Название полностью оправдывает содержание второй книги цикла про Аида и Персефону. Наверное, это даже первое встретившееся мне название в молодежном фэнтези, которое не только соответствует смыслу книги, но и ее тону, эмоциям.
В первой части Аид и Персефона познакомились, вступили в отношения; богиня весны вырвалась из плена матери, устроила свою жизнь и готова двигаться в светлое будущее, однако светлое будущее ее не готово.
Об этом говорит и сама авторка романа, и ее коллеги, авторы фэнтези: через яркие волшебные образы они подсвечивают и решают настоящие жизненные проблемы, и с фэнтези-инструментами читателю, да и самому автору, с этим проще справляться, потому что в сеттинге реализма мы бы из мрака не вынырнули.
Именно поэтому я не могу назвать книгу тяжелой: это все еще история любви в мире, где олимпийские боги живут среди нас, это все еще магия и подземное царство, однако текст был для меня изматывающим.
Много, очень много проблем на Персефону навалилось, и сложнее мне, как читателю, было справляться даже не с ними, а с эмоциями героини по поводу происходящего. Это было настоящее цунами, шквал из гнева, отчаяния, смятения и хрупкой надежды. Огромный клубок нервов, переживаний, страхов и сомнений читателю придется вместе с ней распутывать. Это правда давит между строк, потому что не заканчивается, нет выдоха, только вечный вдох перед криком.
При этом, оглядываясь на текст, я не назову это минусом. Именно такой тон истории добавляет ей веса.
Писательница Скарлетт Сэнт-Клэр серьезно размышляет над тем, что такое — отношения с богом. И несмотря на человеческий облик и знакомое в чем-то нам поведение, Аид, и другие олимпийцы (и сама Персефона порой) ведут себя жестоко, не по земному. Персефона в большей степени остается на знакомом нам моральном меридиане, но лишь потому, что еще мало живет на свете. Те же, кому больше тысячи лет, правдоподобно не считаются с человеческими жизнями, а еще из-за отсутствия ограниченного срока на земле, лелеют свои травмы, не желая работать над собственной личностью. Да и зачем? У них есть бессмертие, могущество, и никаких последствий. Они могут развязать войны и пережить их, — лишь ради забавы, — поэтому и меняться ни для кого не собираются.
Самый чувственный и думающий бог — Аид — тоже не идеален. Например, он не приходит поддержать свою любимую, когда та рядом с пострадавшим близким человеком проводит в больнице недели. Он просто не знал, что нужен ей там. Она же не говорила.
Тема смерти и пути души через подземное царство здесь раскрывается глубже и острее. Персефоне придется на личном опыте столкнуться с неотвратимостью судьбы. Аид при этом будет пытаться помочь ей это пережить, но опять, без человеческого сострадания, по-своему, потому что для него смерть — норма, он в ней живет и относится к этому по-другому. За этими размышлениями и борьбой Персефоны с божественным образом мышления будет интересно наблюдать.
Первая часть была откровенно легче и смешнее, но в этой, среди мрака, тоже нашлось пара мгновений для шуток:
🔹️— Ты можешь взять тележку.
— Почему я должен брать тележку? Я несу вино.
Персефона забрала у Гермеса бутылку.
— Теперь я несу вино. А ты бери тележку. Вперед.
Лекса захихикала.
— Ты выглядишь до ужаса смертным, Гермес.
Глаза бога потемнели.
— Осторожнее, смертная. Я вполне могу превратить тебя в козу ради собственного развлечения.
— Твоего развлечения? — хохотнула Лекса. — Да это было бы лучшее, что случалось со мной за всю мою жизнь!
🔹️— Кто-нибудь хочет сесть за руль?
Все в кабине промолчали, потому что никто из них не умел водить.
— Просто держись подальше от пешеходов, — посоветовала Персефона.
— Дам тебе десять очков, если ты кого-нибудь собьешь, — предложил Гермес.
— Это должно меня соблазнить? — уточнила Лекса.
— О да, это же божественные очки.
— И что мне дадут за божественные очки? — спросила Лекса, словно рассматривала его предложение всерьез.
