Найти в Дзене
Лукинский I История

Черные Клобуки: как появились на Руси

X век, Киевская Русь. Чтобы защититься от набегов Степи молодая Русь возвела лесные засеки, оборонительные линии на южной границе и даже города-крепости. Но этого мало, пустое приграничье - главная проблема великих князей. Держать на границе постоянные, профессиональные войска по образцу римских регионов Рима - непозволительная роскошь для маленькой Руси, где каждый меч и гривна на счету. Княжеская дружина была мобильным кулаком, а не стационарным заслоном, и жить на степной границе не могла. И даже крепости, такие как Белгород или Переяславль с военными гарнизонами не решали проблему - по безлюдным просторам пограничья степняки достигали центра Южной Руси молниеносно и и внезапно. Надо было заселять границу людьми. Первым кто попытался это сделать, стал князь Владимир Святой. "И поча ставити городы по Деснѣ, и по Востри, и по Трубежеви, и по Сулѣ, и по Стугнѣ. И поча нарубати муже лучьшие от Словѣнъ, и от Кривичъ, и от Чюди, и от Вятичъ, и от сихъ насели грады", – повествует летопи

X век, Киевская Русь. Чтобы защититься от набегов Степи молодая Русь возвела лесные засеки, оборонительные линии на южной границе и даже города-крепости. Но этого мало, пустое приграничье - главная проблема великих князей.

Держать на границе постоянные, профессиональные войска по образцу римских регионов Рима - непозволительная роскошь для маленькой Руси, где каждый меч и гривна на счету. Княжеская дружина была мобильным кулаком, а не стационарным заслоном, и жить на степной границе не могла. И даже крепости, такие как Белгород или Переяславль с военными гарнизонами не решали проблему - по безлюдным просторам пограничья степняки достигали центра Южной Руси молниеносно и и внезапно. Надо было заселять границу людьми.

Посульская оборонительная линия и граница со Степью X века, утоплена водохранилищем
Посульская оборонительная линия и граница со Степью X века, утоплена водохранилищем

Первым кто попытался это сделать, стал князь Владимир Святой. "И поча ставити городы по Деснѣ, и по Востри, и по Трубежеви, и по Сулѣ, и по Стугнѣ. И поча нарубати муже лучьшие от Словѣнъ, и от Кривичъ, и от Чюди, и от Вятичъ, и от сихъ насели грады", – повествует летопись. Великий князь пытался соблазнить новгородцев, кривичей, даже «чудь заволочскую» – неславянские племена – деньгами, льготами, обещаниями.

Ярослав Мудрый после победы над поляками в 1031 году поступил жестче: «И воева Ярославъ Берестий, и взя Ярославъ землю ихъ, и посади на ней свои мужи, и приведе многы ляхы и посади по Рси». Тысячи пленных поляков были насильно переселены на кровавые берега Рось, в пограничье со Степью.

Река Рось сегодня. Слева была опасная Степь, справа Русь. Река обмелела за тысячу лет
Река Рось сегодня. Слева была опасная Степь, справа Русь. Река обмелела за тысячу лет

Но не купленные деньгами и обещаниями, ни насильно привезенные не задержались здесь, на проклятой черте миров, где небо сходится с ковылем, а за холмом клубится пыль под копытами насильников с арканами. Крестьянин Киева, Суздаля и пленный лях, они смотрели на степные просторы с суеверным ужасом. Здесь не было ни воли, ни покоя, ни будущего. Лишь вечный страх разорения, рабства и смерти.

Тогда-то, в отчаянии или в гениальном озарении, у великих князей родилась идея, реализованная императорами Рима до них. Раз не хотят жить на границе те, кого грабят, может согласятся сами грабители? Великие князья Киева решили поселить на границе самих степняков, только лояльных и послушных. Тех, кто, получив новый дом в русской цивилизации, сам станет щитом против своих сородичей.

Так появился на карте Руси и в ее истории удивительный феномен - Черные Клобуки. "Черньи клобуци", "черные колпаки" – по их отличительному головному убору, высокой шапке из черного войлока. Не единое племя, а пестрый, шумный, лихой конгломерат всего, что Степь выбросила на свои окраины, и что само бежало от Степи.

"Черньи клобуци", "черные колпаки" – по их отличительному головному убору, высокой шапке из черного войлока. Степной сброд, бежавший из Степи в поисках дома и убежища
"Черньи клобуци", "черные колпаки" – по их отличительному головному убору, высокой шапке из черного войлока. Степной сброд, бежавший из Степи в поисках дома и убежища

Они сами приходили на Русь - безродные и полуизвестные степные племена, ища убежища от более грозных орд. Десятки племен, сотни семей и кланов, мы знаем некоторые имена - ковуи, каепичи, турпеи, берендеи. Но главным ядром клобуков стали торки, племя печенегов, недавних грозных врагов Руси, разбитых Ярославом Мудрым и добитых половцами. Последние осколки печенежской орды - торки бежали на Русь, дали клятву и получили землю на границе, основав тюркский народ черных клобуков.

Этот степной сброд, слепленный русской княжеской волей и инстинктом выживания, вцепился в поросские и сульские земли. Клобуки скрепили себя мечом и плугом. Мечом – против других степняков, плугом – чтобы кормить себя и семьи. Тюрки жили и отражали набеги других, построили свои деревни и стойбища. Столицей черных клобуков стал Торческ - Город Торков, мощная крепость и убежище в центре опасности.

Торческ был выстроен по русской фортификации и поддерживался другими фортами
Торческ был выстроен по русской фортификации и поддерживался другими фортами

Стойкость черных клобуков впервые была испытана в огне второго великого половецкого нашествия 1093 года. Орды кипчаков под предводительством грозного Тогрука (Тогукхана) обрушились на Русь. Половцы, как всегда, шли родовыми ордами союза племен в десять тысяч каждая. Один из самых мощных ударов принял на себя Торческ, и столица черных клобуков стояла насмерть.

Летопись сухо, но красноречиво фиксирует подвиг: «Половци же обьступиша Торцьскъ, и бѣ бо в немъ черныхъ клобуковъ множество, и держахуть ся крѣпко». Они держались крѣпко. Два с половиной месяца длилась осада, два с половиной месяца лихие всадники в черных шапках отбивали яростные штурмы со стен, делали вылазки, изматывая врага.

-5

Они ждали помощи от великого князя киевского Святополка Изяславича. Помощь пошла, но… Святополк, выступивший на выручку осажденным, был разбит половцами на реке Стугне в жесточайшей сече. «И бысть брань люта, и одолѣша иноплеменници, и побѣгоша Русь, и вънидоша въ Стугну рѣку, истопе множество, а друзии избьени быша», – повествует летописец о катастрофе.

Помощи клобуками ждать было неоткуда и припасы в Торческе подошли к концу. Город пал, клобуки были вырезаны или переметнулись. Но их героическая оборона сковала огромные силы половцев, спасла от разорения Русь.

Остатки черных клобуков возродят свой народ заново. И доказав свою ценность кровью, станут незаменимым элементом русской армии, даже когда Древняя Русь распадется. Впереди будет много событий и придет главный враг, и мы узнаем этом в 3 главе.

ДАЛЬШЕ: глава 3 ( жми) <<I>> начало здесь

Подписывайтесь на Телеграмм Лукинского - анонсы статей и многое другое