В отличие от Иисуса, насчет существования которого нет сторонних нехристианских источников, его коллега Мухаммед появляется в исторических источниках неоднократно. Поэтому большинство классических ученых признают его за реальную личность. Тем не менее, жизнь этого человека покрыта таким слоем легенд, что порой непросто отделить правду от лжи.
Чем же подтверждается его существование?
Коран, как самый ранний источник мусульманской истории, очень редко упоминает имя своего автора. Даже Иисус на его страницах появляется чаще, чем Мухаммед, а Моисей – чаще, чем Иисус. Что касается хадисов, которые говорят о нем куда более подробно, то их сборники были составлены через одно-два столетия после ухода из жизни пророка. Кроме того, сами мусульмане по традиции делят их на «достоверные» и «недостоверные».
Тем не менее, они подтверждают, что Мухаммед, который сам не умел читать и писать, настаивал на документировании своих наиболее важных решений. Известно, что при нем трудилось несколько десятков писцов, что записывали его дипломатические послания, политические договоры, указы о назначении должностных лиц и вели иную государственную переписку.
До нас дошло несколько сотен документов, которые подписаны от имени пророка ислама. Один из них высечен у подножия горы Села на скале, где в 627-м году состоялась знаменитая Битва у рва, когда мекканские язычники взяли в осаду город Медину. Среди мусульман отличились Салман аль-Фариси, который придумал выкопать оборонительный ров; Али ибн Абу Талиб, проявивший немалую храбрость; и Саад ибн Муаз, вождь одного из дружественных племен.
Так вот, на горе высечены имена пророка и этих трех его соратников. Причем, это сделано, как личная подпись: «Я, Мухаммад…», «Я, Салман…», Я, Али…», «Я, Саад…». Исламский календарь был разработан позже, поэтому надпись не имеет даты. Но нам известно, что Саад скончался в 627-м году, поэтому ее обычно датируют двумя годами ранее.
Кроме этого, широко известен фирман Мухаммеда – жалованная грамота о привилегиях, предоставленная им синайскому монастырю святой Екатерины. В 622-м году христианские отшельники поздравили его с победой над язычниками и принесли дары. В ответ пророк дал им охранную грамоту, скрепленную оттиском своей ладони.
Но есть о Мухаммеде и неисламские источники. Правда, не прижизненные, а составленные «по горячим следам». Византийские хроники по понятным причинам никогда не именуют его пророком, зато величают первым арабским царем. Так, на первых пустых страницах евангелия от Марка 6-го века написаны отрывочные заметки, которые историки называют Фрагментом об арабских завоеваниях. Там сказано о последствиях битвы 636-го года при Ярмуке, ставшего первым этапом мусульманского завоевания Сирии:
В январе жители Хомса пожертвовали своей жизнью, и многие деревни были опустошены убийствами арабов Мухаммеда…
Далее там идут слова «мы видели», что означает – автор был современником.
Армянский епископ Себеос, являвшийся представителем царского рода Багратуни, писал о начальных арабских завоеваниях через несколько десятилетий, когда память о них была свежа. Свой исторический труд он составил по воспоминаниям беженцев с захваченных мусульманами христианских земель:
В то время некий человек из тех же сыновей Исмаила, которого звали Махмет, торговец, как будто по повелению Бога явился им как проповедник… Он научил их признавать Бога Авраама, особенно потому, что он был научен и осведомлен в истории Моисея… Оставив свои тщетные культы, они обратились к живому Богу, который явился их отцу Аврааму. Итак, Махмет узаконил для них: не есть мертвечину, не пить вина, не лгать и не заниматься блудом.
Хузистанская хроника, написанная в 660-х годах на сирийском языке, говорит о вторжении последователей Мухаммеда в Персию:
Тогда Бог воздвиг против них сыновей Измаила, многочисленных, как песок на берегу моря, предводителем которых был Махмуд. Ни стены, ни ворота, ни доспехи, ни щиты не устояли перед ними, и они захватили всю землю персов.
Таким образом, у нас достаточно доказательств, чтобы считать Мухаммеда реальным человеком и историческим деятелем.