— Шанс стать козой, — ответил он.
Персефона обменялась взглядами с сивиллой и сказала:
— Если тебе интересно, не жалею ли я о том, что познакомила их, то ответ «да, жалею».
Действительно интересным также становится расширение мира, и в близкий круг героев входят другие боги. Примечательно, что такие знакомства (как часто бывает в молодежных романах) не происходят по случайности, у этого есть отличная доказательная база. Во-первых, Персефона сама богиня, хоть и пытается это скрывать. Во-вторых, она состоит в отношениях с Аидом, что стало достоянием общественности. И в третьих, главое — она работает журналистом и пишет изобличительные статьи. В первой книге такая статья была посвящена Аиду, в этой — Апполону. Персефона не стеснялась в выражениях. Поэтому отношения с этим героем по началу завязываются на жуткой ненависти, презрении, и полном отторжении, и только потом начинают развиваться. В этом плане тоже отлично раскрывается характер Персефоны, и читатель верит в то, что она особенная. Да, вспыльчивая и гипер-эмоциональная, очень упрямая, но также добрая и щедрая — за ее отношениями с людьми правда любопытно наблюдать.
Любовная линия в книге тоже пройдет множество испытаний, и меня порадовало, что правдоподобных. Да, это будет скрашено постельными сценами (часто удивительными в том смысле что «опять»?) но они не будут подробными и будут восприниматься просто частью отношений. Аид, как любой мужчина мечты, еще в первой книге сказал, что Персефона будет его царицей.
Как же она себя при этом чувствует? Правдоподобно. У нее было только четыре года в университете, где она познала самостоятельную жизнь (и то, под гиперопекой матери), а теперь ей придется связать себя узами брака. Ладно, брака, но статус царицы — это обязательства, и Персефона это понимает. Ей страшно. Также параллельно ей нужно решать вопросы шантажа в верхнем мире, бороться за самостоятельную карьеру (упустим ее вольное расписание), и пытаться справиться с буйством магии, которую она недавно в себе открыла.
Тоже тяжелый, правдоподобный момент — то, как Персефона будет учиться магией управлять. Спойлер: даже к концу книги не станет все магическим образом отлично получаться, это будет долгий путь, отражающий путь принятия себя.
Мне понравились ссоры. Несмотря на то, что в первой книге Аид предстает перед нами могущественным, адекватным мужчиной, и во второй книге продолжает таковым быть, это не значит, что проблем в отношениях с ним не возникнет. У Персефоны яркое и четкое собственное мнение относительно разных ситуаций, и она будет его высказывать. Мне действительно понравилось, что споры и ссоры в этой книге — оправданы. Это не скандал на пустом месте, это жействительно каждый раз столкновение мнений и чувств, а тема «просто поговорите» хоть и появляется, не выглядт глупой, когда герои совсем не разговаривают. Скорее, дело в том, что глубинные мотивы своих обид они не могут осознать сразу, поэтому поверх слова цепляются друг за друга как снежный ком.
Особенно хорошо показано то, что герои не расходятся при любом скандале (хоть Персефону и посещают такие мысли) — эти люди в глубоких и страстных отношениях, поэтому даже ненавидя порой друг друга, они любят друг друга постоянно. Это выводит их разлады и примерения, на новый, более глубокий уровень. Именно поэтому несмотря на магию и быстрые повороты сюжета, именно такие конфликты ты ожидаешь увидеть от отношений с богом подземного царства.
🔹️— Знаешь, как я узнал, что мойры предназначили тебя мне? Мне рассказал об этом вкус твоей кожи. И единственное, о чем я сожалею — что так долго жил без тебя.
Его губы оставили дорожку на ее подбородке и щеке. Она задержала дыхание, прильнув к нему, ожидая прикосновения ее губ. Но вместо того, чтобы поцеловать ее, он селал шаг назад.
Внезапно возникшее между ними пространство лишило ее устойчивости, и богиня снова опердась спиной на книжные полки.
— Что это было? — она сердито уставилась на него.
Аид мрачно усмехнулся:
— Прелюдия.
Достойное продолжение истории. Масштабное, красочное, тяжелое, настоящее