Найти в Дзене
ПроСлушано

"Народные" рокеры. Как живут уехавшие любители демократии и свободы. Часть 1. Андрей Макаревич* и Машина Времени.

С начала СВО страну покинуло достаточно общественных деятелей, чтобы выделить это явление как самостоятельное и даже дать название, но ни одно так и не прижилось. «Народные» любимцы покидали страну в несколько этапов: кто с помпой и шумом уезжал в дружелюбный Израиль, кто тихо и без всплеска оседал в местах не столь отдалённых. Сами уехавшие любят сравнивать себя с "Философским пароходом", да вот только никто деятелей насильно не высылал. Сам факт переезда не стоит оценивать слишком категорично. В первые дни и месяцы СВО миллионы наших соотечественников находились в психологическом и эмоциональном ступоре. Основой мотивации и действий стали инстинкты и заученные парадигмы, поэтому не будем строги к решениям и эмоциям первых дней. Мнение может быть самым разным, но сложно спорить, что взгляды и оценки меняются со временем: происходят новые события, открываются скрытые факты, да и мир наш турбулентен и непостоянен. Однако прошло уже три с лишним года с той даты в феврале 2022 года, посл

С начала СВО страну покинуло достаточно общественных деятелей, чтобы выделить это явление как самостоятельное и даже дать название, но ни одно так и не прижилось. «Народные» любимцы покидали страну в несколько этапов: кто с помпой и шумом уезжал в дружелюбный Израиль, кто тихо и без всплеска оседал в местах не столь отдалённых. Сами уехавшие любят сравнивать себя с "Философским пароходом", да вот только никто деятелей насильно не высылал.

Философский пароход 1922.
Философский пароход 1922.

Сам факт переезда не стоит оценивать слишком категорично. В первые дни и месяцы СВО миллионы наших соотечественников находились в психологическом и эмоциональном ступоре. Основой мотивации и действий стали инстинкты и заученные парадигмы, поэтому не будем строги к решениям и эмоциям первых дней. Мнение может быть самым разным, но сложно спорить, что взгляды и оценки меняются со временем: происходят новые события, открываются скрытые факты, да и мир наш турбулентен и непостоянен.

Однако прошло уже три с лишним года с той даты в феврале 2022 года, после которой была пройдена точка невозврата. С тех пор маски сброшены, карты легли на стол, а истинные цели «западных партнёров» проговариваются вслух — и отнюдь не с наших телеэкранов. Уничтожение Сектора Газа, заявления европейских и американских чиновников, теракты на территории РФ, поставки вооружения на миллиарды долларов, добровольный отказ Украины от мирных соглашений в мае 2022 года. Казалось бы, эти факторы не могут не влиять на отношение к происходящему или не посеять зерно сомнения: «А что, если всё немного не так, как я думал?» Но годы идут, а риторика остаётся прежней. Почему? В этой части разберём Андрея Макаревича и его группу «Машина времени».

Андрей Вадимович — фигура легендарная, знаковая для всей российской сцены. Переоценить его влияние невозможно. Он стоял у истоков русского рока, как The Beatles и Rolling Stones — у британского. Макар - выдающийся композитор и автор песен. Вёл передачи, выпускал книги, снимался в фильмах, сидел в жюри на Первом канале. Что теперь?

Нет ни одного списка «уехавших» звёзд, куда бы Макаревич не попал. А значит, любовь к нему была действительно народная. Ключевое слово — «была». Андрей Вадимович — лучший пример того, как потерять всё, что было построено тяжёлым непосильным трудом, буквально за 5–8 лет. А теперь немного хронологии.

В 2013 году будущему иноагенту не особо нравилось заигрывание Навального с националистами. Вот отрывок из интервью:

— А как вы относитесь к Навальному? — Он харизматичный, хитрый. Мне в нём многое нравится и многое не нравится. Очень не нравится его отношение к национальному вопросу, заигрывание с нацболами и прочими бритыми ребятами. Как бы из него при неудачном стечении обстоятельств маленький фюрер не получился. А страна наша, надо сказать, очень предрасположена к тому, чтобы лечь под какого-нибудь фюрера.

Но уже в 2014 году, после Евромайдана и возвращения Крыма, острый национальный вопрос никак не помешал Макаревичу выйти на «Марш мира», который по сути поддерживал бандеровско - ориентированную власть на Украине. Забавно, ведь именно маленький фюрер нынче правит в незалежной.

