Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Как рождаются убеждения?

Изучаю регулярно много литературы по этому поводу и стараюсь доносить эту информацию просто и понятно. «Каждый из нас заключен в тюрьму своих собственных убеждений» есть информация, что это цитата Альберта Эйнштейна. Мы не осознаем как туда попадаем, но освободиться действительно не просто. Здесь я привожу только свое мнение - поэтому, как и все на просторах интернета - не верьте на слово - проверяйте и пишите свое мнение. Разные варианты рождения убеждений буду планомерно публиковать.

Дело все в том, что наши убеждения основаны на вере, подкрепленной нашим опытом, это основной вариант, на мой взгляд. Мы что-то сделали, это привело к определенному результату, и мы в это поверили, как в причинно-следственную связь. НО! На основании чего мы вообще это сделали первый раз? Я склоняюсь, что это мысль, идея, послание которую мы переняли у кого-либо. Мы настолько рано получаем первые послания-мысли (то есть чьи-то мысли и убеждения), что не в состоянии это вспомнить. «Так было всегда» и мы не ставим не то, что под сомнение, мы даже не думаем, что это нужно проверять. Мы можем изначально в это не поверить, но сделав и получив результат, мы в это верим, и потом не фокусируем на этом внимание, неосознанно, опираясь на автоматизмы, это делаем и впредь. Количество повторений опыта зависит от индивидуальных особенностей, но если появилась вера, мы принимаем это как наше убеждение.

Почему не ставим под сомнение? Потому что первые такие послания мы получаем в глубоком детстве, не имея критического мышления, от значимых взрослых - поэтому изначально это воспринимается на вере и не требует опровержения. Убеждения приходят из вне от значимых взрослых, не только от родителей или близких людей.

Так почему же все таки это не просто опыт, а именно убеждение? Потому что, чаще всего, это касается именно нас, как личности. Это не просто опыт, который передается, как опыт наставника, это что-то, что касается именно нас лично. То есть убеждение вплетено в нашу систему в нескольких системах - внешней и внутренней, и на нескольких уровнях.

Упрощу примером. Самый простой пример: Взрослому необходим послушный «приличный» ребенок, который на внешнем уровне - уровне поведения - ведет себя так, как ожидает взрослый. Фраза взрослого «Будешь хорошей девочкой/мальчиком/будешь себя хорошо вести - получишь мороженое/получишь то, что хочешь». Маленький ребенок очень хочет мороженое, о чем разными способами заявляет и не всегда так, как это ожидает взрослый. Ребенок, не соответствуя ожидаемому поведению, не получает желаемое и тогда фраза повторяется. Ребенок понимает, что то, что он хочет и о чем говорит он не получает способом, который проявляет самостоятельно. Он начинает себя вести так, как хочет взрослый. И дальше - он получает мороженое «за хорошее поведение». Одного-двух раз вполне достаточно, чтобы сформировалось решение-вывод «чтобы получить то, что я хочу, надо вести себя хорошо, быть послушной/ым и тебе дадут то, что хочешь. Они сами знаю то, что мне нужно, они догадаются». Привела даже несколько выводов-решений, но описала именно механизм.

Такой механизм срабатывает у более адаптивных детей. Если есть понимание вторичных выгод или наоборот страха наказания или чего-либо еще, то механизм встраивается быстрее. Также обычно работает, у вторых-третьих детей, где есть старшие дети, которые через бунт хотят получить желаемое и не получают. Последующие дети на опыте старших или других внешних примеров, перенимают этот механизм быстрее. Конечно, не всегда работает именно так и не всегда так работает у бунтующих детей, но многие убеждения выстраиваются похожим способом. Разные убеждения могут встраиваться по-разному- через адаптацию, бунт или насмотренность или другим способом, буду писать об этом.

Если убеждение встраивалось в систему человека как раз из-за страха чего-либо, то во взрослом возрасте именно страх всплывает и часто идут к психологу прорабатывать именно страх. Но под страхом есть убеждение. И именно работа с ним будет иметь значение для системы мышления. Новое убеждение важно найти самому человеку - не заменить его новым, чьим-то внесенным в карту мира, а именно найти свое. Только тогда это будет иметь истинность собственных смыслов.

Именно поиск этого нового убеждения часто и приводит к инсайту в трансформационном коучинге. Но осознание - это лишь 80% изменений. Остальные 20% - это изменение на уровне поведения, действий и новых привычек - то есть изменения во внешней системе. И именно устойчивость этих изменений и будет являться новым вариантом внедрения трансформированного убеждения в систему мышления и жизни.

Какие вы видите у себя механизмы? Каких вариантов в вашей системе больше?

Автор: Марина Котлярова
Психолог, Супервизор, Системный карьерный коуч

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru