Не всё, что в столбик, — стих.
Белый стих даёт свободу — но только тем, кто умеет держать ритм без опоры. А ты уверен, что готов к этому?
Белый стих — как прогулка без карты: вроде идёшь, куда хочешь, но легко заблудиться.
Без рифмы и фиксированного размера у поэта появляется мощная свобода. Можно подчинить строку дыханию, интонации, чувству. Но именно это делает белый стих опасным: любой разболтанный абзац внезапно начинает выдавать себя за поэзию. А не всякий текст в столбик — стих.
Главное в белом стихе — внутренний ритм. Он не всегда заметен, но всегда чувствуется. Если его нет — строки разваливаются, не держат напряжения.
И ещё одно: чем меньше у тебя формальных ограничений, тем больше должна быть точность каждого слова. Здесь нельзя «спрятаться» за рифму или выкрутиться размером — остаются только смысл, образ и музыкальность.
📖 Вот пример мастерского белого стиха у Александра Блока:
Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовней.
Она немедленно уронила на пол
Толстый том художественного журнала,
И сейчас же стало казаться,
Что в моей большой комнате
Очень мало места.
Здесь нет рифм, но есть живое движение строки, дыхание, музыка бытовой сцены. Ты не читаешь — ты видишь и слышишь.
Белый стих — это и свобода, и испытание. Он даёт поэту простор — и сразу же проверяет, умеешь ли ты дышать самостоятельно.
А вы пишете белые стихи? С какими трудностями сталкиваетесь?