Найти в Дзене
Русская и мировая живопись

Быт былого времени в картине "Едут!" Андрея Петровича Рябушкина

Картина «Едут! (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века)» (1901, холст, масло, 204 x 102 см, ГРМ) принадлежит кисти Андрея Петровича Рябушкина.

Рябушкин Андрей Петрович: Едут! (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века). 1901, Холст, масло. 204 x 102 см, ГРМ,
Рябушкин Андрей Петрович: Едут! (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века). 1901, Холст, масло. 204 x 102 см, ГРМ,

Это произведение воплотило оригинальный, смелый и неожиданный замысел, потребовавший столь же новаторской композиции. Художник и ранее тяготел к фрагментированию, но здесь этот прием достиг крайней степени.

Вертикально вытянутое полотно показывает трех стрельцов, ограждающих дорогу, и тесную толпу позади них. Персонажи обрезаны краями картины, создавая впечатление фрагмента. Однако фигура центрального стрельца и выступающие из массы головы трех девушек в верхнем ряду организуют композицию, придавая ей законченность. Ключевая роль принадлежит центральному стрельцу. Его ярко-желтый кафтан – самое крупное цветовое пятно на холсте – в контрасте с красными сапогами и шапкой с зеленым верхом не только притягивает взгляд, но и объединяет всех персонажей, становясь композиционным стержнем.

Картина, несомненно, основана на описании Адама Олеария, участника голштинского посольства: от места их размещения до дворца на расстоянии около восьмой части мили стояли плотные ряды более 2000 стрельцов, между которыми двигался кортеж, а улицы, дома и крыши были заполнены зеваками.

Людская масса плотно заполняет плоскость картины. Место действия обозначено лишь краем бревенчатой мостовой, положенной в грязь. Эта деталь связывает полотно с бытовым жанром, но его жанровая принадлежность сложнее. Композиция лишена активного действия и пространственной динамики, однако внешняя статичность компенсируется психологическим акцентом, напряженными ракурсами фигур и разнообразием поз. Рябушкин продолжил здесь опыт создания группового исторического портрета, начатый картиной «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами», но обошёлся без известных лиц. Композиционный замысел идеально подошёл для задачи: толпа в ожидании; все взгляды устремлены в одну сторону, к приближающейся за пределами картины процессии иностранных гостей.

Сергей Иванов: "Приезд иностранцев в Москву XVII столетия", 1901.
Сергей Иванов: "Приезд иностранцев в Москву XVII столетия", 1901.

В отличие от картины С.В. Иванова «Приезд иностранцев в Москву XVII столетия» (1901), где показан сам момент действия, Рябушкин сосредоточился на реакции толпы на событие. Именно в этом психологическом аспекте он выстраивает свой глубокий и тонкий ряд.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Рассмотрим девушек наверху. Ими движет жгучее любопытство, как и купеческой дочерью у Иванова. Чтобы лучше видеть, они взобрались на возвышение. Даже эти схожие внешне девушки воспринимают происходящее по-разному: левая смотрит с открытым от изумления ртом, вторая – с затаенной мечтательностью, третья – с явным простодушием. Однако позицию художника выражают не они, а прежде всего персонажи первого плана, чьи психологические отличия еще более выражены.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Стрелец слева (старший):

Узкое лицо, полуприкрытые набрякшими веками глаза. Бывалый, сдержанный, себе на уме. Его чувства выдаёт напряженный, недружелюбный взгляд на чужаков.

Голова стрельца. 1902. Холст, масло. 35×15. Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, Санкт-Петербург
Голова стрельца. 1902. Холст, масло. 35×15. Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, Санкт-Петербург

На основе этого образа Рябушкин в 1902 году написал превосходный, также фрагментированный этюд «Голова стрельца» (холст, масло, 35×15, НИМ РАХ, Санкт-Петербург), где настроение стрельца стало откровенно неприязненным.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Стрелец в желтом кафтане (центр): Простак, круглолицый, напоминающий древнерусского Митрофанушку. Предан старине, но не может сдержать любопытства: скосил глаза в сторону гостей, непроизвольно приоткрыл рот.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Боярыня справа:

Наиболее откровенно выражает неприязнь к чужакам, её суровый взгляд полон осуждения.

Художник передает дух эпохи прежде всего через достоверные костюмы главных действующих лиц: наряды девушек и особенно форму стрельцов. Их длинные суконные кафтаны (подобные ферези) с поперечными петлицами, вооружение (самопал, сабля, бердыш), берендейка с зарядцами и пороховницей изображены верно. Полки различались цветом одежды, петлиц, шапок и сапог. В декоративных целях Рябушкин поместил рядом стрельцов из разных полков, выбрав нужные ему цвета.

Картина «Едут!» знаменует новый этап в творчестве Рябушкина. Её отличает не только глубина проникновения в прошлое, но и особая острота его восприятия. Как точно заметил А.Н. Бенуа:

«Не грандиозные трагедии интересовали его, а повседневный быт былого времени... Он точно видел все это наяву... Рябушкин был очень упорный и добросовестный реалист... Он бесцеремонно и просто, точно очевидец, передает нам всю грубоватую нарядность, всю простодушную чопорность старинных людей... в его произведениях живет... большая поэтическая прелесть»

🎨 Благодарим за внимание! Если материал был вам интересен, поддержите нас лайком или комментарием!