Найти в Дзене

"Игра в глину"

В современном мире ребёнку всё труднее найти пространство, где можно быть собой, исследовать собственные эмоции и строить отношения на своих условиях. Именно поэтому в нашей работе с детьми особое место занимают занятия, способствующие не только развитию мелкой моторики, но и приглашающие каждого ребенка к глубокому самовыражению, эмоциональной разрядке и развитию социальных навыков. Одно из таких занятий - "игра в глину". Эта практика сочетает элементы глинотерапии и игротерапии. Работая с глиной в этом формате, ребёнок не лепит "по образцу", а каждый раз создаёт новый, особенный и неповторимый мир, выражая свои чувства, желания и фантазии. Этот опыт опирается на ключевые идеи Монтессори педагогики: уважение к личности, свободный выбор и доверие. Глина становится не столько материалом для лепки, сколько пространством для свободной игры, общения и самовыражения. Основная ценность этого формата заключается в его свободной структуре и возможности следовать за ребёнком - именно этот при
Оглавление
Что это такое и как организовать процесс - рассказывает Елена Медведева.
Что это такое и как организовать процесс - рассказывает Елена Медведева.

В современном мире ребёнку всё труднее найти пространство, где можно быть собой, исследовать собственные эмоции и строить отношения на своих условиях. Именно поэтому в нашей работе с детьми особое место занимают занятия, способствующие не только развитию мелкой моторики, но и приглашающие каждого ребенка к глубокому самовыражению, эмоциональной разрядке и развитию социальных навыков.

Одно из таких занятий - "игра в глину". Эта практика сочетает элементы глинотерапии и игротерапии. Работая с глиной в этом формате, ребёнок не лепит "по образцу", а каждый раз создаёт новый, особенный и неповторимый мир, выражая свои чувства, желания и фантазии. Этот опыт опирается на ключевые идеи Монтессори педагогики: уважение к личности, свободный выбор и доверие. Глина становится не столько материалом для лепки, сколько пространством для свободной игры, общения и самовыражения.

Основная ценность этого формата заключается в его свободной структуре и возможности следовать за ребёнком - именно этот принцип лежит в основе Монтессори-педагогики.

Как проходит занятие (свобода и структура)

Занятие условно делится на несколько этапов:
1. Индивидуальная работа и знакомство с материалом;
2. Коммуникация и развитие сюжетной игры;
3. Совместное взаимодействие;
4. Ритуал завершения и эмоциональная разрядка.

Первый этап: в начале дети знакомятся с глиной, исследуют её свойства: тяжесть, прохладу, влажность, пластичность.

Особенно это важно для детей в возрасте от 3 до 6 лет - сенсорный опыт лежит в основе их познания мира. На этом этапе дети свободно лепят то, что им близко: от шариков и листочков до замков, драконов и целых волшебных миров. Взрослый в этом процессе не обучает, а наблюдает, моделирует среду и тонко направляет, уважая темп и интерес каждого ребёнка.

Выбор темы может быть предложен или возникнуть спонтанно - важно, чтобы инициатива исходила от детей. Это отражает принцип Монтессори-среды: взрослый лишь задаёт рамки и создаёт обогащённую среду, где ребёнок сам выбирает свою активность.

Второй этап: коммуникация, фантазия и правила как основа безопасности.

Постепенно занятие переходит в коммуникативную фазу. Дети делятся своими творениями, рассказывают о героях, развивают сюжет. Здесь начинается тонкая работа с эмоциями, образами, проекциями. Участники учатся не только фантазировать, но и слышать, выражать чувства словами, понимать других. Это развитие эмпатии и социальной чувствительности, столь важное в Монтессори-подходе, основанном на уважении к личности другого.

Третий этап: взаимодействие между детьми.

Появляются мосты и дороги между постройками, строится сюжет: одно королевство может торговать с другим, герои путешествуют, возникают конфликты и сотрудничество. Взрослый наблюдает и вмешивается только в случае необходимости - чтобы поддержать структуру, обеспечить соблюдение границ, напомнить о правилах.

Правила игры устанавливаются заранее. Мы не создаём оружие, не разрушаем постройки других, не заходим в "чужой мир" без согласия. Это формирует чувство защищённости, учит уважать границы и принимать ответственность. Нарушения обсуждаются и имеют предсказуемые последствия (например, временное отстранение), что помогает ребёнку осознать границы и последствия своих действий - безопасно и без стыда.

Завершение: ритуал наведения порядка и освобождения

Завершающий этап - важная часть занятия. Дети заранее знают, что не заберут свои изделия домой. Вместо этого - общий ритуал: мы складываем глину обратно, не разрушая чужих построек (если только нас об этом не попросили). Здесь возможен момент эмоциональной разрядки: глину можно мять, бить, бросать - в безопасной и регулируемой форме. Это важнейший момент переработки накопленных чувств: гнева, тревоги, возбуждения. После такой разрядки дети становятся спокойнее, расслабленнее, внутренне собраннее.

Цели в разных фазах

1 этап: развитие сенсорики, моторики, подготовка руки к письму, телесная осознанность.
2 этап: самовыражение, изучение внутренних состояний, разговор о чувствах через проекцию на героя.
3 этап: развитие социальных навыков, эмпатии, навык установления и соблюдения границ.
4 этап: эмоциональная гигиена, выход напряжения, формирование навыков саморегуляции.

Материально-технические условия

Для комфортной игры 7–8 детей требуется около 40 кг глины. Она хранится в контейнере с крышкой слоями по 3–5 см, между которыми размещены влажные синтетические тряпки. Важно, чтобы глины хватало всем: это снижает напряжение, связанное с конкуренцией за ресурс, и позволяет детям чувствовать изобилие - ещё один важный психологический элемент.

Обратиться за консультацией и задать вопрос

Елена обучалась "игре в глину" у Алексея Лельчука несколько лет назад (сейчас он не проводит семинаров в России) и потом еще училась на арт терапевта: именно тогда "игра в глину" заиграла ещё более интересными красками, стала глубже. Через специальный раздел на нашем сайте вы можете запросить консультацию Елены по организации "игры в глину" на вашей площадке.

Также приглашаем вас задать вопросы в комментариях к этой статье. Мы всегда рады поддержать вас и ваших детей!