Макаревич на Марше Мира
Макаревич на Марше Мира

В 2015 году Андрей Вадимович в интервью прибалтийскому изданию DELFI открыто заявил, что против него организована травля, Путин недостоин быть правителем России, и он не верит, что дождётся момента, когда Россия станет развитой и процветающей страной. Но народ по-прежнему любит, и этой любви хватает сполна.

Риторика Макаревича резко изменилась от лояльной до оппозиционной всего лишь из-за одной «аннексии». Дело, как это часто бывает, было в личных интересах, которые были обильно представлены в крымском регионе при украинской власти. Макаревичу принадлежали как сеть дайвинг-клубов, так и виноградники на территории полуострова. По неизвестным причинам эти активы оказались утеряны музыкантом при смене власти. Что, разумеется, не могло обрадовать рок-бизнесмена. Отсюда и резко начавшаяся критика режима. Которая, впрочем, со временем снова сменилась почти на нейтральную.

Так, в 2019 году Андрей Макаревич пообщался с Ксенией Собчак, объяснив ей, что для политика очень важен элемент обаяния на «тактильном уровне». Так, например, Навальный, по словам Макаревича, может, и говорит всё правильно, но «простые люди» смотрят на него и «видят что-то не то — не наш». Президента же страны воспринимают абсолютно по-другому — «он наш», отмечает Макаревич. Интересно, что он осадил и саму Собчак, которая попыталась объяснить, что Путин — «это про кровожадность», а не про обаяние. «Нет, нет, нет», — тут же отрезал Макаревич.

Эта смена настроения легко объясняется тем, что «Машина времени» сумела «запороть» свой юбилейный концерт на 50 лет. 29 июня на стадион «Открытие Арена» пришло значительно меньше зрителей, чем планировалось, учитывая масштабность и юбилейность мероприятия. Видимо, «народная любовь» всё же ослабла из-за позиции лидера, и «несгибаемый» Макаревич понял эту тенденцию, поэтому смягчил тон.

Юбилейный концерт Машины на 50 лет.
Юбилейный концерт Машины на 50 лет.

События 2022 года не могли не сказаться на очередном метании Андрея Вадимовича, но текущее местоположение не обусловлено СВО на 100%. Артист купил недвижимость в Израиле ещё в 2021 году и планировал переезд в «миролюбивую страну» задолго до начала военных действий. В 2019 году он женился в четвёртый раз на уроженке Киева израильского происхождения, и супруги ожидали ребёнка. Осмелюсь предположить, что лидер «Машины» уже тогда понимал: прежней славы в России не видать. Число преданных фанатов резко сокращалось, концерты отменялись. Перезапуск группы был вынужденной мерой. Ярко оппозиционная позиция наложилась на потерю популярности, а количество недовольных властью и эмигрантов выросло — значит, образовалась новая аудитория, потребности которой нужно было заполнить.

Именно в таком статусе самая старая и уважаемая прежде группа и её лидер находятся по сей день. В списке концертов — сплошь города США и Европы с небольшими (по меркам стадионной группы) залами.

-4

Ироничное название тура «Мы рядом» скорее подтверждает, что группа старается работать на аудиторию эмигрантов, которым хочется хоть как-то соприкоснуться с родной культурой. Только вот со "своей" страной Макаревич и компания не рядом настолько, насколько это возможно. Хотя сам Андрей Вадимович так не считает. Вот его пост 2022 года про уехавших артистов

Всегда приятно почитать культурного человека.
Всегда приятно почитать культурного человека.

У Макаревича, в целом, всё хорошо. Недвижимость в Грузии и Израиле, новая жена и маленький ребёнок. Это полностью его выбор. Он продал всё, что имел в России, чтобы было на что жить на пенсии. «Варварская нецивилизованная страна» позволила это сделать и, в отличие от «цивилизованных», не стала отнимать собственность иноагента. «Хорошего русского» теперь ничего не связывает с его, скорее всего, «малой родиной».

Вряд ли к нему можно применить строчку из его же песни: «Он был как все и плыл как все — и вот он приплыл. Ни дома, ни друзей, ни врагов».

Но раньше его творчество собирало стадионы, а теперь — несколько сотен человек. Стоило ли оно того, пусть каждый решает сам.

*внесен Минюстом в список иностранных агентов