в храме Покрова Пресвятой Богородицы Крым, с. Рыбачье на ежедневные молебны с акафистами и Божественную Литургию ПОДРОБНЕЕ ЗДЕСЬ